Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок литературы и физической культуры Первый бал Наташи Ростовой по роману Л.Н. Толстого Война и мир - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Интегрированный урок литературы и физической культуры Первый бал Наташи Ростовой по роману Л.Н. Толстого Война и мир


Автор(ы): Карнизова Наталья Владимировна, преподаватель русского языка и литературы; Молочкина Тамара Витальевна, Руководитель физвоспитания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи:
  • показать образ Наташи Ростовой в динамике ее духовного роста;
  • доказать, что Наташа Ростова – толстовский идеал женщины:
а) воплощение лучших качеств женского существа (гармония духовного и телесного, естественного и нравственного, природного и человеческого);
б) дар женской интуиции (прямое, нерассудочное ощущение правды);
в) русский национальный характер;
  • найти взаимопонимание и сохранить дух сотрудничества с учащимися через атмосферу любви и тепла, веры в честность и благородство, идеалы добра и справедливости;
  • приобщить учащихся к культуре через искусство слова и сценического действия; развитие речи; образного и вербального мышления;
  • осуществление личностно-ориентированного принципа педагогической деятельности, что способствует более полному раскрытию индивидуальности учащихся;
  • формирование эстетически и духовно развитой личности;
  • совершенствование координации движений, укрепление вестибулярного аппарата, повышение эстетического и культурного уровня учащихся на заключительном этапе подготовки элемента художественной гимнастики – вальса.
Оборудование
  • плакаты;
  • рисунки учащихся;
  • магнитофон с аудиозаписями (романс П. И. Чайковского на слова А. К. Толстого “Средь шумного бала”; романс П. Германа “Только раз бывают в жизни встречи”; вальсы И. Штрауса);
  • костюмы и платья, веера, цветы (атрибутика, приближенная к моде XIX века);
  • пригласительные билеты для гостей бала.
Методический прием – урок литературы и физической культуры как интегрированный подход при обучении, понимании и создании прекрасного образа, развития образного мышления и фантазии учащихся.
Творческий потенциал наших учащихся велик, мы, преподаватели, только создаем благоприятную атмосферу на занятиях, даем возможность самостоятельно проявить фантазию, направив ее в нужное русло, и ребята раскрывают все грани своего таланта.
Участники открытого урока:
  • оформители;
  • чтецы;
  • участники литературного объединения, исполняющие роли героев эпизода;
  • эксперты.
Ход открытого урока
(тема открытого урока оформлена на доске с помощью компьютерного дизайна; звучит вальс И. Штрауса; входят преподаватели литературы и физической культуры; называют тему урока и методический прием; говорят о целях и задачах урока)
Преподаватель литературы: Уважаемые учащиеся и гости нашего открытого урока! Вы можете задать вопрос – почему тема урока связана с романом Льва Толстого “Война и мир”? Почему бал? Почему Наташа Ростова? Мы считаем, что человек должен искать и не найти покоя, должен стремиться к достижению своей цели, должен добиваться задуманного, всю свою жизнь посвятив чему-либо, это во-первых, а во-вторых, хочется доказать этим уроком, что главное в жизни у вас, молодого поколения – это семья. Семья – это единое целое, и что бы ни случилось, будь то горе или радость, все в семье должно переживаться сообща. “Живой человек тот, который идет вперед, туда, где освещено…впереди его двигающимся фонарем, и который никогда не доходит до освещенного места, а освещенное место идет впереди его. И это жизнь. И другой нет”, - писал Толстой [5]. Этот живой человек - Наташа Ростова. Поговорим о динамике роста героини. Слово учащимся первого курса.
Учащийся 1 курса: Наташа не только общая любимица семьи, она полна любви ко всем.
Учащийся 1 курса: Она уверена в том, что жизнь – это сплошной праздник, а окружающий мир – чудесная гармония.
Учащийся 1 курса (читает отрывок): “Наташа с куклой Мими в руках, задыхаясь от смеха, с разбегу влетает в гостиную, и в комнату словно врывается солнечный луч…”[5]. Вот она в “цветочной” комнате прячется между кадок с цветами, и, подслушав объяснение в любви Николая и Сони, по-детски подражает им, просит Бориса поцеловать ее.
