Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Ручной труд как средство развития и воспитания детй с интеллектуальной недостаточностью - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Ручной труд как средство развития и воспитания детй с интеллектуальной недостаточностью


Автор(ы): Чекалева Татьяна Анатольевна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Работая в детском саду с детьми с нарушением интеллекта, я пришла к выводу, что действуя с различными материалами, бумагой, у детей происходит более успешное преодоление недостатков в развитии. Хотелось бы немного рассказать об особенностях развития детей, имеющих недостаток интеллектуального развития. Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются более всего на моторно-двигательном развитии детей. Особенно это заметно в развитии как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики. Дети, как правило, страдают моторной неловкостью, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. Для образования двигательных движений необходимо формирование серии движений, что происходит медленно и с большим трудом. У детей в дошкольном возрасте с интеллектуальной недостаточностью характерно нарушение координации движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация), страдает двигательная память. Дети, даже прошедшие первый этап обучения, плохо рисуют, не замыкают линии, неловко выполняют работы по аппликации, рисованию. Кроме этого, у детей наблюдается недоразвитие эмоционально-волевой сферы - они не могут сосредоточиться на большой промежуток времени, быстро устают, могут оставить свою работу недоделанной. Развитие мелкой моторики очень важно при подготовке детей к письму.
Процесс изготовления поделок из бумаги, природного материала, подручных средств интересен и приятен. Мы постарались сделать так, чтобы и для наших детей поделка была не просто итогом работы, а любимой игрушкой, подарком, который бы дети берегли и радовались вместе с педагогом. Постепенно у детей складывается система определенных навыков и знаний, необходимых для изготовления поделок.
Специально организованная работа по овладению детьми различных техник изготовления поделок приводит к тому, что у детей начинает активно развиваться все органы чувств и различные анализаторы. Дети, рассматривая материал для будущей поделки, осматривают его, ощупывают, сравнивают с другими материалами. Таким образом, идет воздействие на все органы чувств, развиваются сенсорные анализаторы. На занятиях по ручному труду создаются условия для развития речи - дети говорят о том, что им предстоит делать (планирующая функция речи), оценивают свои работы и работы других детей (совершенствуется грамматический строй языка).Очень важно для общего развития детей создать благоприятный эмоциональный фон на занятии. Чтобы дети испытали удовольствие и радость в процессе создания красивой игрушки. Дети с интеллектуальной недостаточностью часто самостоятельно не могут выполнять даже простые поделки. Воспитатель помогает ребенку с первых этапов обучения - планирует с ребенком предстоящую деятельность, активно помогает тем детям, которые не могут справиться. Даже если поделка выполнена совместно, дети испытывают большую радость от общего результата.
Ручной труд способствует развитию у детей внимания - повышает его устойчивость, произвольность. Труд по изготовлению поделок способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Ведь для этого нужно прилагать усилия, проявлять настойчивость, стремиться к результату.
У детей с интеллектуальной недостаточностью работа по знакомству с изготовлением различных поделок начинается с первого этапа обучения. Первый этап идет как подготовительный. Для этого существует специальный цикл игр детей с бумагой, бросовым материалом и тканью.
Цели подготовительного этапа обучения:
  • Познакомить детей с наиболее характерными особенностями бумаги (на ней можно рисовать, она рвется, мнется, сгибается в разных направлениях).
  • Формировать представления об игровых действиях с бумагой, тканью и разнообразным бросовым и природным материалом, который можно использовать в игровых целях (скорлупки грецких орехов, листики, камешки).
  • Побуждать интерес к играм и разнообразным действиям детей с бросовым материалом, тканью, бумагой.
  • Для педагогов второго этапа обучения ставятся следующие задачи:
  • Воспитывать интерес к изготовлению различных поделок из бумаги, природного и бросового материала.
  • Учить приемам работы с бумагой, картоном, природным материалом.
  • Развивать планирующую и регулирующую функцию речи в процессе изготовления различных поделок.
  • Учить готовить место для занятий с природным материалом.
  • Формировать умение учитывать конкретные свойства материалов при выполнении поделок из них.
При организации занятий по обучению детей ручному труду нужно учитывать:
  • Возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей.
  • Использовать усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера.
  • Занятия должны нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.
  • Педагог организует деятельность так, чтобы каждая игрушка и поделка могла быть использована детьми в реальной жизни.
  • К занятиям нужно приступать в хорошем настроении, иначе у детей возникнет стойкое отрицательное отношение к труду.
Большое внимание уделяем работе с родителями. Начиная с сентября, по мере необходимости, воспитатели проводят мастер-класс по изготовлению поделок из разных материалов, перед тем, как проводить занятие с детьми. Это делается для того, чтобы родители могли и в домашних условиях научить ребенка простым приемам работы или закрепить умения и навыки, полученные в детском саду. Родителям рекомендовано обратить внимание на коррекционную работу с детьми. Во-первых, необходимо приучать ребенка к самостоятельности - сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Во-вторых, нужно научить малыша бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу. Важно не упустить случая, чтобы развить фантазию, воображение ребенка.Перспективное планирование делается воспитателями в соответствии с лексическими темами, представленными учителем-дефектологом. Каждое занятие сопровождается художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, речевые игры, скороговорки). Для поддержания интереса детей происходит частая смена деятельности. В результате на выполнение самой поделки уходит всего 7-10 минут, а в остальное время проводится коррекционная работа.Занятия проводятся ежедневно по подгруппам. Основные разделы занятия: вводная часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение и показ, работа детей и итог занятия в игровой форме.
В течение учебного года проводится диагностика: в сентябре, январе и мае. На основе диагностики делаются выводы об освоении ребенком программы и делаются рекомендации на следующий учебный год. Ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.
Конспект занятия по ручному труду Весенние цветы
Программные задачи:
  • Учить детей делать цветы из гофрированной бумаги. Формировать умение учитывать свойства бумаги при выполнении поделки.
  • Развивать планирующую функцию речи в процессе выполнения поделки. Развивать мелкую и общую моторику, согласовывать движения обеих рук, осуществлять зрительный контроль. Закрепить приметы весны, развивать грамматический строй речи.
  • Воспитывать интерес к изготовлению поделок из бумаги.
Материалы к занятию: нарезанная желтая и зеленая гофрированная бумага на каждого ребенка, соломинка для коктейля, клей, бумажные бабочки, колпачки, в группе оформлена весенняя полянка, обруч, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Дети заходят в группу, встают в круг с воспитателем.
Воспитатель: - Что-то дети вы не очень веселые, улыбок нет на вашем лице.
Дети, кто из вас грустит
У кого тут кислый вид?
Сейчас мы скажем, друг другу приятные слова и у вас поднимется настроение.
Игра-упражнение Комплимент.
Дети говорят друг другу комплименты.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.
Зазвенели ручьи.
Прилетели грачи.
В дом свой пчела
Мед понесла.
Кто скажет.
Кто знает,...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.07.30 | Просмотров: 2504

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340