Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Нравственная проблематика пьесы А.Вампилова Старший сын
Автор(ы): Нефедова Галина Филипповна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: 1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга; 2) разобраться в нравственной проблематике пьесы; 3) составить план характеристики главных героев. Оборудование: портрет А.Вампилова, художественный фильм “Старший сын”. Методические приемы: частичная лекция, доклад учащихся, просмотр эпизодов фильма, их анализ, аналитическая характеристика героев (метод беседы). Ход урока I. Постановка целей и задач урока. II. Вступительное слово учителя. - Александр Вампилов - человек, жизнь которого короткая, но яркая. Драматург, сыгравший значительную роль в современном театре. III. Сообщение учащегося о жизненном пути А.Вампилова. IV. Слово учителя о творчестве А.Вампилова. - Главной страстью А.Вампилова был театр, а в литературе – драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник рассказов. Валентин Распутин, друживший с ним со студенческих лет, говорил: “В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов… - кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с этими именами российская литература…”. Драматургия Александра Вампилова делится на 2 этапа. Первый этап – педагогический, т.е. автор растет вместе со своим героем. В этом периоде А.Вампилов опирается на неисчерпаемые силы молодости “человек должен ходить по земле гордо и легко”, следовательно, произведениям присущ оптимизм. Конфликт имеет двуплановость: 1) молодость отцов с одной стороны; 2) мудрость отцов с другой стороны. Юмор служит задаче: воскрешение человека, за несерьезным взглядом на вещи обнаруживается глубокая форма познания реальной действительности. Герои способны делать выводы, основанные на внутренних душевных ценностях, поэтому автор легко и естественно приводит героев к должным поступкам, отвечающим высшим человеческим интересам. Второй этап: новый герой, сопротивляющийся автору, идеальной обстановке противопоставляет свою, реальную, в которой нет места бескорыстной любви к ближнему, добра ради добра. Следовательно, позиция автора – честный художник, поэтому основное настроение произведения – грусть, которая пронизывает все пьесы II этапа. V. Просмотр фрагментов художественного фильма “Старший сын” и аналитическая характеристика героев пьесы. Беседа с учащимися: - Эта комедия светлая и печальная; каковы отличительные черты жанра пьесы “Старший сын”? В чем особенность системы характеров пьесы? (Это драматическое произведение, конфликт между двумя группами героев: нормальных и ненормальных*). * Вампилов А.В. Дом окнами в поле – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981 – 690 с., с.130. - Каких героев пьесы вы можете отнести к группе нормальных и ненормальных? Подтвердите свой ответ строками из текста. - На чьей стороне симпатии автора? Аналитическая беседа о каждом герое. Сарафанов. - К какой возрастной группе принадлежит этот герой, почему? - Как относится к детям? (Просмотр фрагмента, подтверждение увиденного строками из текста). - Как принимает известие о существовании старшего сына? Бусыгин. - Кто этот молодой человек? - Как относится к своей лжи о том, что он является сыном? -Почему он не может быть равнодушным к семье Сарафановых? (Бусыгин взвалил на себя проблему чужой семьи и с точки зрения нравственности помогает возродить семью) - Что общего и в чем разница с Сильвой? (Просмотр отдельных эпизодов фильма). (У этих героев судьбы одинаковые, а духовный мир разный). Ни...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.26 | Просмотров: 3710
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|