Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Мой жизненный путь. Перспектива успеха - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Мой жизненный путь. Перспектива успеха


Автор(ы): Дема Инна Вячеславовна, старший методист


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: запустить процесс проектирования молодыми людьми собственной жизни, создать предпосылки для развития способности видеть успешные перспективы своего будущего.
Задачи:
  • способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути, жизненных целей и ценностей;
  • подвести к нахождению связи прошлого, настоящего и будущего, иметь представления о возможности учиться на своем прошлом опыте и видеть перспективы будущего с учетом жизненных планов и целей;
  • способствовать умению выбирать альтернативы в пользу активной жизненной позиции и здорового образа жизни.
Целевая группа: группа учащихся старших классов общеобразовательного учреждения, либо учреждения профессионального образования в количестве 20 человек. Возраст участников: 15-18 лет.
Условия для группы: отдельное помещение, наличие мест (стульев) по количеству участников.
Условия для тренера: работа осуществляется по соглашению с учреждением профессионального образования и осуществляется на основании заказа в рамках своей профессиональной деятельности.
Инструментарий: наличие флипчарта /доски, блокнота/ватманов (3-х), мела / 1 пачки маркеров и 2-х пачек фломастеров/ ручек по количеству участников; стульев по количеству участников; текстов притч и применяемой методики, бланков к заданиям; музыкального сопровождения: магнитофона, кассеты/диска, текста релаксационного упражнения, бумаги формата А-4 четырёх цветов, фото знаменитых и успешных людей, магнитов, бумажного скотча.
К техническому заданию, сценарному плану проведения тренинга предлагаются приложения + фото проведенного мероприятия.
Время / сроки: разовый тренинг. Время проведения – 2 ч. 50 мин.
Ожидаемый результат:
  • способность видеть успешные перспективы своей будущей жизни;
  • осознавать каждым участником себя свободной и уникальной личностью, способной ставить жизненные цели, не бояться их изменять, не боятся ошибок и испытаний, уметь жить в гармонии с самим собой и окружающими, и осознавать смысл своего бытия в этом мире и свое место в нем.
Перспективы: проведение тренингов: «Правила, которым тысячи лет…Этикет», «Выиграть может каждый или как разрешить конфликт», «Я интересуюсь своим будущим, потому что собираюсь провести в нём всю свою оставшуюся жизнь… », «Урок Здоровья. Здоровый дух в здоровом теле»; подготовка молодёжных групп к участию в Фестивале молодёжных идей «Здоровый город» и др.
План занятия
Сессия Задача
Пункт плана /Метод
Ведущий
Инструментарий
5 мин. Знакомство участников группы с тренером, налаживание положительногоэмоционального фона в группе, определение ключевых жизненных приоритетов. I. Организационный момент.Погружение в тему. Упражнение «Что движет человеком в жизни…или в чем еесмысл? Визуализация, вывод по итогамупражнения. Доска/флипчарт, блокнот,мел/маркер.
5 мин. Найтислова – ассоциации, определяющие успешность человека. II. Упражнение «Ассоциации к слову «УСПЕХ». Обсуждение, визуализация Доска/флипчарт -1, блокнот, мел/маркеры 2-х цветов.
