Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Основные направления эволюции - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Основные направления эволюции


Автор(ы): Ерохина Любовь Викторовна, учитель химии и биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • Сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных.
  • Формирование компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем), коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими), самоорганизации (умение ставить цели, планировать), самообразования (готовность конструировать).
  • Формирование представлений о современной естественно-научной картине мира.
Оборудование: карточки-задания по теме: «Основные закономерности эволюции», таблицы «Основные ароморфозы в растительном и животном мире», «Идиоадаптации в растительном и животном мире», «Примеры дегенерации в органическом мире», электронное учебное издание «1С: Образование 3.О» Основы общей биологии.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
А. Самостоятельная работа в группах по карточкам:
Карточка №1
Перечислены названия и биологические явления:
А-утконос


Б-археоптерикс


В-стегоцефал


Г-латимерия
Д-ланцетник


Е-зверозубые ящеры


Ж-эвглена


З-псилофиты
И-ехидна


К-атавизм


Л-рудимент


М-ароморфоз
Н-аналогичные органы


О-гомологичные органы


П-идиоадаптация


Р-дегенерация
Определите:
А) К каким явлениям из перечисленных относятся:
  1. образование хобота у слона;
  2. возникновение постоянной температуры (теплокровности) у млекопитающих;
  3. утрата органов пищеварения у паразитических червей-цепней;
  4. рождение хвостатых людей;
  5. зачатки хвостовых позвонков в скелете человека;
  6. сходство внутреннего строения передних конечностей лошади и крыла птицы;
  7. внешнее сходство крыла птицы и крыла бабочки;
Б) Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам:
  1. между растениями и животными;
  2. между позвоночными и беспозвоночными;
  3. между рыбами и земноводными;
  4. между пресмыкающимися, птицами и млекопитающими,
В) Кто из перечисленных организмов относится к ископаемым переходным формам:
  1. между рыбами и земноводными;
  2. между пресмыкающимися и птицами;
  3. между пресмыкающимися и млекопитающими;
  4. между водорослями и папоротникообразными.
Б. Обобщение работы:
Все ли термины вы использовали в своей работе? Попробуйте проанализировать их названия и определить, что они означают, соотнесите их с оставшимися в списке явлениями.
В. Формулировка темы и задач урока.
3. Изучение новой темы.
А.Подготовка к восприятию материала.
Эволюционный процесс на Земле создает огромное разнообразие видов и надвидовых групп. Все они в этом процессе приобретают специальные приспособления к условиям существования. Изменения условий среды часто приводит к исчезновению у видов одних и появление других свойств, обеспечивающих лучшее приспособление к жизни, а следовательно, большую выживаемость, увеличение размножения организмов и их более широкое распространение. Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, сопровождающееся увеличением численности и более широким распространением вида, называют биологическим прогрессом. В настоящее время биологический прогресс наблюдается у покрытосеменных растений, а среди животных – у насекомых, костистых рыб, птиц и млекопитающих. Снижение приспособленности организмов к условиям среды, сопровождающиеся уменьшением численности и сужением области распространения, называется биологическим регрессом. Биологический регресс переживают группы, не сумевшие приспособиться к изменениям условий среды и не выдержавшие конкуренции с другими группами. Изучение особенностей эволюции крупных надвидовых групп (макроэволюции) позволило выделить три главных направления, которые ведут к биологическому прогрессу: ароморфоз, идиоадаптацию, общую дегенерацию. Идея о возможных путях достижения биологического прогресса в процессе эволюции была разработана ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.07.27 | Просмотров: 1852

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340