Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Групповые творческо-практические работы на уроках природоведения и географии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Групповые творческо-практические работы на уроках природоведения и географии


Автор(ы): Редькина Галина Владимировна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Главная цель преподавания – не только обучить учащихся основному содержанию науки, развить интерес и понимание к изучаемому материалу, но и сформировать практические навыки для дальнейшего развития личности.
Для наиболее эффективного метода работы в школе необходимо выбрать такие формы, при которых будут в равной степени задействованы все виды физических чувств восприятия в процессе обучения. Для выявления наиболее эффективных каналов восприятия информации мной было проведено исследование, главная задача которого – определить количество и долю учеников с выраженными физическими особенностями восприятия для использования их в обучении. Предмет исследования - личные физические чувства в процессе обучения и работы.Актуальность проблемы заключается в выявлении более эффективного канала восприятия информации учащимися и его дальнейшее использования в педагогической деятельности, с целью активизации обучения. Инструментарием для исследования явился Аналитический обзор стиля обучения (АОСО), разработки самостоятельного метода оценки восприятия и запоминания, автор РебеккаЛ. Оксфорд, доктора наук Университета Алабамы, 1993 г.
Исследования мной школьной группы учащихся выявили преобладание учеников со слуховым каналом восприятия (62,06%), тогда как доля способных воспринимать информацию зрительным органом чуть ниже (57,24%). Из этого я сделала вывод, что для эффективной работы по усвоению материала лучше всего будет создание рабочих групп, куда войдут учащиеся с различными каналами восприятия, что поможет ученикам дополнительно получать информацию друг от друга, лучше усвоить ее и добиться более высокого результата. Подтверждением являются высокие оценки за групповые творческие работы в среднем на 1-2 балла более чем у 70% учащихся.
В работе я часто использую групповые методы, как для изучения нового материала, так и для его закрепления. Самыми популярными являются: деловые игры, проектная деятельность, экскурсионный метод, кейс-метод. В группах ребята работают наиболее эффективно и качественно. Это объясняется рядом факторов: 1)особенностью восприятия и прочтения информации, 2)возможностями обсуждения информации, постановки и решения проблем, 3)коллективной выработкой и подачей решений, 4)возможностью сравнительного подведения итогов. Так, выработка решений требует четких и слаженных действий от участников, им необходимо не только найти правильное решение, но и обосновать его или представить творческую защиту. В подобных заданиях дается критерий, на который группа ориентируется в своей работе. Данные критерии отражают не только глубину знаний по вопросу, но и развитие способностей и общечеловеческих качеств (творчество, аккуратность, пунктуальность и др.). В своей практике я применяю данные методы с пятого класса, что дает хорошие результаты. Дополнительной мотивацией в работе является соревновательный характер подведения итогов, поскольку оценивается работа группы, а значит, проводится своеобразный рейтинг успешности групп, что так же очень важно для учащихся. Подобные занятия проводятся как в начале, так и в конце учебного года.
Основными целями подобных работ являются:
  • ознакомление с природными компонентами на данной территории (например: изучение почв и растительного покрова в природных комплексах пришкольного участка, леса, парка и др.);
  • определение взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
  • выявление изменений произошедших в природе объекта за период (например: зима, осень, весна, или более короткий временной отрезок);
  • прогноз изменений на будущее и разработка возможных защитных мер по остановке развития негативных изменений объекта;
  • определение антропогенного воздействия на природу объекта, его степени, значения и глубины;
  • формирование экологической и природоохранной культуры учеников.
На экскурсиях школьники учатся анализировать наблюдаемые ими местные особенности природы и хозяйственной деятельности людей, сравнивать различные географические объекты и территории. На основе конкретного изучения причинно-следственных связей географических явлений и процессов во время экскурсий у школьников формируется осознание необходимости бережного отношения к естественным ресурсам. Экскурсии и практические работы, которые строятся на изучении, накоплении и использовании краеведческого материала, содействуют активному усвоению знаний и формированию практических умений и навыков.
В ходе выполняемых работ идет сбор и обработка информации и составление программы возможных и посильных действий учащихся, их семей и ближнего окружения по защите среды обитания от негативного влияния на природные компоненты и природные комплексы. Итогом выполнения работ и усвоения материала являются практические работы, оформленные учащимися, творческие работы, устный опрос или иная форма проверки знаний.
Я предлагаю материалы для уроков природоведения в 5 классе, с использованием методики групповых творческо-практических работ, которые позволяют представить направление и уровень подготовки к географии.

