Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Из опыта преподавания иностранной литературы - Преподавание иностранных языков - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков

Из опыта преподавания иностранной литературы


Автор(ы): Чудинова Ирина Юрьевна, учитель английского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Уважаемые коллеги!
В течение многих лет в МОУ “Гимназия №4” города Чебоксары ведется преподавание предмета “Литература Великобритании” для учеников 10 класса. Наряду с “Литературой США” (11 кл.), “Страноведением Великобритании” (10 кл.) и “Страноведением США” (11 кл.), этот предмет призван расширить кругозор учащихся, обогатить их интеллект в сфере социокультурных представлений, познакомить с лекционной системой обучения, а также дать представление о наиболее значимых произведениях англоязычной литературы.
Курс данного предмета охватывает период с Раннего Средневековья до наших дней и позволяет проводить параллели с литературой других стран, как отечественной, так и зарубежной. Ниже приведены отрывки примерного плана занятий.
Однако, на определенных моментах хотелось бы остановиться подробнее.
На начальном этапе курса учащимся достаточно сложно конспектировать лекции, несмотря на то, что в задачу учителя входит дозирование информации и разделение ее на информацию, обязательную для успешного усвоения материала курса, и информацию для общего развития. Практика показывает, что хорошие результаты приносят элементы ролевых игр и соревновательные моменты. К числу первых, например, можно отнести деление аудитории на соответствующие изучаемому моменту группы.
Скажем, при изучении литературы, бытовавшей после завоевания Островов Вильгельмом, можно поделить учеников на три группы: бароны, Англо-Саксы и монахи, и предложить учащимся назвать виды литературного творчества, существовавшие в каждой группе. Практически в любой момент можно поделить аудиторию на две группы и, пользуясь пройденным или изучаемым материалом, предложить игру в крестики-нолики. Наиболее активным ученикам приятно будет получить подтверждение своих оценок в виде положительной оценки.
Семинарская деятельность предлагает огромное количество возможностей для творчества. В качестве примера хотелось бы продемонстрировать план и материалы семинара по критическому реализму на материале книги Ш. Бронте “Джейн Эйр”.
Цели и задачи семинара: анализ произведения с точки зрения реалистических и романтических черт, поиск автобиографических моментов, определение литературной и общечеловеческой ценности книги.
ПЛАН семинара:
  1. Разминка. В форме “мозгового штурма” учащимся предлагается вспомнить основные черты реализма и романтизма. Разминка обычно проводится по командам.
  2. Доклад(ы) учащихся о биографии и творчестве писателя, о дальнейшей судьбе произведения. По возможности, уместен коллаж из фотографий театральных постановок и отрывков экранизаций. Тема для отдельного доклада – история создания произведения, реакция критиков и читателей и ее причины.
  3. Лаборатория 1: командам учащихся предлагается краткий (10 пунктов) пересказ произведения. Порядок пунктов перепутан, и учащимся следует восстановить его. Это позволяет оценить степень их знакомства с произведением.
  4. Лаборатория 2: Учащимся предлагаются несколько (10-15) моментов, позволяющих определить, относятся они к реалистической или же романтической традиции. Эту работу можно проводить как по командам, так и индивидуально.
  5. Лаборатория 3: Учащиеся читают и анализируют эпизоды, вызвавшие ту или иную реакцию критиков, подбирают дополнительные эпизоды, суммируют информацию. Здесь же можно дополнительно проанализировать автобиографические моменты.
  6. Подведение итогов (возможно также в виде письменной работы).
Данный семинар, при условии прочтения книги и критической литературы (список предлагается “на лето”), занимает два урока по 40 минут, идущих подряд.
Интересные и любимые учащимися семинары проводятся по таким темам, как:
- Артуриада сегодня (современное фэнтези и исторический роман, влияние на них артурианского мифа);
- Станцы, сонеты и иные формы стихосложения;
- Шекспир (He who came not for time, but for ages);
- Робинзонада;
- Неоромантизм;
- СтрАны чудес;
- Детективная и детская литература;
- Утопия и антиутопии (в англоязычной и мировой литературе), и др.
Совершенно необязательно, чтобы семинар занимал более одного урока. Тема семинара объявляется заранее.
Нередко появляется возможность проиллюстрировать лекционный материал подходящими стихотворными произведениями, например, при изучении раннего средневековья уместно воспользоваться такими стихотворениями Р. Киплинга, как “Дань Дании”, “Песнь римского центуриона”, “Песнь пиктов” и “Норманн и Сакс”. В этом случае на доске размещается сложная и неизученная лексика, учащимся раздается англоязычный вариант произведения для прочтения и предварительного анализа, а затем прочитывается стихотворный перевод. Кстати, попытки перевода учащимися в поэтической форме нередко бывают действительно впечатляющими.
Программа курса позволяет стимулировать творческую деятельность учащихся, причем не только за счет поэтических переводов, но и других видов деятельности. Широко применяется составление докладов (по биографии и творчеству писателей, прочитанной литературе, важным историческим моментам и т. п.), постановка отрывков произведений, а также т. н. “summary”. Данная форма работы представляет собой следующее: по прочтении определенной вещи учащиеся пишут творческую работу, стараясь затронуть в ней такие моменты, как:
  1. Биография и творческий путь автора (если автор есть в принципе) – вкратце.
  2. Исторический период и черты в произведении, являющиеся как характерными, так и нетипичными для этого периода – вкратце.
  3. Краткий пересказ сюжета.
  4. Развернутый анализ вещи и собственная оценка произведенного произведением впечатления – подробно.
Полезный вид деятельности, позволяющий проверить как способность к анализу, так и степень усвоения материала, представляет собой сравнивание отрывков пройденных, но не прочитанных полностью в оригинале произведений, определение времени создания и, возможно, авторства. Например, сравнение отрывка из “Beowulf”, баллады и “Morte D’Artur”.
Примерные темы (выборочно):
Introduction: The way we work. What is a lecture, a seminar, a report, a summary. Learning by heart. A book list. The way exams are passed: automatically, via testing, via testing and talking.
Give the children the task to write their understanding of the aims of the course. Ask them to write the titles and the authors of the English-speaking books they have read.
Lecture one. Old English literature.
Ancient history: The Iberians. Celts. How the Romans came. Angles and Saxons.
Beowulf: Celtic literature. Christianity. Bede, Caedmon. Alfred, Asser. The Danes.
Celtic sagas.
Kipling, “Dane-geld” (illustration).
X-O puzzle.
Summary on Beowulf.
Lecture three. Norman period.
William the conqueror. Linguistical point: how the Middle English was formed.
The influence of French literature. King Arthur: possible prototypes; Layamon, Mellory.
Robin Hood ballads.
Religious literature.
Rodin Hood, the prince of thieves (a video).
Richard the Crusader.
Magna Carta. King John.
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1312

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340