Учащийся 1 курса: Окружающие любовно характеризуют ее как “порох”, “зелье девка”, “казак”; подрастая, Наташа превращается в обаятельную девушку, пленяющую всех своей жизнерадостностью и непосредственностью, секрет, которого кроется в богатстве ее натуры, в ее “переполненности жизнью”;
Учащийся 1 курса: Вот она в Отрадном до того взволнованная прелестью родной природы и красотой весенней ночи, что, высунувшись из окна, она готова куда-то улететь (зачитывается отрывок [5]).
Преподаватель литературы: Спасибо первокурсникам за подготовленную информацию о Наташе Ростовой. Поговорим о семье Ростовых.
Семья Ростовых – идеал семьи писателя. Здесь царит полное взаимопонимание, и существуют теплые отношения между родителями и детьми. В семье преобладает искренняя атмосфера. Каждого ребенка уважают, прежде всего, как человека, здесь способны выслушать и оценить его мнение, считаются с его чувствами. Писатель изображает семью как единое целое, что бы ни случилось, будь то горе или радость, все переживают сообща. И первый бал дочери родные переживают вместе с ней. “Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово и не устроится все так, как было нужно. Героиня заранее продумала то, как она поведет себя, как будет разговаривать, как будет “стараться принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале” [5]. Но вопреки ее планам, все произошло наоборот.
Преподаватель физической культуры (рассказывает о балах в России): Балы в России стали существенным элементом светской жизни высшего дворянства. “Сам бал был не просто зрелищем, а зрелищем в зрелище. Молодые люди “…учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям. Тут учились мы и чинопочитанию и почитанию старости”, - писал П. А. Вяземский. Бальный ритуал сравним с законченной по смыслу художественной фразой. Умение танцевать считалось ценным достоинством и могло принести успех не только на паркете, но и на поприще служебной карьеры. В светском обществе было принято связывать внешний облик человека с его нравственными качествами и считать, что вместе с выправкою тела выпрямляется и душа”[1].
Ребята, что вы знаете о вальсах?
Учащийся 2 курса: “Вальс, в переводе с французского языка, означает “кружиться”. Это парный танец, основанный на кружении, темп умеренно быстрый. Произошел от народных танцев крестьян из Южной Германии, Австрии, Чехии. Благодаря непринужденности, простоте и изяществу движений, богатым выразительным возможностям музыки, вальс в 19 веке стал самым популярным танцем среди европейского общества” [1].
Учащийся 2 курса: “Особенно славился “Венский вальс” благодаря творческой деятельности И. Штрауса – отца и И.Штрауса – сына. И. Штраус – сын обогатил танцевальную музыку разнообразными сочинениями: около пятисот вальсов, галопов, полек, кадрилей. Вальсы Штрауса мелодичны, зажигательны. Современники прозвали его “Королем вальса” [2].
Учащийся 2 курса: “Симфонизация вальса особенно характерна для нашей русской музыки (М. Глинка, П. Чайковский, С. Прокофьев). Жанр вальса – это и основа романса, и оперной арии, и части циклического произведения. Вальс широко используется в балете, оперетте; звучит в драмах и кинофильмах” [3].
Преподаватель литературы: И вот выезд Наташи в “большой свет”. Ей 16 лет. Она приехала на первый большой бал в своей жизни. Что ожидает там Наташу, на бале, в освещенных залах, - музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга? Давайте перенесемся вместе с участниками литературного объединения в ту эпоху и посмотрим сцену бала так, как ее увидели и прочувствовали участники, получившие индивидуальное задание.
Но у нас есть группа экспертов – это учащиеся второго курса. У них очень ответственное задание: определить роль данного эпизода в раскрытии проблематики произведения.