15 мин. Посредствомпоказа фото знаменитых людей определить составляющие успеха. III.Работа с группой «Качества успешного человека». Визуализация наглядных материалов (фото знаменитых иуспешных людей). Вывод по итогам упражнения, определение «Формулы успеха».Анализ и обсуждение. Доска/флипчарт -1, блокнот, маркеры 2-х цветов/мел, фотознаменитых и успешных людей, магниты, бумажный скотч, ножницы.
7 мин. Дать определение понятию «жизненный успех» IV. Мозговойштурм «Можно ли прогнозировать жизненный успех? Информационная интервенция тренера с нагляднойвизуализацией, дискуссия «5 сфер, ведущих к достижению успеха: познаниесебя, умение общаться, приспособляемость, стрессоустойчивость, оптимизм». Доска/флипчарт, мел/ маркер.
10 мин. Конструированиеобраза человека, определение и оценка его качеств личности. V. Упражнение «Веер». Моделирование образа. Групповая работа. Индивидуальный анализ по итогам выполнения задания. Обобщающий анализ упражнения. Бумага формата А-4 цветная, фломастеры по количествуучастников.
20 мин. Повысить самооценку человека,показать уникальность человека, найти положительные черты его личности. VI. Упражнение «Золотой стул». Мозговой штурм, публичные комплименты в адрес сидящего на«троне» человека. Информационная интервенция «Характеристика уверенного инеуверенного в себе человека». Стул («трон»), стулья по количеству участников.
10 мин. Показать,что варианты достижения одной цели могут быть разнообразны, цель – одна идостижима. VII. Упражнение– энергизатор для группы «Достижениецели».
15 мин. Кофе – пауза
10 мин. Создатьпредпосылки для проектирования собственной жизни посредством видения опытапрошлого и перспектив будущего. VIII. Методика «Мой жизненный путь». Методика, листы формата А-4 по количеству участников,ручки.
Текст методики прилагается (приложение 1).
10 мин. Обобщитьинформационно – практический материал. Способствовать актуализации смысловогосодержания жизненного пути с учетом жизненных планов и ценностей.
IX. Проблемныйвопрос «Что важнее – прошлое, настоящее или будущее?!». Индивидуальнаяработа с раздаточным материалом «Что необходимо человеку для осуществленияпланов». Обсуждение,анализ тренера. Притча оспоре трех мудрецов «Что важнее…прошлое, настоящее или будущее?!». Текст притчи прилагается (приложение 2). Раздаточныйматериал – бланки и ручки поколичеству участников.
Бланк прилагается (приложение 4).
5 мин. Акцентировать внимание наважности внутренних установок человека, его восприятия жизни. X. Чтение метафор. Притча «Преобладающее настроение.Пессимист, скептик, оптимист», «Притча о строителях». Текст притч прилагается (приложение 3)
20 мин Способствоватьформированию навыков самопрезентации. XI. Ролеваяигра «Собеседование». Работа вмалой группе, визуализация, метод проблематизации. Обсуждение, обобщениематериала. Бланк «Анкета кандидата на должность» по количествуучастников прилагается (приложение 5).
10 мин. Познакомитьс правилами делового этикета и правилами поведения в обществе, в частности насобеседовании. XII. Информационнаяинтервенция.Мозговой штурм «Навыки самопрезентации.Правила деловогоэтикета. Правила поведения на собеседовании».Визуализация и обсуждение. Работа в парах. Упражнение – активатор«Личное пространство».
Доска/ флипчарт, мел/ маркеры 2-х цветов. Правила деловогоэтикета и правила поведения на собеседовании прилагаются (приложение 6)
8 мин. Помочь разработать свой личныйобраз будущего, в котором осуществляется ваша мечта.
Подвестиитог работы.
XIII. Релаксационноеупражнение на завершение занятия «Машина времени». Обобщающаябеседа по итогам тематики мероприятия. Рефлексия. Ритуал прощания


