Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Групповые творческо-практические работы на уроках природоведения и географии
Автор(ы): Редькина Галина Владимировна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Главная цель преподавания – не только обучить учащихся основному содержанию науки, развить интерес и понимание к изучаемому материалу, но и сформировать практические навыки для дальнейшего развития личности. Для наиболее эффективного метода работы в школе необходимо выбрать такие формы, при которых будут в равной степени задействованы все виды физических чувств восприятия в процессе обучения. Для выявления наиболее эффективных каналов восприятия информации мной было проведено исследование, главная задача которого – определить количество и долю учеников с выраженными физическими особенностями восприятия для использования их в обучении. Предмет исследования - личные физические чувства в процессе обучения и работы.Актуальность проблемы заключается в выявлении более эффективного канала восприятия информации учащимися и его дальнейшее использования в педагогической деятельности, с целью активизации обучения. Инструментарием для исследования явился Аналитический обзор стиля обучения (АОСО), разработки самостоятельного метода оценки восприятия и запоминания, автор РебеккаЛ. Оксфорд, доктора наук Университета Алабамы, 1993 г. Исследования мной школьной группы учащихся выявили преобладание учеников со слуховым каналом восприятия (62,06%), тогда как доля способных воспринимать информацию зрительным органом чуть ниже (57,24%). Из этого я сделала вывод, что для эффективной работы по усвоению материала лучше всего будет создание рабочих групп, куда войдут учащиеся с различными каналами восприятия, что поможет ученикам дополнительно получать информацию друг от друга, лучше усвоить ее и добиться более высокого результата. Подтверждением являются высокие оценки за групповые творческие работы в среднем на 1-2 балла более чем у 70% учащихся. В работе я часто использую групповые методы, как для изучения нового материала, так и для его закрепления. Самыми популярными являются: деловые игры, проектная деятельность, экскурсионный метод, кейс-метод. В группах ребята работают наиболее эффективно и качественно. Это объясняется рядом факторов: 1)особенностью восприятия и прочтения информации, 2)возможностями обсуждения информации, постановки и решения проблем, 3)коллективной выработкой и подачей решений, 4)возможностью сравнительного подведения итогов. Так, выработка решений требует четких и слаженных действий от участников, им необходимо не только найти правильное решение, но и обосновать его или представить творческую защиту. В подобных заданиях дается критерий, на который группа ориентируется в своей работе. Данные критерии отражают не только глубину знаний по вопросу, но и развитие способностей и общечеловеческих качеств (творчество, аккуратность, пунктуальность и др.). В своей практике я применяю данные методы с пятого класса, что дает хорошие результаты. Дополнительной мотивацией в работе является соревновательный характер подведения итогов, поскольку оценивается работа группы, а значит, проводится своеобразный рейтинг успешности групп, что так же очень важно для учащихся. Подобные занятия проводятся как в начале, так и в конце учебного года. Основными целями подобных работ являются: - ознакомление с природными компонентами на данной территории (например: изучение почв и растительного покрова в природных комплексах пришкольного участка, леса, парка и др.);
- определение взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
- выявление изменений произошедших в природе объекта за период (например: зима, осень, весна, или более короткий временной отрезок);
- прогноз изменений на будущее и разработка возможных защитных мер по остановке развития негативных изменений объекта;
- определение антропогенного воздействия на природу объекта, его степени, значения и глубины;
- формирование экологической и природоохранной культуры учеников.
На экскурсиях школьники учатся анализировать наблюдаемые ими местные особенности природы и хозяйственной деятельности людей, сравнивать различные географические объекты и территории. На основе конкретного изучения причинно-следственных связей географических явлений и процессов во время экскурсий у школьников формируется осознание необходимости бережного отношения к естественным ресурсам. Экскурсии и практические работы, которые строятся на изучении, накоплении и использовании краеведческого материала, содействуют активному усвоению знаний и формированию практических умений и навыков. В ходе выполняемых работ идет сбор и обработка информации и составление программы возможных и посильных действий учащихся, их семей и ближнего окружения по защите среды обитания от негативного влияния на природные компоненты и природные комплексы. Итогом выполнения работ и усвоения материала являются практические работы, оформленные учащимися, творческие работы, устный опрос или иная форма проверки знаний. Я предлагаю материалы для уроков природоведения в 5 классе, с использованием методики групповых творческо-практических работ, которые позволяют представить направление и уровень подготовки к географии. Тема урока: «Осенняя экскурсия». Тип урока: экскурсия на природу. Цели, задачи урока: - закрепить понятие о теле, веществе, живой и неживой природе, фенологических наблюдениях;
- методом наблюдения установить особенности осеннего этапа развития живой природы;
- формирование внимательного и бережного отношения к окружающей среде;
- выработка навыков и умений наблюдать и сопоставлять увиденное, формирование творческого подхода к выполнению работ;
- формирование интереса к естественным наукам.
