Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Игры в помощь обучению и воспитанию на уроках биологии с использованием информационных технологий - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Игры в помощь обучению и воспитанию на уроках биологии с использованием информационных технологий


Автор(ы): Сорокина Наталья Владимировна, заместитель директора по УР; Васенкова Светлана Николаевна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Игра – регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития.
С.Л. Рубинштейн

Цель работы:
  1. Сформировать интерес к предмету, повысить активность учащихся.
  2. Развить творческие способности, смекалку, расширить кругозор.
  3. Сформировать навыки коллективной работы, уважения друг к другу.
  4. Сформировать представление о чести, смелости, мужестве и такте.
  5. Научиться любить свой организм и окружающую природу.
Существуют различные способы активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии: традиционные, применяемые на уроке, например, тестирование, тематические вопросники и диктанты, и нетрадиционные, которые можно проводить как в урочное, так и внеурочное время, – конкурсы, викторины, инсценировки. Общей особенностью нетрадиционных форм работы является присутствие в них игрового элемента.
Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра, имеющая весьма разнообразное значение в нашей жизни. В играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Проявляются такие качества, как смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля к победе. Они заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В процессе игры совершенствуются все психические процессы, стимулирующие развитие детей.
Игра – древнейшее средство воспитания и обучения детей. Особое значение приобрели игры для учебной деятельности. Они дополняют традиционные формы обучения, способствуют его активизации и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. В сочетании с другими методами и приёмами игры повышают эффективность преподавания биологии, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы.
В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют задания и делают это с увлечением, а не по обязанности. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда и к предмету. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности: дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, у них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина.
“Учить играя” – заповедь современной школы.

По своему воздействию игры разделить на несколько групп:

1. На развитие внимания.

Больше всего дети страдают от отсутствия или недостатка внимания – сосредоточенности на каком-то объекте. Внимание ребёнка зависит от настроя его на восприятие информации.
Внимание может быть сосредоточенным и рассредоточенным, произвольным и непроизвольным, избирательным и целенаправленным, устойчивым и рассеянным. Регуляторами внимания могут быть любознательность и любопытство, которые необходимо в процессе обучения воспитывать. Внимание – это усиление ума и всех его рецепторов: зрение, слуха, осязания, обоняния. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учиться письму, чтению, счёту. За вниманием следует запоминание и развитие памяти. Среди всех средств, развивающих внимание, игры занимают не последнее место.
Примеры игр:
1. “Выбрать лишнее”, “Четвёртый лишний”, “Найдите ошибку в схеме”.
слайд №3
2. “Рассказ небылица” найти ошибки в рассказе.
Пример: Ребята должны уличить Мюнхгаузена, т.е. найти фактические ошибки в его рассказе: “Летом я жил в деревне. У бабушки – огород, поэтому работы хватало всем: натаскать утром воды, в обед полить, вечером прополоть. Чего только нет на бабушкином огороде! Картофель, капуста, морковь, огурцы, помидоры и многое другое. Когда зацвели огурцы, мы оборвали все пустоцветы. Пришлось окучивать лук, морковь, поливать подсолнечник…”
3. “Отгадать задуманное”, (растение, животное, термин и т. д.), используя перечень наводящих вопросов.
Пример: На столе расставлено несколько комнатных растений (или развешаны рисунки животных). Один ученик выходит из класса, а оставшиеся загадывают растение (животное). Вернувшись, ученик задаёт вопросы, на которые класс отвечает “да” или “нет”. Вопросы должны касаться морфологических признаков или других особенностей растения. Например, на столе находятся хлорофитум, герань, узамбарская фиалка, традесканция. Класс загадывает “узамбарская фиалка”. Вызванный ученик задаёт вопросы:
- Это растение из класса однодольных?
- Нет!
- Листья опушены?
- Да!
- Листья растут, образуя розетку?
- Ответ: Это узамбарская фиалка.
Вопросов должно быть не более пяти. По их характеру можно судить о знании материала.
4. “Читальный зал”, прочитав статью, учащиеся отвечают на вопросы:
- Сколько раз встречалось слово (термин)?
- Сколько и какое животное (растение) упоминалось в статье?
Термин “игра” соответствует понятиям о шутке и смехе, лёгкости и удовольствии, с положительными эмоциями. Вершиной игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра. Работа с образами, пронизывает всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления, в том числе и творческую интуицию.

2. Игры на развитие воображения.

Все дети замечательные актёры. Ребята любят изображать артистов, певцов, любят передразнивать друг друга и взрослых. В этом им помогает воображение. Воображение входит в любой процесс деятельности детей. В раннем детстве малыши любят выступать на публике, став старше, они уже побаиваются, стесняются. Это подтверждается на примере сегодняшнего 7-го класса. И если этот барьер не преодолеть, то могут вырасти закомплексованные, зажатые и обеднённые в творческом самовыражении люди. Все дети изначально талантливы, поэтому воображение можно и необходимо развивать. Этому служат различные творческие игры и забавы, а через них можно обучать детей. Это наиболее приемлемо и результативно в младших и средних классах, хотя и старшие классы играют с удовольствием.
Примеры игр:
1. “Изобрази без предмета” (Мимика и жесты.)
слайд №8
Дети изображают мимикой и жестами всевозможные живые организмы и их особенности.
2. Конкурсы творческих работ: стихов, рисунков, сочинений и т.д.
3. Игры “Путешествия”
Путешествуют учащиеся разных возрастов с удовольствием в воображаемое место или время.
4. “Фантастический проект”
Даются такие задания на уроках и на дом. Цели таких игр, могут быть всевозможные изобразить или описать какие изменения будут в природе, что может произойти с человеком и другими живыми существами, а также дети фантазируют на тему “инопланетян”.
5. Театрализованные игры. (Мини диалоги (сценки), придуманные самими детьми или заранее подготовленные к уроку о жизни животных, растений, человека.)
6. “Придумай сказку”
Учащиеся с удовольствием придумывают сказки на заданную тему. Короткие, во время урока и более объёмные дома, с использованием всех особенностей животных и растений. А также не забывают, что в основе каждой сказки лежит не реальная, фантастическая часть.
7. “Побудем журналистами”
По набору слов дети пишут статью или сообщение.
Слайд №4

3. Игры на развитие памяти.

Память человека – это способность сохранять и воспроизводить в своём сознании преж...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1910

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340