Демонстрируется фрагмент из романа ”Бал Наташи Ростовой”, глава XVI, часть 3, том 2 участниками литературного объединения:
(звучит вальс И. Штрауса, входят хозяин, хозяйка бала и адъютант-распорядитель)
Адъютант-распорядитель (представляет входящих гостей): Граф и графиня Ростовы с дочерьми! (входят Ростовы, кланяются хозяину и хозяйке бала)
Хозяйка (смотрит на Наташу внимательно, улыбается).
Хозяин (спрашивает у графа Ростова): Которая Ваша дочь?
Ростов (подводит к нему Наташу).
Хозяин (говорит): Charm ante! (целует кончики своих пальцев).
Адъютант-распорядитель: Графиня Перонская!
Перонская (рассказывает Ростовым): А вот и она, царица Петербурга, графиня Безухова (указывает на входящую Элен). Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и старые и молодые. И хороша и умна. Говорят, принц без ума от нее. А вон и брат
Безуховой – Анатоль Курагин (указывает на красавца, который прошел мимо их, с высоко поднятой головой). Как хорош! Не правда ли? А этот-то, толстый, в очках, фармазон всемирный (указывает на Пьера). С женою-то его рядом поставьте: то-то шут гороховый!
Пьер Безухов (входит в зал, кивая направо и налево небрежно и добродушно, останавливается с Болконским).
Наташа: Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? Помните, он у нас ночевал в Отрадном?
Перонская: А, вы его знаете? Я же терпеть не могу. По нем теперь все с ума сходят. И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся. Я бы его отделала, коли б он со мной так поступил, как с этими дамами.
Адъютант-распорядитель (подошел к графине Безуховой и пригласил ее на вальс).
Элен (улыбаясь, подняла руку и положила ее, не глядя, на плечо адъютанта).
(под руководством Т. В. Молочкиной учащиеся демонстрируют первый тур вальса)
Анатоль Курагин, глядя на танцующие пары, говорит:
…Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума;
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О, вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь;
Я вас хочу предостеречь.
Вы, также, маменьки, построже
За дочерьми следите вслед,
Держите прямо свой лорнет…” [4]
Вера: Наташа, посмотри на мое платье!
Наташа (не слушая ее): Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать, неужели меня не заметят все эти мужчины? Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною.
1-ая Дама (говорит о Наташе): Посмотрите на молодую девушку. Как она искренна, естественна, по-детски наивна, проста.
2-ая Дама: Выражение ее лица говорит о ее “готовности на величайшую радость и на величайшее горе”.
3-тья Дама: Неужели к ней “никто не подойдет”, неужели ее “не заметят” мужчины? Состояние этой девушки близко к отчаянию, она “готова плакать”
Пьер Безухов (подошел к Болконскому, схватил его за руку): Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegee, Ростова, молодая, пригласите ее.
Болконский: Где? (извинившись, он подошел к графине Ростовой)
Ростова: Позвольте вас познакомить с моей дочерью.
Болконский: Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня. Поклонившись Наташе, спросил: “Разрешите пригласить вас на тур вальса?”
Наташа улыбнулась и сказала про себя: “Давно я ждала тебя”.
(звучит музыка И. Штрауса, все участники танцуют вальс, подготовленный Т. В. Молочкиной)
Граф Ростов:
Когда трепещут эти звуки,
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на колени руки,
Сажусь в забытый уголок.
М, как зари румянец дальний
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь дальний
И шевелит мерцанье свеч.
О, как, ничем неукротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пара молодой!
Чего хочу? Иль, может статься,
Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заранее учится душа? [6]
Хозяин бала смотрит на Наташу Ростову и говорит жене:
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Хозяйка бала:
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, -
Хозяин бала:
Но, встретясь с ней,
Смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
Берг говорит Вере: Посмотри, Болконский снова пригласил Наташу.
Вера: Вальс создан для нежных объяснений при такой удобной обстановке: близость танцующих способствует интимности.
Берг: Ох уж этот вальс!
…Однообразный и безумный,
Как вих...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.07.22 | Просмотров: 2519

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340