Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок МХК и литературы Культура Серебряного века - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Интегрированный урок МХК и литературы Культура Серебряного века


Автор(ы): Перельман Ирина Марковна, учитель этики и МХК; Пшоник Римма Рафисовна, учитель русского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Звучит концерт №1 Рахманинова и стихи А. Ахматовой.
Учитель 1
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
С Серебряный месяц ярко
Над Серебряным веком стыл.
Это строки из “Поэмы без героя” А. Ахматовой, где впервые в литературном творчестве было употреблено выражение “Серебряный век”. Рубеж веков стал подлинным русским Ренессансом, расцветом русской духовности, давшей миру блистательные научные и художественные открытия.
Учитель 2. Сегодня мы впервые прикоснемся к удивительной, многогранной культуре века, который позднее получил название “Серебряный”. Мы попытаемся увидеть его в единстве многообразия видов искусства, тем, течений. Это мозаичное полотно мы будем составлять вместе. Вы заранее получили творческие задания и, продемонстрировав свое знание, увидев знание других, мы надеемся, сможете создать представление о богатейшей культуре этого времени.
Единство искусства Серебряного века – в парадоксальном сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося. Эта была гармония противоположностей, рожденная культурой особого рода, культурой грани веков. Вот как сказал об этом Андрей Белый: “Мы дети того и другого века; мы – поколение рубежа. Правота нашей твердости видится мне… скорее в решительном “нет”, сказанном девятнадцатому столетию, чем “да”, сказанному веку двадцатому”.
Учитель 1. Поразительно, но само понятие “грань веков” имеет для русской художественной культуры почти мистическое значение. Так уж распорядилась судьба и история, но именно границы столетий порой совпадают с глобальными изменениями в развитии искусства. Вспомним рубеж XVII-XVIII веков, неповторимый колорит Петровской эпохи, когда в искусстве переплелись уходящее средневековое мироощущение и новизна светских жанров. Грань XVIII-XIX столетий также ощутимая “смена вех”: уходил в прошлое век напудренных париков; на смену “побежденным учителям” – Фомину, Державину, Левицкому, спешили “победители – ученики” - Глинка, Брюллов, Жуковский. Знак наступающего обновления – рождение гениального Пушкина.
На этом фоне эпоха Серебряного века отличается накалом страстей, чувствований, верований, иллюзий. “Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?”. Блоковский вопрос-ответ будоражит мысль, подталкивает к размышлению о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию единых культурных начал и заветов “русского ренессанса”.
Где же объединялись молодые единомышленники и соратники? (Рассказ о салонах).
Кто не слышал о самом модном и скандально известном артистическом кафе в Петербурге- “Бродячая собака?”. Здесь находили приют люди самых разных профессий и социального положения.
Ученик. (Делается сообщение о кафе “Бродячая собака”).
Разыгрывается литературная гостиная.
(Играет фортепиано. Один за другим заходят участники представления, одетые по моде конца XIX, начала XX веков, садятся за столики. На столах горят свечи, стоят бокалы. Во время представления звучат песни А. Вертинского, стихи А. Блока, З. Гиппиус, А. Ахматовой, И. Северянина, К. Бальмонта и т.д., романсы на стихи И. Анненского, пары танцуют танго).
Учитель 2. Пожалуй, глубокой общности творческих интересов у посетителей богемных кафе и кабачков не было. Слишком различны были их художественные взгляды. Однако, именно в те годы на почве дружеского общения возникали и более тесные профессиональные объединения. В частности, объединения художников, картины которых представлены на нашем вернисаже (на стенах развешаны репродукции художников Серебряного века).
Учитель 1. Итак, мы с вами побывали в кафе “Бродячая собака”, заглянули на вернисаж. Каким же было объединяющее начало в искусстве Серебряного века? Это те сверхпроблемы, которые были одновременно выдвинуты во всех видах искусства.
Важнейшую образную сферу поэзии, живописи, музыки объединял лейтмотив свободы человеческого Духа перед лицом вечности. В русское искусство вошел образ Вселенной, Космоса и неразрывно связанные с ними образы Жизни и Смерти. Вы должны были найти дома эти образы, обратившись к стихам поэтов Серебряного века. (Звучат стихи А.Блока, А.Белого, М.Волошина, О.Мандельштама).
