Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Мой жизненный путь. Перспектива успеха
Автор(ы): Дема Инна Вячеславовна, старший методист
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: запустить процесс проектирования молодыми людьми собственной жизни, создать предпосылки для развития способности видеть успешные перспективы своего будущего. Задачи: - способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути, жизненных целей и ценностей;
- подвести к нахождению связи прошлого, настоящего и будущего, иметь представления о возможности учиться на своем прошлом опыте и видеть перспективы будущего с учетом жизненных планов и целей;
- способствовать умению выбирать альтернативы в пользу активной жизненной позиции и здорового образа жизни.
Целевая группа: группа учащихся старших классов общеобразовательного учреждения, либо учреждения профессионального образования в количестве 20 человек. Возраст участников: 15-18 лет. Условия для группы: отдельное помещение, наличие мест (стульев) по количеству участников. Условия для тренера: работа осуществляется по соглашению с учреждением профессионального образования и осуществляется на основании заказа в рамках своей профессиональной деятельности. Инструментарий: наличие флипчарта /доски, блокнота/ватманов (3-х), мела / 1 пачки маркеров и 2-х пачек фломастеров/ ручек по количеству участников; стульев по количеству участников; текстов притч и применяемой методики, бланков к заданиям; музыкального сопровождения: магнитофона, кассеты/диска, текста релаксационного упражнения, бумаги формата А-4 четырёх цветов, фото знаменитых и успешных людей, магнитов, бумажного скотча. К техническому заданию, сценарному плану проведения тренинга предлагаются приложения + фото проведенного мероприятия. Время / сроки: разовый тренинг. Время проведения – 2 ч. 50 мин. Ожидаемый результат: - способность видеть успешные перспективы своей будущей жизни;
- осознавать каждым участником себя свободной и уникальной личностью, способной ставить жизненные цели, не бояться их изменять, не боятся ошибок и испытаний, уметь жить в гармонии с самим собой и окружающими, и осознавать смысл своего бытия в этом мире и свое место в нем.
Перспективы: проведение тренингов: «Правила, которым тысячи лет…Этикет», «Выиграть может каждый или как разрешить конфликт», «Я интересуюсь своим будущим, потому что собираюсь провести в нём всю свою оставшуюся жизнь… », «Урок Здоровья. Здоровый дух в здоровом теле»; подготовка молодёжных групп к участию в Фестивале молодёжных идей «Здоровый город» и др. План занятия Сессия | Задача
| Пункт плана /Метод
| Ведущий
| Инструментарий
| 5 мин. | Знакомство участников группы с тренером, налаживание положительногоэмоционального фона в группе, определение ключевых жизненных приоритетов. | I. Организационный момент.Погружение в тему. Упражнение «Что движет человеком в жизни…или в чем еесмысл? Визуализация, вывод по итогамупражнения. | | Доска/флипчарт, блокнот,мел/маркер. | 5 мин. | Найтислова – ассоциации, определяющие успешность человека. | II. Упражнение «Ассоциации к слову «УСПЕХ». Обсуждение, визуализация | | Доска/флипчарт -1, блокнот, мел/маркеры 2-х цветов. | 15 мин. | Посредствомпоказа фото знаменитых людей определить составляющие успеха. | III.Работа с группой «Качества успешного человека». Визуализация наглядных материалов (фото знаменитых иуспешных людей). Вывод по итогам упражнения, определение «Формулы успеха».Анализ и обсуждение. | | Доска/флипчарт -1, блокнот, маркеры 2-х цветов/мел, фотознаменитых и успешных людей, магниты, бумажный скотч, ножницы. | 7 мин. | Дать определение понятию «жизненный успех» | IV. Мозговойштурм «Можно ли прогнозировать жизненный успех? Информационная интервенция тренера с нагляднойвизуализацией, дискуссия «5 сфер, ведущих к достижению успеха: познаниесебя, умение общаться, приспособляемость, стрессоустойчивость, оптимизм». | | Доска/флипчарт, мел/ маркер. | 10 мин. | Конструированиеобраза человека, определение и оценка его качеств личности. | V. Упражнение «Веер». Моделирование образа. Групповая работа. Индивидуальный анализ по итогам выполнения задания. Обобщающий анализ упражнения. | | Бумага формата А-4 цветная, фломастеры по количествуучастников. | 20 мин. | Повысить самооценку человека,показать уникальность человека, найти положительные черты его личности. | VI. Упражнение «Золотой стул». Мозговой штурм, публичные комплименты в адрес сидящего на«троне» человека. Информационная интервенция «Характеристика уверенного инеуверенного в себе человека». | | Стул («трон»), стулья по количеству участников. | 10 мин. | Показать,что варианты достижения одной цели могут быть разнообразны, цель – одна идостижима. | VII. Упражнение– энергизатор для группы «Достижениецели». | | | 15 мин. | Кофе – пауза
| 10 мин. | Создатьпредпосылки для проектирования собственной жизни посредством видения опытапрошлого и перспектив будущего. | VIII. Методика «Мой жизненный путь». | | Методика, листы формата А-4 по количеству участников,ручки. Текст методики прилагается (приложение 1). | 10 мин. | Обобщитьинформационно – практический материал. Способствовать актуализации смысловогосодержания жизненного пути с учетом жизненных планов и ценностей.
