Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Основные направления эволюции
Автор(ы): Ерохина Любовь Викторовна, учитель химии и биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных.
- Формирование компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем), коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими), самоорганизации (умение ставить цели, планировать), самообразования (готовность конструировать).
- Формирование представлений о современной естественно-научной картине мира.
Оборудование: карточки-задания по теме: «Основные закономерности эволюции», таблицы «Основные ароморфозы в растительном и животном мире», «Идиоадаптации в растительном и животном мире», «Примеры дегенерации в органическом мире», электронное учебное издание «1С: Образование 3.О» Основы общей биологии. Ход урока 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний А. Самостоятельная работа в группах по карточкам: Карточка №1 Перечислены названия и биологические явления: А-утконос
|
|
| Б-археоптерикс
|
|
| В-стегоцефал
|
|
| Г-латимерия
| Д-ланцетник
|
|
| Е-зверозубые ящеры
|
|
| Ж-эвглена
|
|
| З-псилофиты
| И-ехидна
|
|
| К-атавизм
|
|
| Л-рудимент
|
|
| М-ароморфоз
| Н-аналогичные органы
|
|
| О-гомологичные органы
|
|
| П-идиоадаптация
|
|
| Р-дегенерация
| Определите: А) К каким явлениям из перечисленных относятся: - образование хобота у слона;
- возникновение постоянной температуры (теплокровности) у млекопитающих;
- утрата органов пищеварения у паразитических червей-цепней;
- рождение хвостатых людей;
- зачатки хвостовых позвонков в скелете человека;
- сходство внутреннего строения передних конечностей лошади и крыла птицы;
- внешнее сходство крыла птицы и крыла бабочки;
Б) Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам: - между растениями и животными;
- между позвоночными и беспозвоночными;
- между рыбами и земноводными;
- между пресмыкающимися, птицами и млекопитающими,
В) Кто из перечисленных организмов относится к ископаемым переходным формам: - между рыбами и земноводными;
- между пресмыкающимися и птицами;
- между пресмыкающимися и млекопитающими;
- между водорослями и папоротникообразными.
Б. Обобщение работы: Все ли термины вы использовали в своей работе? Попробуйте проанализировать их названия и определить, что они означают, соотнесите их с оставшимися в списке явлениями. В. Формулировка темы и задач урока. 3. Изучение новой темы. А.Подготовка к восприятию материала. Эволюционный процесс на Земле создает огромное разнообразие видов и надвидовых групп. Все они в этом процессе приобретают специальные приспособления к условиям существования. Изменения условий среды часто приводит к исчезновению у видов одних и появление других свойств, обеспечивающих лучшее приспособление к жизни, а следовательно, большую выживаемость, увеличение размножения организмов и их более широкое распространение. Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, сопровождающееся увеличением численности и более широким распространением вида, называют биологическим прогрессом. В настоящее время биологический прогресс наблюдается у покрытосеменных растений, а среди животных – у насекомых, костистых рыб, птиц и млекопитающих. Снижение приспособленности организмов к условиям среды, сопровождающиеся уменьшением численности и сужением области распространения, называется биологическим регрессом. Биологический регресс переживают группы, не сумевшие приспособиться к изменениям условий среды и не выдержавшие конкуренции с другими группами. Изучение особенностей эволюции крупных надвидовых групп (макроэволюции) позволило выделить три главных направления, которые ведут к биологическому прогрессу: ароморфоз, идиоадаптацию, общую дегенерацию. Идея о возможных путях достижения биологического прогресса в процессе эволюции была разработана ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.07.27 | Просмотров: 1852
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|