Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок по сказке Ершова П.П. Конек-Горбунок
Автор(ы): Безрукова Светлана Борисовна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - углубить знания о жанре литературной сказки,
- выяснить, почему сказку «Конёк-Горбунок» по праву можно назвать «народной» сказкой.
- развивать самостоятельность, умение выразить мысль,
- воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам,
- повышать мотивацию обучения,
- отрабатывать навык выразительного чтения.
Оборудование: - портрет П.П.Ершова
- детские рисунки и иллюстрации к сказкам
- фрагмент балета Р.Щедрина «Конёк-Горбунок»
- таблицы:
- П.П.Ершов – автор народной сказки «Конёк-Горбунок»;
- «Конёк-Горбунок» – русская сказка;
- зачин, троекратные повторы, добро побеждает, концовка
- Иван, противники, помощники
- добрый, справедливый, умный, смекалистый, честный, с чувством собственного достоинства;
- злоба, жадность, зависть, коварство, хитрость;
- «Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливого пути!...» П.П.Ершов
- русские народные сказки;
- таблицы: оценка за работу на уроке;
- выставка книг «Русские народные сказки»
План урока: 1. Организационный момент 2. Тема урока. Целеполагание. 3. Проверка домашнего задания. 4. Сравнительная характеристика героев сказки «Конёк-Горбунок» и русских народных сказок. 5. Почему живет сказка? Обобщение. 6. Итог урока. ХОД УРОКА 1. Оргмомент 2. Тема урока. Целеполагание – Сегодня заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок». В 1856 году (спустя 22 года после написания сказки) Петр Ершов писал: «Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливого ему пути!..» – На уроке мы попытаемся понять, чем так покорило читателей творчество П.П.Ершова. – Иллюстрации, которые помещены в правой части доски, вы нарисовали к сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок». Обратите внимание на остальные рисунки. Иллюстрации к каким сказкам вы видите? Назовите эти сказки. («Сивка-Бурка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Хаврошечка») – Что объединяет эти сказки? (Таблица: русские народные сказки) – Почему мы их называем русскими народными? – И сказку П.Ершова часто называют русской народной. Во многих книгах написано «Конёк-Горбунок» – русская сказка. А на памятнике П.Ершову можем прочитать такие слова: «П.П.Ершов автор народной сказки» – На этом уроке мы подведем итог и выясним, почему литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и одновременно народной. – В конце урока я предлагаю каждому оценить самого себя и выставить себе оценку за работу. Для этого надо отметить на шкале активности успешность своей работы (красным цветом). На второй шкале – успешность работы своей группы (зеленым цветом). 3. Проверка домашнего задания – Вспомните, какова композиция сказки «Конёк-Горбунок» (Сказка построена как и русские народные сказки. У неё есть зачин, троекратные повторы, в сказке добро побеждает зло, концовка) – Для чего автор использует зачин? (Вводит читателей в ход событий, знакомит с героями, настраивает на сказочный лад) – Поскольку в сказке Ершова три части, автор написал зачин к каждой из них. Это особенность литературной сказки. Дома вы выучили наиболее понравившиеся зачины наизусть. Кто желал бы рассказать? Какие троекратные повторы встретились в сказке Ершова? Приведите примеры победы добра над злом. Объясните, кто победил, а кто был наказан. (Иван стал царем, а царь сварился) – Найдите концовку, которая роднит сказку Ершова с русскими народными сказками. – Итак, мы нашли много общего в построении сказки Ершова и народных сказок. 4. Сравнительная характеристика героев сказки «Конёк-Горбунок» и героев русских народных сказок – А теперь сравним главных героев этих сказок. 1) Главного героя Ершова называют Иваном (таблица), как и в большинстве русских народных сказках. – Вспомните, какими были герои Ивана в русских народных сказках. (Добрые, честные, смелые, справедливые) – А какими качествами наделил своего главного героя П.Ершов? Перечислите качества. – Давайте обратимся к тексту сказки, чтобы подтвердить свои мысли. – Итак, у старика было три сына. Они были «в дозоре». Как повел себя Иван в дозоре? Прочитайте. – Каким оказался Иван? (Смелым) – Как рассказал Иван об увиденном (случившимся) дома? Прочитайте выразительно. – Как характеризует героя этот рассказ? (Иван оказался сообразительным, находчивым, смекалистым). Почему он не рассказал всей правды? – Прочитайте отрывок, в котором говорится , как Иван «настиг» братьев, укравших коней? – Какое качество ценит Иван? (Честность) – Мстит ли Иван братьям за украденных коней? Почему? (Иван добрый, он умеет прощать) – Прочитайте по ролям первую встречу Ивана с царем. (Автор, царь, Иван) – Как ведет разговор Иван? (Смело, на равных, с чувством собственного достоинства) Вывод: Иван в сказке Ершова обладает теми же качествами, что и Иван в русских народных сказках. 2) – Всегда ли в сказках герой в одиночку справляется с трудностями? (Есть помощники) – Вспомните русские народные сказки и приведите примеры (с опорой на иллюстрации) («Гуси-лебеди»: печка, яблоня, речка; «Хаврошечка»: корова…) – Напомните описание Сивки-бурки. (Пересказ 1 ученика) – А кто помогает герою в сказке Ершова? – Прочитайте описание Конька-Горбунка. – Сравните образы этих коней. Скажите, взят ли образ Конька-Горбунка из «народа»? Но за что кобылица просит ценить конька? – Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. – Создатели народных сказок полагали: каков герой снаружи, такова и его душа. На примере Конька-Горбунка, внешний вид которого не соответствовал душевным качествам. Ер...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.07.28 | Просмотров: 23510
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|