Оборудование: тетради для записей, карандаши, бумажные пакеты для гербария, фотоаппараты, раздаточный материал. План урока: 1. Ввести понятия фенология и фенологические наблюдения. 2. Постановка целей и задач на проведение экскурсии. 3. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности. 4. Организация и проведение экскурсии. 5. Домашнее задание по итогам экскурсии. ХОД УРОКА 1. Знакомство с понятиями «фенология» и «фенологические наблюдения», «фенологические сезоны» В качестве опережающих заданий классу были выданы тексты для домашнего изучения, в классе проводится фронтальный опрос по проверке усвоения материала. На доске висят таблички с понятиями: ФЕНОЛОГИЯ, ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ 2. Постановка целей и задач (цели висят на доске) Цель экскурсии – расширить фактические знания об особенностях окружающей среды в осенний период развития природы. Задачи: - уметь наблюдать за природой и ее особенностями;
- выявлять характерные признаки природы и ее частей в различных проявлениях;
- научиться творчески оформлять и демонстрировать изученный материал;
- научиться быстро и слаженно работать в группе.
3. Экскурсия на пришкольный участок Класс разбить на 4 группы, в каждой группе выбрать бригадира, художника-оформителя, биологов, журналистов и ответственного за презентацию. На каждую группу выдать лист с инструкциями и заданиями и план пришкольного участка, с обозначенным на нем маршрутом экскурсии. Учитель проводит экскурсию по территории пришкольного участка, показывает и называет растения (деревья, кустарники, цветы и травы), произрастающие во дворе школы, вместе с учениками определяет и перечисляет особенности развития природы в осенний период. Ученики записывают основную информацию, фотографируют или зарисовывают растения, собирают растения для гербария. 5. Постановка домашнего задания Домашнее задание прописано в раздаточном материале, который был выдан на группу (лист подсказок). Учителю необходимо еще раз напомнить учащимся об этих заданиях и указать критерии оценок для их проверки. На следующем уроке каждая бригада защищает свой творческий проект: «Лицо-коллаж пришкольного участка». Основные критерии для оценки: (записаны в раздаточном материале). Раздаточный материал: 1. Информационный лист и основные критерии оценки. 2. Лист подсказок 3. Задания для группы. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ БРИГАДИР – лицо ответственное за работу всей бригады, порядок и дисциплину в группе при проведении экскурсии и работы в целом. ХУДОЖНИК-ОФОРМИТЕЛЬ – отвечает за оформление и эстетическую подачу материала, под его руководством группа создает проект. БИОЛОГ – отвечает за правильность написания названий растений и животных, подбирает и готовит необходимую информацию об изучаемых объектах живой природы, отвечает за подготовку и оформление гербария с растениями. ЖУРНАЛИСТ – отвечает за подбор разного рода информации (тексты, фотографии, картинки, музыкальное сопровождение и т.д.), составляет или пишет тексты, готовит картинки или фотографии изучаемых объектов, отвечает за подачу материала. ОРАТОР – организует и проводит презентацию и защиту творческого проекта. ЛИСТ ПОДСКАЗОК ФЕНОЛОГИЯ – наука о сезонном развитии живой природы в связи со сменой времен года и изменениями погоды. ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ – части года, границы между которыми устанавливаются по наступлению особенно характерных сезонных явлений: 1) предвесенний – время пробуждения небольшого числа самых ранних видов растений. 2) ранняя весна – время появления и начала развития листьев большинства деревьев и кустарников до начала цветения фруктовых деревьев и ягодных кустарников. 3) разгар весны – до начала цветения озимой ржи на полях и малины в садах. 4) раннее лето – время максимального цветения луговых растений и начала созревания первых ягод до цветения липы мелколистной. 5) полное лето – время созревания ранних плодов и уборки хлебов, кончается полным созреванием плодов рябины и началом осеннего пожелтения листьев берез и лип. 6) ранняя осень – время созревания поздних плодов, осеннего расцвечивания листьев у древесной и кустарниковой растительности. 7) глубокая осень – время массового листопада, кончается полным листопадом и прекращением вегетации травянистых растений. 8) зима – период покоя растительности. Задания для группы: 1. Изучить маршрут экскурсии, определить места стоянок. 2. Собрать максимум информации о растениях и животных, которые встретятся во время экскурсии (названия научные и народные, характеристики, применение их человеком, фотографии, картинки и рисунки каждого объекта). 3. Собрать материалы для осеннего гербария, оформить гербарий в виде альбома или коллажа. 4. На листе ватмана подготовить и защитить творческую работу группы: «Лицо-коллаж пришкольного участка». Основные критерии для оценки творческих заданий: - правильность отображения собранной информации – 2 балла;
- образность создания творческого проекта – 1 балл;
- уверенная и интересная защита выполненной работы, яркая презентация – 2 балла.
Итого: максимально – 5 баллов. Тема урока: «Весенняя экскурсия». Цели, задачи урока: - повторить и закрепить понятие фенология и методах изучения природы, методом наблюдения установить особенности весенн...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.07.20 | Просмотров: 2276
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|