Музыкальное сопровождение: магнитофон, кассета. Текступражнения прилагается (приложение 7). Раздаточный материал «Гимн себе»(приложение 8).
2 ч. 50 мин.
Ход занятия
I.
Уважаемая аудитория, тема нашей встречи сегодня«Мой жизненный путь. Перспектива успеха».
У каждого из нас свой жизненный путь, своя дорога – длиною в жизнь. И только от нас с вами зависит – какой она будет: интересной, насыщенной, продуктивной или скучной, никчемной и бессмысленной.
Вопрос. Как вы думаете, что движет человеком в жизни? Или в чем ее смысл?
  • Желание создать семью.
  • Желание получить образование.
  • Желание быть полезным в обществе и своем окружении.
  • Желание разбогатеть.
  • Желание самоутвердиться в жизни.
Записываются определения на ватмане/доске. Всё, что вы сейчас перечислили – это не что иное, как наши с вами жизненные ценности и ориентиры. Или другими словами – те факторы защиты, благодаря которым человек должен жить счастливой и радостной жизнью, не ища выхода в решении своих проблем, например, с помощью алкоголя или наркотиков (не прибегая к помощи ПАВ).
II.
Вопрос. Поднимите руку, кто хочет быть успешным в жизни человеком?
Конечно, все. Только понятие слова «УСПЕХ» для всех нас может быть разным.
Ответьте, пожалуйста, так что же такое - «УСПЕХ»?
  • Это состоявшаяся карьера.
  • Материальное благополучие и благосостояние.
  • Хорошая и крепкая семья.
  • Верные друзья.
  • Успех у противоположного пола, любовь.
Ответы записываются на ватмане напротив ответов о смысле жизни.
Получается, что мы, так или иначе, возвращаемся к жизненным ценностям, к тому, что для нас ценно и важно в жизни.
Другими словами, сейчас мы с вами будем выяснять – как стать или… быть успешным в жизни человеком!!!
III.
На доске вывешиваются фото знаменитых людей: В.Путина, Д.Медведева, В.Зайцева, Валерии, Ж.Фриске, И.Кобзона, Л.Бокерии, семейную пару фигуристов: Жулина и Навки.
Вопрос. Можно ли этих людей назвать успешными? Какие качества их объединяют? (ответы аудитории)
На ватмане/доске выписываются качества успешных людей:
  • Трудолюбие
  • Способности
  • Талант
  • Целеустремленность
  • Знание себя, своих возможностей и способностей
  • Уверенность в себе
  • Умение общаться
  • Креативность
  • Индивидуальность
Именно эти качества и обеспечили этим людям успех. Можно сказать, что сейчас мы с вами вывели определенную формулу успеха.
Вопрос. Можно ли сказать, что те люди, которые не знамениты и не совсем богаты - не успешны? (ответы ребят).
Конечно, нет, если человек живет в гармонии с собой и окружающими. Все мы разные и у нас разные потребности. Для одного человека его успех – это хорошая семья, любимая работа и преданные друзья. Для другого – это карьера и богатство. У каждого в жизни свои приоритеты и ценности.
IV.Можно ли вообще прогнозировать жизненный успех???
Что делает одного человека великим и выдающимся, а другого – средним и незаметным, волновал людей давно. Одни считали, что для успешной реализации личности в жизни требуется высокий интеллект, другие - наличие креативности.
Третьи утверждали, что для выдающихся достижений в первую очередь нужны и важны глубокие и разносторонние знания.
Все эти утверждения можно признать верными частично.
Психологические исследования 20 и 21 века убедительно свидетельствуют о том, что успех в жизни в большей степени зависит совсем от других психологических характеристик:
  • наличие эмоциональной сферы, способностей к эффективному межличностному общению и взаимодействию, умение регулировать свое эмоциональное состояние и управлять своим мышлением и поведением, обладание устойчивости к стрессам и разочарованиям…т.д.
Американский ученый (психолог) Дэниел Големан выделил понятие «эмоциональный интеллект» и предложил его рассматривать как важный компонент лидерских способностей и основу для жизненного успеха.
Ученый определил 5 сфер, которые ведут к достижению успеха:
  • познание себя: познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
  • умение общаться: навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);
  • приспособляемость: способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
  • стрессоустойчивость: управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);
  • оптимизм: преобладающее настроение (счастье, оптимизм).
Вопрос. Что же нужно делать нам с вами, чтобы развивать в себе эти жизненно - важные навыки и качества личности, без которых успеха нам не добиться?!
V.
Для начала – важно их хотя бы осознавать и уметь анализировать свои собственные качества личности.
Сейчас вам предлагается выполнить групповое упражнение «Веер».
Ход: листы формата А-4 раздаются всем участникам упражнения, которые подписывают свой лист и делят его на 2 столбца: в 1-ом будут записываться положительные качества личности человека («+»), во-2-ом – качества, над которыми надо работать («-»). Листы передаются по кругу, упражнение заканчивается, когда листы возвращаются к своему адресату.
2-й вариант упражнения (для группы, не достаточно хорошо знающей друг друга): индивидуальная работа «Мои качества личности», позволяющая задуматься над своими качествами личности, подумать над тем, какие качества необходимо в себе развивать, а над какими работать.
Бланк ко 2-му варианту упражнения.
Перечислите свои качества личности
Отметьте те качества личности, которые вам мешают
Отметьте качества личности, которые вы хотели бы всебе развить и которые помогут вам в жизни



Анализ упражнения: Это упражнение можно отнести к сфере познание себя.
Для чего мы пытаемся познать самих себя, изучить свое «Я» - для того, чтобы можно было сделать какие – либо выводы и иметь возможность измениться самому и изменить свою жизнь к лучшему.
Вывод: в построении жизненного пути многое зависит от способности познавать себя, от способности анализировать свои ошибки, многое зависит от внутренних установок человека, его восприятия жизни и уровня самооценки.
VI.Упражнение «Золотой стул».
Ход: по желанию один из подростков садиться в центр круга. Участники говорят ему то, что каждому из них в нем нравится.
Обсуждение: вопрос ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3119

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340