Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками
Автор(ы): Болта Галина Николаевна, заместитель заведущей по ВМР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Метод проб и ошибок весьма неплох. Но бывает и так, что “экспериментатор” после очередной “пробы” больше никогда не делает ошибок. Поэтому изучайте опыт других, больше читайте мудрые книги. Все многократно описано. Найди стержень проблемы, ухватись за него покрепче и неуклонно следуй. Вот и все. Из наставлений Генеши. <Приложение 1>, <Приложение 2>, <Приложение 3> Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования служит Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы (ФЦПРО). Основная стратегическая цель ФЦПРО - это обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, а также изучение программно-методических материалов и нормативно – правовых документов. Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. Ожигов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.). Как организовать методическую работу в ДОУ по формированию у педагогов навыков целенаправленной, самостоятельной системной работы по самообразованию? Вашему вниманию предлагаю проект “Современный воспитатель”. Проект “Современный воспитатель” Цель проекта: Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию. Задачи: - Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
- Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути коррекционной и развивающей работы с детьми.
- Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта: - Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:
- Умение ставить цели, задачи, планировать работу
- Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)
- Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др.
- Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы.
- Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.
Срок реализации проектных мероприятий: учебный год Пути решения поставленных задач: - Создать условия для самообразования педагогов:
- Постоянное приобретение методической литературы;
- Увеличение числа подписных изданий;
- Предусмотреть в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.
- Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
- Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.
- Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях городских творческих объединений (мастер - классы, панорама передового педагогического опыта и др.), семинарах для слушателей Хакасского республиканского института повышения квалификации работников образования.
- Составить перспективный план проектных мероприятий.
Механизм реализации проекта: Повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов можно оценить посредством следующих компонентов: - Уровень освоения воспитанниками программного содержания, сформированность необходимых знаний, умений и навыков (диагностика ЗУН).
- Итоги контроля: тематического, итогового, собеседование (констатируются факты использования педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса по активизации познавательной деятельности детей, нетрадиционных способов взаимодействия и др.)
- Анализ участия педагогов в методической работе.
- Оценка деятельности педагога при проведении открытых мероприятий, занятий и др.
- Аттестация.
Диагностировать изменения в ходе реализации проекта предполагается с помощью “Диагностической профессиограммы мастерства и творчества педагогов”. Результаты фиксируются в “Экране профессионального мастерства”. План проектных мероприятий № | Мероприятие | Срок | Ожидаемый результат | 1 этап исследовательский | 1. Анкетирование педагогов “Оценка реализации потребностей педагогов в развитии” | Май | Определить стадии развития педагогов:Активно реализуют свои потребности в саморазвитии, Отсутствует сложившаяся система развития, Стадия остановившегося развития. | 2. Анкетирование педагогов “Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов” | Май | Выявить способности педагогов к самообразованию | 3.Анкетирование педагогов “Степень владения навыками самостоятельной работы” | Август | Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы | 2 этап подготовительный | Целеполагание: формулирование задач, определение путей их решения, ожидаемые результаты, выделение механизмов реализации | Сентябрь | Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию. | Разработка плана проектных мероприятий | 3 этап практический | Оформление педагогами документации по результатам диагностического обследования воспитанников на начало года (сбор, обработка, анализ результатов диагностического обследования) | СентябрьМай | Совершенствовать умение систематизировать, группировать полученный при исследовании материал, составлять графики, схемы, таблицы. | Составление педагогами плана-карьеры | Сентябрь | Направить работу педагогов на получение профессиональных достижений. | Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений. | Октябрь | Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.) | Разработка рекомендаций “Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности” | Ноябрь | Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач. | Адреса передового опыта “Обогащение содержания работы с детьми посредством включения культурно-исторического, духовно-нравственного компонентов” (из опыта работы воспитателей) | Педсовет № 2 Ноябрь | Самостоятельное решение педагогами конкретных проблем развития дошкольников посредством изучения методической литературы | Практическое занятие “Совершенствование навыков работы педагогов с методической литературой” | Декабрь | Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой. | Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год | Январьмай | Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее. | Школа творческого мышления: презентация материалов направленных на формирование у воспитанников мыслительных операций. | Педсовет № 3 Январь | Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников. | Оформление инновационного банка | Февраль | Анализ текущей обстановки в детском саду, составление прогноза развития. | Слово специалистам “Развитие интонационной выразительности речи дошкольников” (из опыта работы) | Педсовет № 4 Март | Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения | Подготовка и проведение семинара для слушателей института повышения квалификации | Апрель | Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности | Творческий калейдоскоп (тематические недели) | По плану ДОУ в течение года | Способствова...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.07.31 | Просмотров: 2157
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|