Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Психопрофилактический урок в 7-м классе на тему: Есть на свете такая дружба, такое чувство есть на земле… - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Психопрофилактический урок в 7-м классе на тему: Есть на свете такая дружба, такое чувство есть на земле…


Автор(ы): Телегина Наталья Вячеславовна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: Формирование позитивных коммуникативных навыков как одного из важнейших условий в развитии дружеских отношений подростков.
Задачи урока:
  • Раскрыть понятие «дружба» как одно из составляющих человеческого общения.
  • Создать условия для развития умения принимать правильные решения.
  • Показать учащимся необходимость принятия индивидуальности другого человека.
  • Создать возможности для самооценки поведенческих реакций учащихся в ходе дружеских взаимодействий.
Теоретические положения:
Дружба оказывает большое влияние на жизнь человека, на его поступки, самосознание. Очень часто «за компанию» совершаются поступки, не соответствующие социальным нормам общества и уровню воспитания большинства членов дружеской группы. Не всегда человек осознает ответственность за другого в дружеской паре или компании, а значит, не всегда может оказать помощь в трудной ситуации. Поэтому рассмотрение данной проблемы будет актуально значимым для подростковой группы, где согласно возрастным изменениям происходит переоценка ценностей и, может, даже изменение дружеских симпатий.
Словарь.
Согласно словарю Даля, « дружба - взаимная привязанность двух и более людей, тесная их связь. В добром смысле - бескорыстная стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном - тесная связь, основанная на взаимных выгодах».
Материалы для урока: доска, мел, раздаточные листы, ручки, ситуации.
Ход урока.
0 этап.
Приветствие ведущего. Определение темы занятия и цели его проведения.
Упражнение - энергизатор «Паровозик» - 3 минуты
Ведущий. Предлагаю выполнить упражнение «Паровозик». Встаньте друг за другом. Стоящий впереди будет локомотивом, глаза у него открыты. Остальные - вагончики, глаза у них закрыты. Задача - двигаться за локомотивом. Руки на плечах впереди стоящего, глаза закрыты. Условие - глаза открывать нельзя и расцепляться нельзя.
Начали - закончили!
Обсуждение: каковы ваши ощущения? Цель упражнения.
I этап (самотестирование) - 10 минут
Отсутствие или наличие симпатий проявляется, прежде всего, в понимании людьми друг друга. Оцените свое взаимопонимание с вашим другом с помощью простых вопросов.
1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений:
  • да - 1 очко;
  • нет, такой необходимости в выяснении отношений нет - 0;
  • такое выяснение отношений бесполезно - 2.
2. Когда вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обид:
  • да - 0 очков;
  • да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка- 1;
  • об этом не может идти речи - 2.
3. Считаете ли вы, что ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит:
  • да - 1 очко;
  • не имею представления - 2;
  • я в курсе всех его проблем - 0.
4. Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время:
  • да - 0 очков;
  • не всегда, нужно выждать подходящий момент - 1;
  • в большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени - 2.
5. Когда вы разговариваете друг с другом, то следите за тем, чтобы ваши формулировки были точными:
  • да, я обдумываю, взвешиваю свои слова - 1 очко;
  • нет, мы говорим прямо то, что думаем - 2;
  • высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому - 0.
6. Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его:
  • да, так часто бывает - 2 очка;
  • он просто не вникает в мои проблемы - 1;
  • он всегда проявляет участие - 0.
7. Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается вас самого, не советуясь с другими:
  • случается и так - 2 очка;
  • мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой - 1;
  • мы решаем и обсуждаем все вместе - 0.
8. Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете чаще поделиться с чужими людьми, чем со своим партнером:
  • иногда это случается - 1 очко;
  • нет, свои проблемы я обсуждаю со своим партнером - 0;
  • посторонние меня лучше понимают - 2.
9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-то другом:
  • бывает и так - 2 очка;
  • нет, я слушаю внимательно - 0;
  • если чувствую, что рассеян(на), то стремлюсь сосредоточить свое внимание - 1.
10. В разговоре вы пытаетесь прежде всего высказаться сами:
  • непременно - 2 очка;
  • обычно даю возможность партнеру высказать все, что его волнует - 0;
  • считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами - 1.
А теперь оба партнера должны подсчитать и сложить вместе те очки, которые у них набраны. Итак...
От 0 до 10 очков. У вас принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. У вас нет потребности делиться с кем-то другим: друзьями, родственниками, потому что партнер вас понимает лучше.
