Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Ручной труд как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей
Автор(ы): Каримова Гузалия Радифовна, воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. В личности как целостной системе одни звенья, структурные элементы могут доминировать, в то время как другие - тормозиться в зависимости от требований действительности, задач, которые решает человек в конкретной ситуации, и т. п. Личность человека есть результат сложного действия и взаимодействия многочисленных факторов. Поэтому и структуру личности надо рассматривать не в общем, а в генезисе и развитии применительно к конкретно сложившимся условиям жизни и воспитания. Все вышесказанное в полной мере относится к личности нормально развивающегося ребенка. Но все это, за одним исключением, в той же мере относится и к личности умственно отсталого ребенка. И это исключение, как ни парадоксально, заключается в том, что биологический дефект развития (нарушение высших отделов коры головного мозга, эмоционально-волевой сферы и т. д.) делает детей, объединенных одним диагнозом “олигофрения в степени дебильности”, не менее индивидуальными, более того, в силу особенностей дефекта (времени поражения, тяжести, локализации в коре головного мозга и других факторов) формирует личность умственно отсталого более неповторимой, чем нормально развивающегося сверстника. Важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии является ручной труд с умственно отсталыми детьми. Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе техники работы с бисером участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом (в виде развития мелкой моторики – забывая о том, что способности детей находятся на кончиках их пальцев. (В. Сухомлинскии). Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кружка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся. Коррекционно-развивающее влияние трудовой деятельности на личность ребенка может осуществляться при соблюдении следующих психолого-дидактических положений: - неукоснительное и систематическое соблюдение принципа коррекционной направленности обучения на всех этапах работы над схемой;
- учет особенностей различных групп умственно отсталых, позволяющий организовать дифференцированное педагогическое воздействие; даже приблизительное деление учащихся на подгруппы в соответствии с их познавательными и творческими возможностями может служить ряду практических целей;
- активизация интеллектуальной деятельности учащихся в процессе их над рукодельным изделием; в ходе такой активизации учитель побуждает детей к предварительному осмыслению структуры выполнения, определению последовательности построения схемы рисунка, сопоставлению рисунка с образцом, осуществлению контроля за выполняемыми ручными действиями и т.п.;
- побуждение учащихся к словесному обозначению выполняемых ими действий и их результата;
- словесное обозначение (учителем) демонстрируемого образца и процесса создания (в дидактических целях) бисеро-изделия;
- формирование интереса к ручному труду и повышение мотивации трудовой деятельности;
- организация пропедевтического периода обучения; в этот период закладываются основы перцептивных действий, т. е. формируется умение обследовать предметы и их свойства (форма, величина, цвет, пространственные отношения).
Принципиально важное значение в осуществлении целенаправленного учебно-воспитательного процесса имеет содержание обучения. Эффективность коррекционной работы на занятиях ручного труда возрастает, если выполняемые детьми задания: - активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферы;
- соответствуют ближайшим возможностям умственно отсталых детей (этим возможностям должны соответствовать структура объекта рукоделия, количество создаваемых предметов; во время тематического бисероплетения детям надо предлагать создавать достаточно конкретные предметы);
- активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;
- позволяют формировать и закреплять умения и навыки (владение разнообразии способов работы с бисером, регулирование движений в соответствии с задачами создания, правильная передача пространственных свойств предметов);
- предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;
- способствуют всестороннему развитию;
- имеют практическое и общественное значение;
- доставляют радость и чувство удовлетворения;
- могут быть выполнены (как правило) в течение одного урока.
