Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Программа элективного курса по химии Решение задач повышенного уровня сложности для учащихся 10-11-х классов
Автор(ы): Ткаченко Елена Сергеевна, учитель химии и биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Элективный курс по химии «Решение задач повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 10-11 классов и носит предметно ориентированный характер. Курс рассчитан на 17 часов учебного времени. Решение задач – это важный прием, обеспечивающий более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Данный курс совершенствует умения учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными способами их решения, углубляет знания учащихся, вырабатывает умения самостоятельно применять приобретенные знания. Умение решать задачи по химии – один из основных критериев творческого усвоения предмета. Через решение задач различных типов и уровней сложности может быть более эффективно освоен курс химии. Решение задач повышенного уровня сложности практически не изучается в школьном курсе. Однако при сдаче ЕГЭ по химии учащиеся должны обладать определенным уровнем химических знаний в этой области. Поэтому элективный курс по решению задач необходим. При изучении данного курса проводятся практикумы по решению расчетных задач, выполняются контрольные работы, которые позволяют учащимся проявить самостоятельность и инициативу. Значительно оживляет изучение курса составление сборников авторских задач, творческих расчетных задач по различным темам, связанных с производством, медициной, биологией и другими науками. Данный элективный курс вооружает учащихся знанием логики подхода к решению химических задач, основными алгоритмами решения стандартных задач, различными методами решения. Цели курса: - Создать условия для творческой самореализации и развития познавательного интереса, умения отстаивать свою точку зрения.
- Проверить готовность учащихся к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету.
- Формировать навыки решения расчетных задач разного уровня сложности и умения выбрать рациональный способ решения задачи, составлять и применять алгоритм действий при решении.
- Способствовать профессиональной ориентации учащихся.
Задачи курса: - Познакомить учащихся с различными типами задач повышенного уровня сложности.
- Помочь учащимся получить реальный опыт решения сложных задач различными способами, а также научить составлять свои задачи по данному алгоритму.
- Осуществлять межпредметную и курсовую связь, а также связь химической науки с жизнью.
Формы отчетности: - Составление сборников авторских задач по различным темам.
- Творческое оформление составленных задач.
- Количественный и качественный конкурс решенных задач.
- Зачет по решению всех пройденных задач.
Планируемый результат обучения. В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать: - Все предложенные типы задач.
- Основные методики решения задач.
- Формулы, применяемые при решении задач.
- Основные и дополнительные способы решения химических задач.
- Физико-химические величины и их единицы.
уметь: - Самостоятельно определять способ решения.
- Схематично записывать условия задачи.
- Выбирать наиболее рациональный путь решения задач.
- Составлять и применять алгоритмы действий при решении.
- Правильно использовать физико-химические величины и их единицы.
- Грамотно оформлять решение.
Учебно-тематический план № п/п занятия
| Тема занятия
| Количество часов
| Форма проведения
| 1
| Методы решения задач.
| 1
| Лекция. Входной контроль.
| 2 - 4
| Вычисление состава соединений, смесей веществ и сплавов.
| 3
| Лекция. Опорный конспект. Решение задач.
| 5 - 7
| Определение количественного состава раствора.
| 3
| Лекция. Опорный конспект. Решение задач.
| 8 -9
| Определение количественных отношений в газах.
| 2
| Лекция. Опорный конспект. Решение задач.
| 10 -11
| Определение состава смеси, компоненты которой все взаимодействуютс указанными реагентами.
| 2
| Решение задач.
| 12 -13
| Определение состава смеси, компоненты которой выборочновзаимодействуют с указанными реагентами.
| 2
| Решение задач.
| 14 - 15
| Решение комплексных задач.
| 2
| Решение задач.
| 16 - 17
| Итоговое занятие.
| 2
| Зачетная работа.
|
| Итого:
| 17
|
| Задачи для самостоятельного решения. Вычисление состава соединений, смесей веществ и сплавов. - Содержание оксида железа (III) по массе в руде составляет 60%. Вычислите массовую долю железа в руде.
