Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Роль театрализованных игр в развитии речи детей - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Роль театрализованных игр в развитии речи детей


Автор(ы): Папанова Тамара Алексеевна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление взрослых научить детей как можно раньше читать, писать, считать, а не развить способность чувствовать, думать, творить.
В связи с этим у детей отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки, отсутствие фантазии и воображения. Отсюда также равнодушие, черствость, ограниченность интересов, а также отсутствие навыков произвольного поведения, самостоятельности. У детей недостаточно развиты память, внимание, связная речь. Они недостаточно владеют четкой дикцией, разнообразной интонационной выразительностью, эмоциональностью в чтении стихов, пересказов.
Самый короткий путь в решении этих проблем – это театральная деятельность, театральные игры и упражнения.
Театральная деятельность, прежде всего, важное психотерапевтическое средство эмоционально-эстетического восприятия через музыку, танцы, литературу, актерские игры. Театральные игры способствуют развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Поэтому для развития связной речи я включила в работу с детьми театральные игры и игровые упражнения, театральные постановки.
Актерские, театральные игры я включаю не только в работу театрального кружка, которым руковожу, в своем ДОУ уже13 лет, но и на занятиях, повседневной жизни детей группы, что является основной ценностью.
В театральном кружке, на занятиях и в повседневной жизни дети занимаются группой, подгруппами, в парах, тройках. Достоинством такой формы организации работы является то, что дети учатся подчинять себя предлагаемой другими детьми формой общения. Именно малые группы меняют характер поведения детей при опоре друг на друга, у детей возникает желание быстрее, точнее, правильнее выполнять указание, ориентироваться друг на друга, подсказывать и помогать друг другу. В таких случаях нет “я”, а есть “мы”.
Внутри микрогруппы возникают по человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для раскрепощения детей, самостоятельности и сравнения своих знаний, умений и возможностей. В основу реализации театральной деятельности на занятиях театрального кружка, на занятиях по развитию речи, комплексных и повседневной жизни положен индивидуальный подход и психологические особенности ребенка.
Для того чтобы реализовать цели и задачи по обучению чувственно-художественному воображению, развитию связной речи детей, коммуникативности, я, в первую очередь, знакомлю детей с видами сказок (русско-народными, волшебными, авторскими), их названием, содержанием. Также знакомлю с героями сказок, характерными данными (внешним видом, характером, особенностями жизни, повадками и т.п.), волшебниками и их волшебством, волшебными вещами и их действиями, видами кульминаций, особенностями содержания каждой сказки. Отсюда и развлекательные, театральные игры, помогающие детям закрепить знания о сказках: “Волшебная палочка”, “Лови-скажи”- игра с мячом, “Японская машинка” - действие рук со словом, “Что? Где? Когда?”, “Счастливый случай”, “Найди и расскажи”, “Вопрос-ответ” - дети задают друг другу вопрос на определенную тему, другие отвечают. В этих играх дети называют волшебников и их волшебство, волшебные вещи, героев сказок, что произошло в определенной сказке и чем закончилась сказка.
В системе используется просмотр художественных веселых фильмов, мультфильмов по сказкам, чтение юмористических рассказов, что позволяет детям сочинять свои надуманные веселые рассказы.
Увлекательные путешествия по летнему и зимнему сказариумам (большие таблицы с сюжетами разнообразных сказок) позволяют детям с интересом, непроизвольно закреплять свои знания, развивать речь, фантазировать, логически мыслить. С использованием этих таблиц провожу театральные игры и упражнения:
  • “Из какой я сказки”,
  • “Найди самого веселого (доброго, вежливого, злого, трудолюбивого, хитрого, сильного) героя сказки”,
  • “Найди, что на самом деле не бывает?”,
  • “О чем шепчет (говорит, кричит, беседует) персонаж”,
  • “О чем беседуют герои сказки”,
  • “Какого волшебника встретили герои сказок, и какое волшебство он им показал”,
  • “Какую волшебную вещь нашли, и как она помогла героям”,
  • “Какое волшебство эта волшебная вещь делает”,
  • “Чья волшебная вещь?”,
  • “Чей предмет, из какой сказки?”,
“Подбери вежливое слово и составь с ним диалог между персонажами”,
  • “Путаница” - выбор любой группы персонажей и составить свой диалог, но не по сказке, перестановка действий героев;
  • “Старая сказка на новый лад” - замена героев сказки другими персонажам
и; замена других событий, включение в русскую народную сказку волшебных вещей из волшебных сказок с рассказом или драматизацией.