Тема урока: «Осенняя экскурсия».
Тип урока: экскурсия на природу.
Цели, задачи урока:
  • закрепить понятие о теле, веществе, живой и неживой природе, фенологических наблюдениях;
  • методом наблюдения установить особенности осеннего этапа развития живой природы;
  • формирование внимательного и бережного отношения к окружающей среде;
  • выработка навыков и умений наблюдать и сопоставлять увиденное, формирование творческого подхода к выполнению работ;
  • формирование интереса к естественным наукам.
Оборудование: тетради для записей, карандаши, бумажные пакеты для гербария, фотоаппараты, раздаточный материал.
План урока:
1. Ввести понятия фенология и фенологические наблюдения.
2. Постановка целей и задач на проведение экскурсии.
3. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности.
4. Организация и проведение экскурсии.
5. Домашнее задание по итогам экскурсии.
ХОД УРОКА
1. Знакомство с понятиями «фенология» и «фенологические наблюдения», «фенологические сезоны»
В качестве опережающих заданий классу были выданы тексты для домашнего изучения, в классе проводится фронтальный опрос по проверке усвоения материала.
На доске висят таблички с понятиями:
ФЕНОЛОГИЯ, ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ
2. Постановка целей и задач (цели висят на доске)
Цель экскурсии – расширить фактические знания об особенностях окружающей среды в осенний период развития природы.
Задачи:
  • уметь наблюдать за природой и ее особенностями;
  • выявлять характерные признаки природы и ее частей в различных проявлениях;
  • научиться творчески оформлять и демонстрировать изученный материал;
  • научиться быстро и слаженно работать в группе.
3. Экскурсия на пришкольный участок
Класс разбить на 4 группы, в каждой группе выбрать бригадира, художника-оформителя, биологов, журналистов и ответственного за презентацию. На каждую группу выдать лист с инструкциями и заданиями и план пришкольного участка, с обозначенным на нем маршрутом экскурсии. Учитель проводит экскурсию по территории пришкольного участка, показывает и называет растения (деревья, кустарники, цветы и травы), произрастающие во дворе школы, вместе с учениками определяет и перечисляет особенности развития природы в осенний период. Ученики записывают основную информацию, фотографируют или зарисовывают растения, собирают растения для гербария.
5. Постановка домашнего задания
Домашнее задание прописано в раздаточном материале, который был выдан на группу (лист подсказок). Учителю необходимо еще раз напомнить учащимся об этих заданиях и указать критерии оценок для их проверки.
На следующем уроке каждая бригада защищает свой творческий проект: «Лицо-коллаж пришкольного участка». Основные критерии для оценки: (записаны в раздаточном материале).
Раздаточный материал:
1. Информационный лист и основные критерии оценки.
2. Лист подсказок
3. Задания для группы.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
БРИГАДИР – лицо ответственное за работу всей бригады, порядок и дисциплину в группе при проведении экскурсии и работы в целом.
ХУДОЖНИК-ОФОРМИТЕЛЬ – отвечает за оформление и эстетическую подачу материала, под его руководством группа создает проект.
БИОЛОГ – отвечает за правильность написания названий растений и животных, подбирает и готовит необходимую информацию об изучаемых объектах живой природы, отвечает за подготовку и оформление гербария с растениями.
ЖУРНАЛИСТ – отвечает за подбор разного рода информации (тексты, фотографии, картинки, музыкальное сопровождение и т.д.), составляет или пишет тексты, готовит картинки или фотографии изучаемых объектов, отвечает за подачу материала.
ОРАТОР – организует и проводит презентацию и защиту творческого проекта.
ЛИСТ ПОДСКАЗОК
ФЕНОЛОГИЯ – наука о сезонном развитии живой природы в связи со сменой времен года и изменениями погоды.
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ – части года, границы между которыми устанавливаются по наступлению особенно характерных сезонных явлений:
1) предвесенний – время пробуждения небольшого числа самых ранних видов растений.
2) ранняя весна – время появления и начала развития листьев большинства деревьев и кустарников до начала цветения фруктовых деревьев и ягодных кустарников.
3) разгар весны – до начала цветения озимой ржи на полях и малины в садах.
4) раннее лето – время максимального цветения луговых растений и начала созревания первых ягод до цветения липы мелколистной.
5) полное лето – время созревания ранних плодов и уборки хлебов, кончается полным созреванием плодов рябины и началом осеннего пожелтения листьев берез и лип.
6) ранняя осень – время созревания поздних плодов, осеннего расцвечивания листьев у древесной и кустарниковой растительности.
7) глубокая осень – время массового листопада, кончается полным листопадом и прекращением вегетации травянистых растений.
8) зима – период покоя растительности.
Задания для группы:
1. Изучить маршрут экскурсии, определить места стоянок.
2. Собрать максимум информации о растениях и животных, которые встретятся во время экскурсии (названия научные и народные, характеристики, применение их человеком, фотографии, картинки и рисунки каждого объекта).
3. Собрать материалы для осеннего гербария, оформить гербарий в виде альбома или коллажа.
4. На листе ватмана подготовить и защитить творческую работу группы: «Лицо-коллаж пришкольного участка».
Основные критерии для оценки творческих заданий:
  • правильность отображения собранной информации – 2 балла;
  • образность создания творческого проекта – 1 балл;
  • уверенная и интересная защита выполненной работы, яркая презентация – 2 балла.
Итого: максимально – 5 баллов.

Тема урока: «Весенняя экскурсия».
Цели, задачи урока:
  • повторить и закрепить понятие фенология и методах изучения природы, методом наблюдения установить особенности весенн...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.07.20 | Просмотров: 2276

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340