Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Роль детского сада в работе с неполной семьёй
Автор(ы): Круглова Любовь Антоновна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире. Неполные семьи существуют испокон века. Целое тысячелетие причиной их появления служила смерть одного из родителей. Разводы также не изобретение современности, и существуют они с давних времен. И всё же массово они распространились уже в наши дни. И соответственно процент таких семей намного выше, чем процент неполных семей связанных со смертью одного из членов семей. Последние исследования психологов и педагогов сходны в одном: положение ребенка, растущего в неполной семье, по-своему исключительное, трудное, иногда угрожающее, а иногда и опасное. Опасность может быть, но не должна стать реальной. Совершенно очевидно, что целый ряд факторов, переплетаясь, осложняют жизнь неполной семьи: - Причины возникновения неполной семьи. По-разному на ребенка влияют такие факторы как, кто отсутствует в семье, как долго, в каком возрасте был ребенок, когда не стало отсутствующего (смерть, незамужняя мать, развод, эмиграция и т.д.), был ли он кем-нибудь замещен, какова была личность утраченного родителя и какова личность присутствующего родителя и, главное – какова личность ребенка.
- Влияние социального контекста и социального фона, на котором проходит жизнь неполной семьи (то есть помогают ли бабушка с дедушкой, как неполная семья материально обеспечена, каковы культурные традиции среды, какими ценностями она живёт и т.д.)
- Неполная семья не может в полной мере обеспечить выполнение основных функций возложенных обществом на семью (обеспечение эмоционального тыла всем своим членам и подготовка ребенка для жизни в данном обществе);
- Эмоциональные переживания ребенка. Утрата одного из родителей из тесного круга общения с ребенком, эмоционально тяжело переживается им, что в дальнейшем может отразиться на дальнейшее формирование личности.
- Все трудности и проблемы (материальные, эмоциональные, психологические и т.д.) решает один родитель, который остался с ребенком.
- Возникают проблемы и трудности отторжения ребенка из неполной семьи окружающим социумом: детским коллективом в детском саду, в школе и т.д..
Последствия этих факторов бывают достаточно разнообразны: вполне возможно, что развитие ребенка всё-таки проходит нормально – и вырастает личность, прекрасно приспособленная к жизни в обществе, полностью позитивно оцениваемая; но может быть всё по-другому – нарушения в развитии могут быть столь сильны, что вырастает человек мало приспособленный, конфликтный и даже с ярко выраженной патологией. Учебный год в нашем дошкольном учреждении для воспитателя любой возрастной группы начинается с традиционного знакомства с семьями детей. При этом выясняем следующие факторы: - Полная или неполная семья. Уточняем причины неполной семьи: развод, одинокая мать (или отец, с рождения ребенка), умер один из членов семьи, временно не живёт один из членов семьи.
- Состав семей и структура родственных связей: полные одно-, двух-, трехдетные, кем является воспитанник (1-й, 2-й, 3-й и т.д. ребенок).
- Супружеский опыт (в 1-м, 2-м браке, разводе и пр.).
- Образование родителей (высшее, среднее специальное, неполное).
- Полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи).
- Поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребенком) и др.
- Семьи группы риска (злоупотребляющие алкоголем, наркоманы, судимые и т.д.).
Чтобы выяснить, какие условия для нравственного воспитания имеются в неполных семьях, в какой помощи они нуждаются, мы всесторонне изучаем семьи: проводим анкетирование, опросы, тестирование, наблюдения, беседы с взрослыми и детьми. Обращаем внимание на эмоциональную атмосферу в семье, на интенсивность и содержание общения ребенка с взрослыми. Проанализировав и обобщив полученные результаты, мы пришли к следующим выводам: - Большинство неполных семей – неполные с рождения ребенка – 13%
- Неполные семьи в результате развода – 11% (16 семей) в результате смерти одного родителя – 0,8 % (1 семья)
- Имеются семьи официально не зарегистрированные – 4,2 %
- Неполные семьи из категории группы риска
- Большинство родителей из неполных семей не могут назвать права ребенка – 80 %,
- При конфликте применяют физическое наказание – 65 %,
- Используют в общении с ребенком нецензурные выражения – 24 %,
- Присутствует авторитарный стиль общения – 81 % семей,
- Запрещают общение со вторым родителем – 15% ;
- Второй родитель сам отказывается от участия в воспитании своего ребенка – 2 %
- В неполных семьях в основном воспитанием ребенка занимаются бабушка и дедушка – 0,8 %
Всю полученную информацию после анализа педагоги учитывают при планировании внутрисадовской работы с семьей, в общении с родителями, в оказании грамотной консультативной психолого-педагогической помощи. Основные направления работы ДОУ с родителями из неполных семей таковы: - Укрепление здоровья детей (совместно с медицинской и психологической службами).
- Создание единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка;
- Защита прав ребёнка,
- Повышение родительской компетентности в вопросах правовой и педагогической культуры;
- Организация семейного досуга.
Чтобы помочь неполным семьям в воспитании детей, мы поставили такие задачи работы с этими семьями: - Создание атмосферы доверия и доброжелательности в общении между ДОУ и родителями.
- Оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки неполной семьи.
- Проведение специальных мероприятий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей.
- Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально- педагогической проблематике для детей и семьей группы риска.
- Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей из неполных семей.
Учитывая поставленные цели и задачи по данной теме, при построении работы с неполными семьями педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов: - Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребенок);
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка
В методическом кабинете ДОУ педагогическим коллективом собран богатый и разнообразный материал, способствующий реализации данных принципов на практике: - Нормативно-правовые документы по семейному воспитанию;
- Материалы, помогающие воспитателям получить информацию о семьях воспитанников (анкеты, тесты, листы опросы, карты «Социальные паспорта семьи» и т.д.);
- Материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей;
- Материалы для подготовки общения с родителями (различные конспекты организации различных форм общения с родителями, практические материалы по различным аспектам воспитания);
- Материалы методической работы с педагогами по вопросам общения с семьей (различные формы методической работы с педагогами, примерная тематика общения с родителями, педагогические ситуации и т.д.);
- Наглядные материалы (иллюстративный, консультативный материал для оформления родительских уголков, литература для организации выставок).
Педагогический коллектив находится в постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов работы с неполными семьями: - Создание банка данных о семьях воспитанников
- Неформальные беседы о детях (обсуждаем достигнутые успехи ребенка);
- Систематическое изучение запросов родителей, требований к работе дошкольного учреждения;
- Проведение дней открытых дверей ДОУ;
- Проведение и участие в внутрисадовских, городских, областных и всероссийских конкурсах, фестивалях и т.д.
- Посещение педагогом семей на дому;
- Организация внутригрупповых досок Почёта;
- Привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий;
- Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка (индивидуальные задания на дом);
- Привлечение родителей к общественной деятельности (работа Клубов для родителей, приглашение лекторов по интересующим вопросам и т.д.)
- Консультативная помощь специалистов ДОУ;
- Плановые беседы с родителями ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.07.22 | Просмотров: 2262
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|