Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок развития речи Живые реки - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок развития речи Живые реки


Автор(ы): Абдуллина Ляйля Закировна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • Дать понятия: режим рек, питание рек, половодье, паводок, равнинные реки, горные реки, пороги, водопады,
  • Научить описывать режим реки, виды питания, характер течения реки,
  • Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта - реки,
  • Продолжить формирование умения работы с картой - определение местонахождения некоторых крупнейших рек,
  • Воспитывать через произведения литературы и фотографии любовь к красотам родного края.
Оборудование:
  • Физическая карта мира,
  • Таблица Режим и питание рек,
  • Картины Горное ущелье, Горная река, Равнинная река,
  • Сборники произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Вадима Шефнера,
  • Фотографии с видами местных рек Белой, Яндыка, Наязы,
  • Контурная карта полушарий,
  • Словари по физической географии,
  • Карточки со словами питание, режим, с рисунками снега, дождя, ледников, подземных вод.
Ход урока
ОПРОС
1. Опрос по терминам (карточки):
Вариант А
1. Водный поток, текущий в выработанном им углублении
2. Начало реки
3. Главная река со всеми притоками
4. Граница, разделяющая соседние речные бассейны
5. Часть речной долины, затапливаемая во время разлива реки
Вариант Б
1. Широкое углубление, на дне которого расположено русло рек
2. Место впадения реки в другую реку, озеро или море
3. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку
4. Естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка
5. Часть речной долины, затапливаемая во время разлива реки
2. Работа по настенной контурной карте
В карточках рядом с названиями рек нужно проставить цифры, которыми они обозначены на настенной контурной карте
Вариант А Вариант Б
Нил Конго
Амазонка Обь
Волга Инд
Енисей Лена
Миссисипи Амазонка
Карточки собираем.
3. Описание строения реки и речной долины (два ученика готовятся, пока два других отвечают по карте).
Дана схема реки и речной долины, магнитом прикрепить названия частей и рассказать об их строении.
4. Опрос по настенной карте
1 ученик - Волга, Енисей, Нил, Инд, Миссисипи
2 ученик - Обь, Лена, Конго, Амазонка, Хуанхэ
5. В контурных картах (реки обозначены дома) закрасить в зеленый цвет бассейн Оби, в желтый - бассейн Волги (или заштриховать) и ответить, что является водоразделом. ?
НОВАЯ ТЕМА
Сегодня мы продолжим изучение рек, узнаем, откуда в реках берется вода, каков режим рек, чем отличаются горные и равнинные реки, что такое пороги и водопады, тему нашу назовем Живые реки. Мы еще раз убедимся, насколько выразителен и богат русский язык.
Если мы откроем толковый словарь, то узнаем, что:
Питание -
1. Пища, характер и качество пищи
2. Энергия, топливо, необходимые для функционирования чего-либо.
Режим -
1. Распорядок дел, действий,
2. Условия деятельности, работы, существования чего-либо
Словарь Ожегова
В словарях физических терминов дано несколько иное значение этих же слов:
Питание - поступление, приток воды от источника питания.
Режим - характер поведения реки во времени
Словарь терминов по физической географии
Вопрос: Так откуда же в реку поступает вода?
Виды питания: дождевое, снеговое, ледниковое, подземное или смешанное ( на доску прикрепляю карточки со словами).
Учащиеся получают карточки с изображением ледника, дождика, снежинок, грунтовых вод и определяют тип питания реки
Реки:
  • 1 гр. Амазонка - дождь, ледник, нет снега,
  • 2. гр. Волга - дождь, снег, подземные воды, нет ледника,
  • 3 гр. Нил - ледник, дождь, нет снега
  • 4 гр. Обь - снег, дождь, подземное, нет ледника
  • 5. гр. Колыма - все, кроме подземного
  • 6 гр. Яндык - все, кроме ледника
Ответы поясняются.
Вспомним, какими бывают наши реки в течение года?
Ежегодный подъем уровня воды в реке в одно и тоже время называется половодьем. Для наших рек характерно весеннее половодье. Летом уровень воды в реке падает. Но, если идут ливневые дожди, уровень может подняться, возникает паводок.
Разберем рисунок 59. . Что произошло с режимом реки Волги?
Работа по графикам Режим и питание Унжы, Амура, Терека.
В какое время года на этих реках бывает половодье? Каков тип питания данных рек?
Скорость течения рек бывает разной. зависит это от рельефа. По характеру течения выделяют реки равнинные и горные.
По вариантам составить рассказ о горной реке и равнинной реке.
Заполните таблицу:
Характеристики Горная река Равнинная река
1. Разница в высоте между истоком и устьем
2. скорость течения
3. речная долина
Ответы озвучить и объяснить
Учащиеся получают карточки со стихами.
1 карточка
Река глубокая...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.06.26 | Просмотров: 1486

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340