| IX. Проблемныйвопрос «Что важнее – прошлое, настоящее или будущее?!». Индивидуальнаяработа с раздаточным материалом «Что необходимо человеку для осуществленияпланов». Обсуждение,анализ тренера. Притча оспоре трех мудрецов «Что важнее…прошлое, настоящее или будущее?!». | | Текст притчи прилагается (приложение 2). Раздаточныйматериал – бланки и ручки поколичеству участников. Бланк прилагается (приложение 4). | 5 мин. | Акцентировать внимание наважности внутренних установок человека, его восприятия жизни. | X. Чтение метафор. Притча «Преобладающее настроение.Пессимист, скептик, оптимист», «Притча о строителях». | | Текст притч прилагается (приложение 3) | 20 мин | Способствоватьформированию навыков самопрезентации. | XI. Ролеваяигра «Собеседование». Работа вмалой группе, визуализация, метод проблематизации. Обсуждение, обобщениематериала. | | Бланк «Анкета кандидата на должность» по количествуучастников прилагается (приложение 5). | 10 мин. | Познакомитьс правилами делового этикета и правилами поведения в обществе, в частности насобеседовании. | XII. Информационнаяинтервенция.Мозговой штурм «Навыки самопрезентации.Правила деловогоэтикета. Правила поведения на собеседовании».Визуализация и обсуждение. Работа в парах. Упражнение – активатор«Личное пространство». |
| Доска/ флипчарт, мел/ маркеры 2-х цветов. Правила деловогоэтикета и правила поведения на собеседовании прилагаются (приложение 6)
| 8 мин. | Помочь разработать свой личныйобраз будущего, в котором осуществляется ваша мечта. Подвестиитог работы.
| XIII. Релаксационноеупражнение на завершение занятия «Машина времени». Обобщающаябеседа по итогам тематики мероприятия. Рефлексия. Ритуал прощания
|
| Музыкальное сопровождение: магнитофон, кассета. Текступражнения прилагается (приложение 7). Раздаточный материал «Гимн себе»(приложение 8).
| 2 ч. 50 мин.
| Ход занятия I. Уважаемая аудитория, тема нашей встречи сегодня – «Мой жизненный путь. Перспектива успеха». У каждого из нас свой жизненный путь, своя дорога – длиною в жизнь. И только от нас с вами зависит – какой она будет: интересной, насыщенной, продуктивной или скучной, никчемной и бессмысленной. Вопрос. Как вы думаете, что движет человеком в жизни? Или в чем ее смысл? - Желание создать семью.
- Желание получить образование.
- Желание быть полезным в обществе и своем окружении.
- Желание разбогатеть.
- Желание самоутвердиться в жизни.
Записываются определения на ватмане/доске. Всё, что вы сейчас перечислили – это не что иное, как наши с вами жизненные ценности и ориентиры. Или другими словами – те факторы защиты, благодаря которым человек должен жить счастливой и радостной жизнью, не ища выхода в решении своих проблем, например, с помощью алкоголя или наркотиков (не прибегая к помощи ПАВ). II. Вопрос. Поднимите руку, кто хочет быть успешным в жизни человеком? Конечно, все. Только понятие слова «УСПЕХ» для всех нас может быть разным. Ответьте, пожалуйста, так что же такое - «УСПЕХ»? - Это состоявшаяся карьера.
- Материальное благополучие и благосостояние.
- Хорошая и крепкая семья.
- Верные друзья.
- Успех у противоположного пола, любовь.