Учитель 2. Заглянем в наш вернисаж. Созвучны ли образы, созданные русскими поэтами творчеству русских художников? Нечто “космическое” искал в игре света на полотне один из основоположников абстрактной живописи В. Кандинский. (“Несколько кругов”). Обращался к вечной теме мироздания М.К. Чюрленис.
Ученик. (Делается сообщение о творчестве М. Чюрлениса. Акцентируется внимание на мечте художника создать новый вид искусства - “зримую музыку”, где органично сливались бы музыкальные формы и их изобразительный аналог. Сообщение иллюстрируется отрывками из музыкальных произведений и картин циклов “Соната звезд”, “Соната пирамид”, “Соната солнца”, “Сотворение мира”).
Учитель 2. К проблеме преображения человеческого духа в космосе обращается в симфонической музыке А. Скрябин.
Ученик. (Делается сообщение о творчестве А.Скрябина. Докладчик обращается к музыкальным произведениям “Поэма экстаза”, “Поэма огня”, “Прометей”. Звучат музыкальные фрагменты).
Учитель 1.
Необычайно силен был в искусстве “Серебряного века” и культ чувства любви, его пылкость рождала состояние всепоглощающего экстаза. “Каждый миг сделать великим трепетом”, - призывал В. Брюсов. Какие поэтические строчки произвели на вас особое впечатление?
(Ученики читают стихи Н. Гумилева, А. Ахматовой, И. Северянина).
Учитель 2. Художники, поэты, музыканты с особой глубиной начинают разрабатывать русскую тему как символ национальной самобытной красоты.
Сияют красавицы купчихи на полотнах Б.Кустодиева. Радуют глаз лубочные образы картин Лентулова. Проносятся герои из сказок В. Кандинского. Глядит языческая Русь с полотен Рериха.
Послушайте отрывок из произведения А. Лядова “Кикимора” (звучит музыка).
На русские духовные культурные традиции опирается творчество С. Рахманинова.
Ученик. (Рассказывается о творчестве С.Рахманинова, звучит фрагмент Второго концерта).
Учитель 1. Созвучен музыке С.Рахманинова и образ России в поэзии. (Ученики читают стихи А.Белого, А.Блока, Н.Гумилева).
Учитель 2. Художники, поэты, музыканты, которых вы сейчас услышали, незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением. Порой кажется, что сам эмоциональный фон российской жизни на рубеже веков требовал перемен, переоценке ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные направления, в которых смещался смысл привычных понятий и идеалов.
Из всего многообразия течений мы сегодня скажем только о некоторых. И начнем с символизма.
Философ Н.А. Бердяев писал: “Символ есть связь между двумя мирами чувственным и воображаемым, видимым (реальным) и невидимым (потусторонним)”. Открытие символа как “знака иного мира в этом мире” было одинаково значимо для всех проявлений культуры, для взаимообогащения различных ее областей.
Учитель 1. Как определить символическую поэзию. Пожалуй, лучше всего об этом сказали сами поэты. Обратимся к К. Бальмонту: “Это поэзия, в которой органически, ненасильственно, сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота, - сливаются также легко и естественно, как в летнее утро воды реки гармонически слиты с солнечным светом”.
Символика говорит исполненным намеков и недомолвок, нежным голосом сирени или глухим голосом сибиллы, вызывающим предчувствия.
Ученики делают сообщения о поэтах символистах В. Брюсове, Ф. Сологубе, К. Бальмонте и читают их произведения.
Учитель 2. Одним из основоположников символистской живописи считается Михаил Александрович Врубель.
Ученик. Делается сообщение о М. Врубеле и образе Демона в его творчестве.
Учитель 1. В недрах символизма и в противовес ему возникает направление, получившее название акмеизм. “Несомненно, символизм – явление XIX в. Наш бунт против символизма совершенно правомерен, потому что мы чувствовали себя людьми XX в. и не хотели оставаться в предыдущем”, - говорила А. Ахматова.
Самыми яркими представителями этого направления были А. Ахматова и С. Гумилев. (Делается сообщение об акмеизме. Ученики читают стихи)
Учитель 2. С поэтами-акмеистами перек...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.07.25 | Просмотров: 1629

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340