Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок литературы и обществознания в 9-м классе Первая русская сестра - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Интегрированный урок литературы и обществознания в 9-м классе Первая русская сестра


Автор(ы): Коробова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы; Хохлова Галина Александровна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
на примере прочитанного произведения рассмотреть принципы создания художественного образа в литературе.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права.
РАЗВИВАЮЩАЯ
Продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интегрировать знания, применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, работать над понятиями, извлекать необходимую информацию из справочной и учебной литературы, схем, таблиц.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
воспитывать любовь к истории родины, чувство гуманизма, любви и бережному отношению к слову.
Ход урока
-
Здравствуйте, начинаем наш урок. Сегодня он будет необычный, т.к. вести его будут два учителя: учитель литературы и учитель истории и обществознания. Поскольку урок будут вести два учителя, то цели и задачи у каждого будут свои.
ЛИТЕРАТУРА- А моя цель сводится к тому, что мы с вами на основе прочитанного текста должны будем рассмотреть принципы создания художественного образа в литературе. Мы разберем рассказ Сергея Сергеева-Ценского
Первая русская сестра.
- Кто главная героиня рассказа? (Даша)
- В какое время происходят события, описанные в рассказе? (Севастопольское сражение)
- Надеюсь, теперь вам стало ясно, о каких боевых действиях идет речь. Давайте снова вернемся к литературе. Вы только что выяснили, что воины показывали примеры мужества, но когда мы прочитали рассказ, то увидели. Что слово мужество может быть применено не только к солдатам - воинам, но и к мирным жителям.
- Как вы думаете, кого из героев рассказа можно назвать мужественным человеком? (Дашу).
-Мне кажется, чтобы доказать нашу правоту, мы должны будем вспомнить принципы построения образа героя.
- Давайте вспомним их. (Работа с таблицей слайд).
Образ героя
Поступки портрет речь героя
(характер)
-Давайте заполним нашу схему примерами из текста.
- Как вела себя Даша, что она делала, какие поступки совершала.
А) продала ялик, сети
Б) купила двуколку
В) переоделась
Г) поехала
Д) бинтовала
Е) грузила раненых
Ж) кормила, поила
З) стала ухаживать за ранеными
- Как эти поступки характеризуют человека?
Что мы можем сказать о ней, судя по портрету, есть ли он там? (да, есть тонкие руки, васильковые глаза, длинная русая коса, сама худая)
- Что можно сказать о ее внешности (хрупкая, молодая ей 18 лет)
- речь героини: как она разговаривала с людьми (успокаивала, говорила тихо, спокойно, вселяла веру в солдат)
ИТАК: сделаем выводы: героиня у Сергеева-Ценского получилась действительно мужественной! Ведь она хоть и не ходила в атаку, но действительно ведет себя как мужественный человек. Мне кажется, что мужество определяется не только тем, что человек ходит в атаку, стреляет, но и тем, как он себя ведет. Молодая, хрупкая, но какая решительная, смелая, мужественная. Благодаря таким людям Севастополь и продержался 349 дней.
-У нас есть слайд, репродукция картины, где Даша поит бойцов.
-Давайте обратимся к тексту.
Даша помогала раненым, а какие события происходили в Петербурге?
-Как называлась эта община?
-Кто руководил ею?
- Обратите внимание на следующий слайд, здесь вы видите настоящую фотографию сестер милосердия. Как они одеты, а у нас в рассказе действительно так описывается их одежда.
- Давайте посмотрим, в каком здании размещались раненые? (самое лучшее)
- Кто находился в числе раненых? (француз)
-Как обращался француз к Даше? Как он ее называл? (сестра)
- Почему такое обращение?
Международное гуманитарное право
-
Во время боевых действий защита предоставляется:
-А также защита:.
- Во время боевых действий запрещается:..
- Запрещается применение:.
Международное гуманитарное право
: раненым, больным, военнопленным.
: мирного населения.
:разрушение жилых домов, школ, святынь.
:средств, причиняющих излишние страдания.
-Обратите внимание на передники сестер милосердия, на нем есть красный крест, позднее община была переименована в общество Красного Креста
-А вот мне интересно узнать! Вы так интересно рассказывали про общество Красного креста, мы прочитали про общину сестер милосердия, а кто мог стать членом этого общества, общины? (Все кто желает)
- Но личностные качества таких людей, на мой взгляд, должны быть исключительными. Как вы думаете какими? (добрыми, бескорыстными, смелыми)
-А как отметили Дашу? (500 рублей и орден Анны)
- Итак, урок наш подходит к концу. Мы разобрали рассказ, узнали о судьбе простой русской девушки, Даши Александровой, вошедшей в историю как Даша Севастопольская.
-Да ребята, учитель истории прав, но автор создал художественное произведение, это не документальный труд, а, как и любое художественное произведение, этот рассказ допускает вымысел. Все равно, несмотря на то, что фамилия изменена, речь идет о мужественной женщине, первой русской сестре Дарье Севастопольской, ее память увековечена, ее имя помнят и чтут.
А мы на уроке литературы повторили основные принципы построения образа в художественной литературе.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ- На сегодняшнем уроке мы должны будем с вами вспомнить, к чему приводят последствия вооруженных конфликтов и основные принципы и положения Международного гуманитарного права.
- Чтобы говорить о главной героине рассказа, я думаю, что нужно вспомнить из курса истории, что это за период времени, что это было за сражение, кто участвовал в нем? Тем более, материал этот вы немного подзабыли, т.к. изучали мы его в прошлом учебном году. Поэтому для подсказки я предлагаю взглянуть вот на этот фрагмент карты. Что здесь изображено на ваш взгляд? (оборона Севастополя) Все правильно, а теперь давайте все расставим на свои места. О каком времени мы ведем рассказ? (Крымская война)
- Назовите причины Крымской войны. (Ослабление Османской империи привело к тому, что многие государства начинают вести борьбу в надежде на лакомый кусочек).
- Что послужило поводом к началу войны? (спор из-за религиозных святынь)
- Каковы были последствия? (была развязана война между Турцией и Россией, в ходе которой на стороне Турции выступили Англия, Франция, Сардиния.)
- Молодцы, все правильно, но нас с вами интересует конкретный эпизод Крымской войны - это оборона Севастополя. Для истории это совсем маленький эпизод, но сколько здесь задействовано человеческих судеб. Посмотрите на фрагмент репродукции Оборона Севастополя. Здесь мы видим защитников города, окопы , взрывы, пушки. Представляете, что в ходе этого сражения погибло около 1млн. человек.
- У каждого из вас на парте лежат цветные полоски, на ваш взгляд, какие цвета соответствуют краскам войны и почему?
(Черный - цвет горя, скорби, разрушений
Красный - цвет крови
Белый - цвет надежды)
- Да, все, что вы сказали - это правда. Война - это всегда жертвы, горе, разрушение, смерть. Люди проливают кровь. Н...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.07.21 | Просмотров: 2498

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340