Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся-билингвистов в процессе обучения в начальной школе
Автор(ы): Жидаль Регина Флорисовна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
С 2000 года в Норильском промышленном регионе резко возросло количество переселенцев из стран кавказского региона. Наша школа находится в районе компактного поселения азербайджанской диаспоры. По этой причине резко возросло количество двуязычных детей в школе. В зависимости от того, каким уровнем знаний владеют приехавшие в Россию дети, они распределяются по разным классам, начиная с первого. Даже если ребенок отучился 2-3 класса в Азербайджане, но не знает русский язык, ему приходится начинать свое обучение с 1 класса. Поэтому в 1-2 классе могут обучаться дети, которым и 9-10 лет. Начальный период овладения русским языком детьми кавказской национальности должен включать в себя все основные, традиционные для данного этапа обучения, ступени: - предварительный курс (формирование навыков устной речи);
- обучение грамоте (первоначальное формирование навыков чтения и письма), развитие речи;
- чтение, развитие устной и письменной речи.
Педагогическим коллективом накоплен большой опыт по работе с учащимися-билингвистами. Психолого-педагогическое сопровождение с детьми- билингвистами строится в соответствии с образовательными потребностями, а также социокультурными условиями жизни и воспитании. Основная работа с детьми-билингвистами строится в начальной школе. В тесном контакте работают учителя, психолог и логопед. С младшими школьниками работать легче. Дети привыкают к коллективной деятельности, к школе, приобретают элементарные навыки общения на русском языке и корректного поведения в типичных ситуациях, усваивают основные элементы русской культуры (“фоновые знания”), известные большинству российских детей этой возрастной группы и лежащие в основе построения учебных курсов по всем предметам в российской общеобразовательной школе. Малыши легче идут на контакт, не испытывают комплексов и учатся говорить правильно по-русски Однако следует обратить внимание, что сопровождение не ограничивается только работой с учащимися - билингвистами. Нами разработана модель сопровождения учащихся начальной школы, педагогов, родителей. Важна работа не только специалистов, а всех участников образовательного процесса, в первую очередь учителя. Психолог и логопед дают рекомендации учителю по особенностям работы с каждым ребенком. А основная нагрузка по воспитанию, социализации, обучению лежит на учителе. В этом помогает воспитатель группы продленного дня. Практически все дети, не говорящие по-русски, в 1 классе остаются в группе продленного дня, где идет развитие детей через часы творчества. Помимо этого мы стараемся привлечь детей в спортивные секции. Модель сопровождения детей-билингвистов. Психолог | Учитель | Логопед | Соц. педагог | Воспитатель ГПД | Диагностический этап сопровождения | Диагностика актуального уровня развития, готовности к школьному обучению | Сбор информации о педагогических аспектах статуса школьника | Диагностика речи учащихся | Сбор информации о социальном статусе семей | Знакомство с результатами диагностики | Коррекционно-развивающий этап сопровождения1-3 класс | Проведение коррекционно-развивающих занятий | Дополнительная индивидуальная работа | Проведение коррекционно-развивающих занятий | Создание банка данных “семья”. Инд. Работа с семьями по необходимости | Вовлечение детей в творческие объединения и секции | Психолого-педагогическое сопровождение4 класс | Индивидуальная работа по запросам | Дополнительная индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Инд. Работа с семьями по необходимости | Вовлечение детей в творческие объединения и секции | Обследовать состояние психических и речевых процессов таких детей затруднено, так как обследование должно проводиться на родном языке. В процессе обучения дети овладевают русским разговорным языком, и тогда становится возможным логопедическое и психологическое обследование, а также психологическая и логопедическая помощь. В сентябре-октябре месяце проводится комплексное обследование первоклассников психологом и логопедом. На педагогическом консилиуме определяются общие направления работы, а также дети, требующие повышенного внимания. Психолог определяет уровень подготовленности детей к обучению в 1 классе. Логопед проводит обследование речи учащихся. У двуязычных детей наблюдается развитие речи на бытовом уровне. В школу поступают дети, которые совсем не владеют русским языком, отсюда идут вторичные нарушения (неустойчивость почерка, обилие грамматических ошибок, затруднение в построении самостоятельного высказывания, нарушения техники чтения, наличие стойких специфических ошибок). После обследования формируются группы, составляется план коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа психологом направлена на: - развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения),
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядно, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований),
- развитию речи и словарного запаса учащихся
- социализацию учащихся в обществе.
Работа логопеда направлена на развитие речевых и неречевых процессов: - развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, развитие слогового анализа и синтеза (игры и упражнения для стимуляции слухового внимания);
- расширение словарного запаса, обогащение активного словаря (данный пункт особенно актуален для детей нашего северного региона);
- развитие познавательных процессов (упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания, развитие образной и оперативной памяти);
- формирование связной речи (составление рассказа по картинке, по серии сюжетных картинок, по заданному началу и концу и т.д.);
- совершенствование пространственно-временных ориентировок (ориентировка в собственном теле, в окружающем пространстве, на листе бумаги);
- развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки;
- коррекцию и совершенствование графо-моторных навыков и изобразительно-графических способностей (срисовывание фигур (учитывая пропорции), дорисовывание недостающих деталей и т.п.)
Дети-мигранты, вынужденные переселенцы находятся в особо трудных условиях: ребенок отличен от среды своего нового местонахождения своей культурой; он является, как правило, выходцем из малообеспеченных слоев общества, социально незащищен, не знает или плохо знает я...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.06.26 | Просмотров: 2141
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|