Дети рассказывают, какого волшебника видели, и какое волшебство он показал им. Также выбирают группу персонажей и рассказывают, о чем они говорят, составляют веселый (грустный) диалог группы персонажей. Подбирают песню для группы персонажей и поют ее. Очень нравится детям игра “Кто как ходит?”. В игре “Вопрос-ответ” подбирают эпитеты (глаголов), название сказок, характерные особенности героев и т.п. Составляют описательные рассказы, составляют веселые, грустные, страшные рассказы, подбирают загадки к определенному персонажу.
Такие игры, как “Найди и расскажи” (Каждая подгруппа согласованно ищет в комнате предмет или “волшебную вещь” из определенной сказки, забирает его и составляет свой рассказ), “Волшебная корзина” (Из “Волшебной корзины” каждая пара отыскивает определенную вещь или предмет из знакомой народной сказки и составляет описательный рассказ; игра – упражнение “Не остановись!” (В полукруге дети поочередно подбирают прилагательное или глагол к предмету, который попал им в руки, потом передают предмет другому и распределяются на подгруппы – составляют маленький красочный рассказ об игрушке или предмете).
На занятиях по обучению рассказыванию ставлю определенную и обязательную для детей задачу – рассказ должен быть полным (начало рассказа, кульминационный момент, конец рассказа), обязателен диалог между персонажами, использование эпитетов, составлять рассказ в микрогруппе и рассказывать каждому поочередно, драматизировать в ролях. При оценке рассказов своими ровесниками ярко видно соблюдались эти правила или нет. Но чтобы увидеть, детям надо внимательно слушать своих товарищей между группами и внутри группы.
Чтобы рассказы детей были яркими и интересными использую моменты из театрализованных игр “Какая волшебная вещь помогла?”, “Какой волшебный предмет увидели?”, “А может волшебнику встретились”.
Также на занятиях и вне занятий выполняем с детьми театральные упражнения, например “Режиссер”. Дети не только сочиняют, но и выбирают “режиссера” из числа участников своей микрогруппы. Они самостоятельно распределяют роли, репетируют, а потом поочередно показывают свою сказку. Составляют рассказы от имени разных героев, сочиняют разворот сюжета по очереди, проявляя свою фантазию.
Такие игры, как “Цветик-семицветик”, “Развлекательный цветок”, “Кубик Рубик” позволяют с желанием и интересом составлять рассказ. До занятий и после обязательно использую упражнения, повышающие двигательную активность
Игра “По тексту” – выполнение действий по заданию (воспитатель читает сказку или рассказ, дети выполняют действия движениями, мимикой, действиями). Игра “Японская машинка”, “Мы не скажем, но покажем” - показывают действия людей определенной профессии, передают движениями образы фауны, флоры и т.п. “Найди и покажи” - дети ищут волшебную вещь и показывают, как она действует. “Превращение” - по команде дети превращаются в людей разных профессий, животных, птиц, волшебников или кого видели в лесу, городе, селе, небе, воде и т.п.
Даже импровизированные подвижные игры включают в себя моменты театрализации. В игре “Мороз” дети жестами, мимикой изображают холод, ужас, тяжесть, легкость и радость. В игре “Сделай сказочную фигуру” - фантазия движений тела, “Лягушки и цапли”, “Гуси-лебеди”, “Теремок” - изображение жестами, мимикой (радость, удивление,...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.07.27 | Просмотров: 1450

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340