Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Урок развития речи Живые реки
Автор(ы): Абдуллина Ляйля Закировна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Дать понятия: режим рек, питание рек, половодье, паводок, равнинные реки, горные реки, пороги, водопады,
- Научить описывать режим реки, виды питания, характер течения реки,
- Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта - реки,
- Продолжить формирование умения работы с картой - определение местонахождения некоторых крупнейших рек,
- Воспитывать через произведения литературы и фотографии любовь к красотам родного края.
Оборудование: - Физическая карта мира,
- Таблица Режим и питание рек,
- Картины Горное ущелье, Горная река, Равнинная река,
- Сборники произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Вадима Шефнера,
- Фотографии с видами местных рек Белой, Яндыка, Наязы,
- Контурная карта полушарий,
- Словари по физической географии,
- Карточки со словами питание, режим, с рисунками снега, дождя, ледников, подземных вод.
Ход урока ОПРОС 1. Опрос по терминам (карточки): Вариант А 1. Водный поток, текущий в выработанном им углублении 2. Начало реки 3. Главная река со всеми притоками 4. Граница, разделяющая соседние речные бассейны 5. Часть речной долины, затапливаемая во время разлива реки Вариант Б 1. Широкое углубление, на дне которого расположено русло рек 2. Место впадения реки в другую реку, озеро или море 3. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку 4. Естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка 5. Часть речной долины, затапливаемая во время разлива реки 2. Работа по настенной контурной карте В карточках рядом с названиями рек нужно проставить цифры, которыми они обозначены на настенной контурной карте Вариант А | | Вариант Б | Нил | | Конго | Амазонка | | Обь | Волга | | Инд | Енисей | | Лена | Миссисипи | | Амазонка | Карточки собираем. 3. Описание строения реки и речной долины (два ученика готовятся, пока два других отвечают по карте). Дана схема реки и речной долины, магнитом прикрепить названия частей и рассказать об их строении. 4. Опрос по настенной карте 1 ученик - Волга, Енисей, Нил, Инд, Миссисипи 2 ученик - Обь, Лена, Конго, Амазонка, Хуанхэ 5. В контурных картах (реки обозначены дома) закрасить в зеленый цвет бассейн Оби, в желтый - бассейн Волги (или заштриховать) и ответить, что является водоразделом. ? НОВАЯ ТЕМА Сегодня мы продолжим изучение рек, узнаем, откуда в реках берется вода, каков режим рек, чем отличаются горные и равнинные реки, что такое пороги и водопады, тему нашу назовем Живые реки. Мы еще раз убедимся, насколько выразителен и богат русский язык. Если мы откроем толковый словарь, то узнаем, что: Питание - 1. Пища, характер и качество пищи 2. Энергия, топливо, необходимые для функционирования чего-либо. Режим - 1. Распорядок дел, действий, 2. Условия деятельности, работы, существования чего-либо Словарь Ожегова В словарях физических терминов дано несколько иное значение этих же слов: Питание - поступление, приток воды от источника питания. Режим - характер поведения реки во времени Словарь терминов по физической географии Вопрос: Так откуда же в реку поступает вода? Виды питания: дождевое, снеговое, ледниковое, подземное или смешанное ( на доску прикрепляю карточки со словами). Учащиеся получают карточки с изображением ледника, дождика, снежинок, грунтовых вод и определяют тип питания реки Реки: - 1 гр. Амазонка - дождь, ледник, нет снега,
- 2. гр. Волга - дождь, снег, подземные воды, нет ледника,
- 3 гр. Нил - ледник, дождь, нет снега
- 4 гр. Обь - снег, дождь, подземное, нет ледника
- 5. гр. Колыма - все, кроме подземного
- 6 гр. Яндык - все, кроме ледника
Ответы поясняются. Вспомним, какими бывают наши реки в течение года? Ежегодный подъем уровня воды в реке в одно и тоже время называется половодьем. Для наших рек характерно весеннее половодье. Летом уровень воды в реке падает. Но, если идут ливневые дожди, уровень может подняться, возникает паводок. Разберем рисунок 59. . Что произошло с режимом реки Волги? Работа по графикам Режим и питание Унжы, Амура, Терека. В какое время года на этих реках бывает половодье? Каков тип питания данных рек? Скорость течения рек бывает разной. зависит это от рельефа. По характеру течения выделяют реки равнинные и горные. По вариантам составить рассказ о горной реке и равнинной реке. Заполните таблицу: Характеристики | Горная река | Равнинная река | 1. Разница в высоте между истоком и устьем | | | 2. скорость течения | | | 3. речная долина | | | Ответы озвучить и объяснить Учащиеся получают карточки со стихами. 1 карточка Река глубокая...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.26 | Просмотров: 1486
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|