Ответы записываются на ватмане напротив ответов о смысле жизни. Получается, что мы, так или иначе, возвращаемся к жизненным ценностям, к тому, что для нас ценно и важно в жизни. Другими словами, сейчас мы с вами будем выяснять – как стать или… быть успешным в жизни человеком!!! III. На доске вывешиваются фото знаменитых людей: В.Путина, Д.Медведева, В.Зайцева, Валерии, Ж.Фриске, И.Кобзона, Л.Бокерии, семейную пару фигуристов: Жулина и Навки. Вопрос. Можно ли этих людей назвать успешными? Какие качества их объединяют? (ответы аудитории) На ватмане/доске выписываются качества успешных людей: - Трудолюбие
- Способности
- Талант
- Целеустремленность
- Знание себя, своих возможностей и способностей
- Уверенность в себе
- Умение общаться
- Креативность
- Индивидуальность
Именно эти качества и обеспечили этим людям успех. Можно сказать, что сейчас мы с вами вывели определенную формулу успеха. Вопрос. Можно ли сказать, что те люди, которые не знамениты и не совсем богаты - не успешны? (ответы ребят). Конечно, нет, если человек живет в гармонии с собой и окружающими. Все мы разные и у нас разные потребности. Для одного человека его успех – это хорошая семья, любимая работа и преданные друзья. Для другого – это карьера и богатство. У каждого в жизни свои приоритеты и ценности. IV.Можно ли вообще прогнозировать жизненный успех??? Что делает одного человека великим и выдающимся, а другого – средним и незаметным, волновал людей давно. Одни считали, что для успешной реализации личности в жизни требуется высокий интеллект, другие - наличие креативности. Третьи утверждали, что для выдающихся достижений в первую очередь нужны и важны глубокие и разносторонние знания. Все эти утверждения можно признать верными частично. Психологические исследования 20 и 21 века убедительно свидетельствуют о том, что успех в жизни в большей степени зависит совсем от других психологических характеристик: - наличие эмоциональной сферы, способностей к эффективному межличностному общению и взаимодействию, умение регулировать свое эмоциональное состояние и управлять своим мышлением и поведением, обладание устойчивости к стрессам и разочарованиям…т.д.
Американский ученый (психолог) Дэниел Големан выделил понятие «эмоциональный интеллект» и предложил его рассматривать как важный компонент лидерских способностей и основу для жизненного успеха. Ученый определил 5 сфер, которые ведут к достижению успеха: - познание себя: познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
- умение общаться: навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);
- приспособляемость: способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
- стрессоустойчивость: управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);
- оптимизм: преобладающее настроение (счастье, оптимизм).
Вопрос. Что же нужно делать нам с вами, чтобы развивать в себе эти жизненно - важные навыки и качества личности, без которых успеха нам не добиться?! V. Для начала – важно их хотя бы осознавать и уметь анализировать свои собственные качества личности. Сейчас вам предлагается выполнить групповое упражнение «Веер». Ход: листы формата А-4 раздаются всем участникам упражнения, которые подписывают свой лист и делят его на 2 столбца: в 1-ом будут записываться положительные качества личности человека («+»), во-2-ом – качества, над которыми надо работать («-»). Листы передаются по кругу, упражнение заканчивается, когда листы возвращаются к своему адресату. 2-й вариант упражнения (для группы, не достаточно хорошо знающей друг друга): индивидуальная работа «Мои качества личности», позволяющая задуматься над своими качествами личности, подумать над тем, какие качества необходимо в себе развивать, а над какими работать. Бланк ко 2-му варианту упражнения. Перечислите свои качества личности
| Отметьте те качества личности, которые вам мешают
| Отметьте качества личности, которые вы хотели бы всебе развить и которые помогут вам в жизни
|
|
|
| Анализ упражнения: Это упражнение можно отнести к сфере – познание себя. Для чего мы пытаемся познать самих себя, изучить свое «Я» - для того, чтобы можно было сделать какие – либо выводы и иметь возможность измениться самому и изменить свою жизнь к лучшему. Вывод: в построении жизненного пути многое зависит от способности познавать себя, от способности анализировать свои ошибки, многое зависит от внутренних установок человека, его восприятия жизни и уровня самооценки. VI.Упражнение «Золотой стул». Ход: по желанию один из подростков садиться в центр круга. Участники говорят ему то, что каждому из них в нем нравится. Обсуждение: вопрос ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3119
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|