От 11 до 29. Нельзя сказать, что вы совершенно не делитесь друг с другом своими проблемами. Но есть ряд вещей, о которых вам нужно и можно было бы говорить, однако этого не происходит. Существуют вопросы, о которых вы не говорите, и вы оба не решаетесь обсуждать их. А это ведет к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал. И такого человека ищут...
Таким образом, даже эти краткие сведения показывают, что взаимное влечение, лежащее в основе и являющееся необходимым, условием появления и сохранения приятельских, дружеских взаимоотношений, возникает в силу весьма разнообразных причин, находящихся друг с другом в сложных сочетаниях.
II этап
(сообщение новой информации) - 7 минут
Народная пословица гласит: «Какову дружбу заведешь, такову жизнь и проведешь». Что же это за наука такая - дружба?
Дружба характеризуется прежде всего взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. По мнению древнеримского оратора и философа Цицерона, «основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений».
Развитие дружеских отношений предполагает соблюдение ее неписанного кодекса, утверждающего необходимость взаимопонимания, ответственности и открытости, доверительности, активной взаимопомощи, взаимного интереса к делам друг друга, искренности и бескорыстия чувств. Недаром еще Цицерон отметил, что «дружба возможна только между честными людьми...». Серьезные нарушения кодекса дружбы ведут либо к прекращению, либо к сведению дружбы к поверхностным приятельским отношениям. Либо даже к превращению в свою противоположность - вражду.
Дружба бывает разная. Кто-то стремиться подчинить себе друга, кто-то находит радость посвятить свою жизнь кому-то. Дружба бывает и разной глубины.
Самая великая, настоящая дружба - это когда два или несколько человек живут жизнью друг друга, находят радость в помощи друг другу, в сочувствии друг другу, в единомыслии друг с другом, в самоотверженности друг ради друга. Не бывает и быть не может истинной дружбы только тогда, когда «друзья» стремятся использовать друг друга в своих корыстных целях, когда, по поговорке, каждый тянет одеяло на себя. Тогда дружба, если родится, быстро чахнет и умирает. Персидский поэт Саади утверждал:
Тот истинный друг, кто укажет в пути
Препятствия все и поможет пройти,
Льстецов причислять опасайся к друзьям,
Тот истинный друг, кто честен и прям.
Отрочество и юность всегда считались привилегированным «возрастом дружбы» Юношеская дружба действительно качественно отличается и от детской, и от дружбы взрослых людей. Ранняя юность означает рост самостоятельности, отход от родителей и переориентацию на сверстников. Подростки стремятся лучше узнать себя, самораскрыться, и друг выступает здесь в качестве зеркала, отражающего ваши сильные и слабые стороны. Это «зеркало» достаточно беспристрастно и хрупко, и попытки слишком близко приблизиться к нему могут разбить его, разрушить систему отношений, причинить боль.
Неблагополучные отношения подростка с друзьями могут вызвать у него глубокие и серьезные переживания, он отказывается от пищи и от гуляния, у него все валится из рук, он становится неразговорчивым, а порой и просто грубым. Ребята ищут то, что соответствует их интересам и потребностям. В этих поисках возникают увлечения и разочарования, загораются и рушатся надежды, в значительной степени складываются, испытываются и оттачиваются идеалы и ценности.
Дружба делает жизнь человека эмоциональнее, насыщеннее, богаче, интереснее. Ища задушевного друга, мы пристально всматриваемся в поступки и отношения людей. Мы приобретаем собственный опыт взаимодействия с людьми, вырабатываем у себя определенные нормы поведения в группе, формируем общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, готовность помочь в беде. В своей книге «Дружба» И.С. Кон, один из исследователей дружеских отношений, писал: «Идеальная дружба - это глубочайшая искренность, полное взаимное доверие, безоглядное раскрытие своего интимного «Я». Психологические основы данного явления заключаются в том, что объективная реальность человеческого «Я» не может быть полностью объективирована в предметной деятельности. Она обязательно предполагает общение с каким-то реальным или воображаемым «Ты». Чем сложнее и многограннее личность, тем сильнее ее потребность в такой встрече и тем специфичнее средства этой коммуникации. Человек не может ни осмыслить, ни даже прочувствовать свою внутреннюю жизнь иначе как через других людей, общение с которыми или страх утраты которых открываю ему смысл и ценность собственного бытия. Ценность дружбы заключается не только в полном самораскрытии, но и в безоговорочном принятии...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.26 | Просмотров: 1895

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340