Основополагающая задача ручной деятельности (бисероплетения ) состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков. Отличительной чертой бисероплетения является то что ребенок через сензитивное восприятие ( чувственное восприятие предмета рукоделия ) начинает общаться с окружающим миром, получает социальный опыт адаптации в коллективе ребят- единомышленников. Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий по бисероплетению может быть достигнут в том случае, если учитываются особенности трудовой деятельности умственно отсталых школьников, применяются специальные педагогические методы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у учащихся потенциальных положительных сторон, правильно определяется содержание обучения в соответствии с перспективой на “зону ближайшего развития”. Следует обеспечить оптимальное соотношение (распределение часов) между различными видами работы с бисером. На первоначальном этапе целесообразно уделять наибольшее внимание плетению. По способу выполнения можно разделить на такие группы: - низание в одну нить, или одной иглой; - низание в две нити, или двумя иглами; - низание изделий на проволочной основе; - плетение; - изготовление объемных изделий; - вышивание бисером и стеклярусом Этот вид работы с бисером дается умственно отсталым детям с наименьшим трудом. Кроме того, от него легче переходить к изготовлению объемных изделий и вышиванию бисером и стеклярусом. Самые большие трудности учащиеся испытывают при вышивании. Вышивание — очень сложный для младших школьников вид рукоделия. Это связано прежде всего с размерами самого бисера, а также с маленькой толщиной бисерных игл. Кроме того, сложна и сама технология вышивания. Задачи Образовательные: Ознакомление детей с народным декоративным искусством казанских татар (вышивка “плетением”, аппликацией). Формировать представления о вышивки бисером, учитывая традиции татарского народа, их использование в бытовых обрядах. Раскрыть специфику узорного украшения различных изделий: украшений, одежды, головных уборов. Обогатить знания детей об использовании растительных мотивов и рисунков в традиционных народных изделиях. Развивать познавательные способности учащихся в процессе работы с учебными материалами, литературой, образцами и технологическими картами. Познакомить с их наименованиями, техникой орнаментирования и цветовых сочетаний. познакомить с основными приемами плетения; научить плести основу изделия и пользоваться технологической картой; расширить словарный запас и кругозор посредством тематических бесед; познакомить со схемой изготовления изделий; научить читать условные знаки (схемы) и работать по нем самостоятельно, познакомить с наименованиями, характером цветовых сочетаний украшений, расположения элементов орнамента (цветка, листьев, стебля). Коррекционно-развивающие: Учить разработать последовательность изготовления изделий по мере постепенного усложнения методов и приемов их изготовления. Развивать аналитические способности, логическое мышление, память, внимание, коммуникативные способности, художественный вкус, пространственное воображение; развивать глазомер, мелкую маторику рук, сенсоматорику. На практических занятиях формировать навыки и умения по изготовлению изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения и художественно – содержательного анализа изделий. Воспитательные: Осуществлять работу по интернациональному воспитанию, способствовать развитию гордости и уважения к своему народу, к его многовековой истории и национальной культуре. Умение работать в коллективе, воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание, целенаправленность, критичность, трудоемкость, эстетический вкус, волевые качества, развивать художественную культуру в процессе, творческого труда при изготовлении полезных вещей. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ с учетом психомоторного развития учащихся мл классов. Работая с умственно отсталыми детьми нужно учитывать: главными являются преобладание чувственного (сенсорного) восприятия мира и стремление познавать мир в игре. В этом возрасте формируются представления о труде и его необходимости, воспитывается культура труда и формируется рациональное планирование работы. Следует обратить внимание детей на организацию рабочего места и разумное использование материалов. Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности труда и охране здоровья (в данном случае охране зрения), воспитанию коллективизма. В трудовой процесс вводятся элементы занимательности и игры. Применительно к работе с бисером — это изготовление изделий для кукол или в подарок, изготовление простых игрушек из бисера. Учитывая непосредственное восприятие мира детьми, необходимо объяснять новый учебный материал предельно конкретно, наглядно. Образцы, особенно увеличенные, показывать в разных положениях, при этом подчеркивать их особенности (форма, величина, цвет или цветовые сочетания, предмет в целом и соотношение его частей). Поэтому чем сложнее изучаемый технологический прием, тем более занимательным и хорошо известным должно быть изделие. Например, параллельное низание как один из видов низания в две нити можно изучать при изготовлении бабочек или игрушки-пирамидки. Дети этого возраста стремятся подражать наглядному показу действий. Каждый технологический прием можно разделить на конкретные действия, и каждое из этих действий неоднократно показывать на ряде уроков. Следует поддерживать в детях стремление к независимости и самостоятельности. По мере овладения детьми каким-либо трудовым приемом следует разрешать им самостоятельно выбирать материал для работы, подбирать цветовые сочетания и даже вариант изделия. Например, при изучении изготовления цепочки “в крестик” на раздаточных таблицах-схемах представлено, с учетом различных цветовых сочетаний, более 10 вариантов. Учащиеся сами выбирают понравившийся им вариант и самостоятельно подбирают необходимый материал для работы (бисер разного цвета, бисер и стеклярус и т. п.). Стремление к самостоятельности и независимости в этом возрасте тесно связано с появлением способности выполнять сложные системы действий. Это значит, что в интересном для них труде дети способны выполнять действия достаточной сложности. При этом у них зарождается элемент творчества. Это следует всячески поддерживать и помогать проявлять детям свои скрытые творческие возможности. У детей этого возраста еще слабо развито пространственное воображение. Педагог должен учитывать эту особенность и на каждом уроке обращать внимание учащихся на передачу образа изделия в схеме условными значками: кружочки — бусины и бисерины, прямоугольники — стеклярус, линия — нитка, леска, проволока, стрелка — направление движения нитки (лески, проволоки) от бусинки к бусинке или внутри бусинки. Видимо, именно особенность пространственных представлений влияет на то, что по таблицам и схемам малого формата дети порой усваивают объяснение лучше, чем по изображению на доске. Очевидно, процесс соотнесения формата схемы и материала в этом случае значительно легче. Из-за слабо развитой мускулатуры пальцев и рук, отсутствия достаточной координации движений у некоторых детей знание не ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.07.29 | Просмотров: 2526
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|