- При сжигании неизвестного вещества образовался азот, оксид углерода (IV) и вода. Установите формулу вещества, если его молярная масса равна 27 г/моль.
- Оксид элемента Э имеет состав ЭО2. Массовая доля элемента в оксиде составляет 71,15%. Какой элемент образует оксид?
- Вычислите массовую долю водорода в морской воде, если массовая доля растворенных солей составляет 0,037.
- При взаимодействии некоторого металла массой 2,64 г с азотом образовался нитрид массой 2,92г. Определите его формулу.
- При обработке водой смеси гидрида и фосфида щелочного металла с равными массовыми долями образовалась газовая смесь с плотностью по азоту 0,2926. Установите, какой металл входил в состав соединений.
- После пропускания 1 м3 воздуха (н.у.) через раствор гидроксида бария образовалось 2,64г осадка. Вычислите объемную долю углекислого газа в воздухе.
- Чему равна масса азота, содержащегося в 320 г нитрата аммония?
Определение количественного состава раствора. - Смешали 195 мл 5%-ного раствора азотной кислоты (пл.1,026 г/мл) и 284 мл 10%-ного раствора (пл.1,056 г/мл) этой же кислоты. Чему равна массовая доля (в %) вещества в конечном растворе?
- Смешали 100 г 13%-ного раствора нитрата серебра и 100 г 13%-ного раствора хлорида натрия. Определите массовые доли веществ в образовавшемся растворе.
- Если из 10 г бромида калия приготовлен 10%-ный раствор плотностью 1,074 г/мл, то чему равен его объем?
- Определите массовую долю (в %) нитрата железа (II), если 4кг 15%-ного раствора выпарили до 1 кг.
- Какая масса хлорида железа (III) содержится в 20 мл раствора с массовой долей FeCl3 40%? Плотность раствора 1,13 г/мл. Какова молярная концентрация этого раствора?
- Какую массу кристаллической соды Na2CO3 ∙ 10H2O надо взять, чтобы приготовить 500г раствора с массовой долей Na2CO3 20%?
- Вычислите массу железного купороса (FeSO4 ∙ 7H2O), который содержится в растворе объёмом 2 л, если См(FeSO4 ∙ 7H2O) = 1 моль/л.
- Образец сульфида алюминия массой 1,5г внесли в 14,4 мл 10%-ного раствора гидроксида натрия (плотность 1,11 г/мл). Смесь, образовавшуюся после реакции, отфильтровали и фильтрат разбавили до объёма 50мл. Определите молярные концентрации соединений, содержащихся в растворе после разбавления. Вычислите массу брома, которая может вступить во взаимодействие с образовавшимся раствором.
- В 100 мл воды растворили 20г пентагидрата сульфата меди (II). Рассчитайте массовую долю соли в полученном растворе.
- Рассчитайте массовые доли веществ в растворе, образовавшемся при действии 25 мл 20%-ной соляной кислоты (плотность 1,1 г/мл) на 4 г сульфида железа (II).
Определение количественных отношений в газах. - Смесь водорода и кислорода объёмом 13,44 л (н.у.) имеет массу 15 г. Определите объёмную и массовую долю кислорода (в %) в смеси.
- Воздух состоит примерно из 4 объемов азота и 1 объёма кислорода. Определите среднюю молекулярную массу воздуха.
- Смесь оксида углерода (IV) и аммиака объёмом 12 л (н.у.) имеет массу 18 г. Определите объём каждого газа в смеси и массовую долю (в %) оксида углерода (IV).
- Смешали 300 л гелия и 100 л кислорода. Определите относительную плотность по водороду полученной смеси газов.
- Смешали 56 л азота, 12 л кислорода, 32 л паров воды. Вычислите состав смеси (в % по массе).
Определение состава смеси, компоненты которой все взаимодействуют с указанными реагентами. - При растворении в серной кислоте сплава цинка с магнием массой 10 г выделилось 5,75 л водорода (н.у.). Вычислите массовую долю (в %) каждого металла в сплаве...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.07.29 | Просмотров: 2666
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|