Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Психолого–педагогический подход в работе с семьями группы риска - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Психолого–педагогический подход в работе с семьями группы риска


Автор(ы): Калачева Галина Михайловна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Обилие классификаций семей заставили нас определиться, какие семьи мы включаем в «группу риска».
I группа: это семьи, которые рискуют не справиться с задачей воспитания и делают это в данный момент с большим напряжением сил.
II группа: семьи, уже находящиеся в «зоне риска» (неблагополучные, асоциальные и т.д.), которые не справляются с возложенными на них функциями.
И если первым, иногда достаточно предложить своевременную помощь, то вторым, необходима длительная психолого-педагогическая поддержка, часто требующая межведомственного взаимодействия, и, к сожалению, не всегда приводящая к успеху.

Алгоритм работы с семьями «группы риска»

I. Выявление семей «группы риска»
Каждый год в сентябре составляется социальный паспорт школы, из которого видно количество каждой категории семей.
II. Первичное консультирование, на котором происходит знакомство с членами семьи, составляется паспорт семьи (карата), определяется объект, которому нужна помощь, анализируются ресурсные возможности семьи.
Так как в проблему входят три категории: родители, дети, семья в целом, то и методики подбирались к каждой категории.
Дети:
  • неоконченные предложения, рисунок «Моя семья»;
  • методика Рене Жиля «Подростки о родителях»;
  • анкета «Я и моя семья».
Родители:
  • тест «Какой вы воспитатель»;
  • опросник «Ваш стиль воспитания»;
  • тест «Понимаете ли Вы и Ваш ребенок друг друга»;
  • тест «Роль родителей в воспитании ребенка»;
  • опросник интерперсонального диагноза (Г. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучек);
  • опросник родительского отношения, разработанные А.Я. Варгой и В.В. Столиным);
  • самодиагностика родительского отношения к детям;
  • опросник выявления степени заботы родителей по отношению к своему ребенку.
Семья в целом:
  • самодиагностика типового семейного состояния
  • опросник взаимодействия родителя и ребенка
III. Психолого-педагогическая коррекция
Проясняются ожидания семьи, вырабатываются цели, задачи, отбираются формы и методы психолого-педагогической поддержки.
В нашей школе используются следующие формы и методы работы с родителями:
  • Психолого-педагогический лекторий
  • Конференция
  • Открытые занятия и внеклассные мероприятия
  • Индивидуальные тематические консультации
  • Посещение семьи
  • Переписка с родителями (начальная школа)
  • Родительское собрание
Психологическое обеспечение поддержки включает в себя:
  • психолого-педагогическое просвещение родителей повышения психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений;
  • сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей.
Это решается через:
  • индивидуальное или групповое консультирование;
  • групповые психологические занятия с элементами тренинга, где решаются задачи и информативного плана и обучающего;
  • вовлечение родителей и детей в совместную деятельность.

Тематика психологических занятий с родителями

  1. Первый раз – в первый класс.
  2. Ловушки общения.
  3. В тисках стресса.
  4. За гранью отчаяния.
  5. Соблазны курения.
  6. Как взрослый может помочь подросткам стать взрослым.
  7. Мифы о подростках.
  8. Если у Вас конфликт с учителем.
  9. Поглаживания положительные и отрицательные.
  10. Второе рождение. (Психологические особенности пятиклассников. Как строить отношения с ребенком?)
  11. Отметки и отметины. Каких оценок ждут от детей взрослые.
  12. Почему дети лгут
  13. Особенные дети (застенчивые, импульсивные и т.д.)
  14. Если дети воруют.
  15. В поисках равновесия.
  16. Ребенок в карусели развода.
  17. Знаем ли мы их?
  18. Домашнее задание: с ребенком или за него?
  19. Здоровье дороже пятерки.
  20. Правдолюб или ябеда.
  21. У ребенка горе.
  22. <...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.26 | Просмотров: 1966

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340