Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Сценарий интегрированного урока природоведения в 5-м классе по теме Вода в природе
Автор(ы): Клейстер Татьяна Геннадьевна, учитель биологии; Лузганова Ольга Витальевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь! Ты – самое большое богатство на свете!” Антуан де Сент-Экзюпери Учитель химии: Добрый день, ребята! Мы приветствуем вас на заключительном уроке большого раздела “Гидросфера”. Вести урок сегодня будут два учителя: учитель химии и учитель биологии. Мы надеемся на наше плодотворное сотрудничество, так как от каждого из вас зависит наш общий результат. Сегодня мы будем с вами говорить о воде в природе. И в ходе работы мы постараемся доказать уникальность этого вещества. Учитель биологии: Ребята, обратите внимание на доску. Вам предлагается внимательно прочесть и одновременно выслушать слова известного писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Учитель читает их вслух. Как бы вы прокомментировали это высказывание? Первый ученик: Я считаю, что вода – самое распространенное вещество на нашей планете. Его можно обнаружить в реках, морях, океанах. Второй ученик: Мне кажется, что без воды человек не сможет прожить. Ведь в жизни вода необходима приготовления еды, стирки, уборки. Возникает своеобразная дискуссия о значении воды. Учитель биологии: Ребята, я уверена, что каждый из вас смог бы привести пример в пользу этого высказывания. Учитель химии: Чтобы всем сегодня было интересно, и каждый смог высказать свое мнение, мы решили организовать работу в четырех исследовательских группах. Начнем с первого задания. У вас на столах в конвертах находятся пазлы. Нужно собрать картинку и прокомментировать ее. Учитель биологии: Ребята, постарайтесь это сделать безошибочно, так как представитель каждой группы с помощью полученной картинки будет дополнять отсутствующую информацию в опорном конспекте у доски. Ребята от каждой группы выходят к доске и дополняют опорный конспект своим материалом. В конспекте отражается представление о воде с точки зрения четырех наук: химии, физики, биологии и географии. В центре находится ребус. Учитель химии: Молодцы! Быстро сориентировались, а теперь, заслушаем ваши ответы. Ребята аргументируют, почему нужно было так закончить конспект. Учитель биологии: А кто догадался, какое главное слово зашифровано в ребусе? Ученики: Вода! Так как в букве “о” находится “да”. Учитель биологии: Обратите внимание, что вода – такое вещество на Земле, которое пристально изучают все естественные науки. Учитель химии: Ребята, но чтобы действительно приобщиться к науке, нужно освоить специальные методы, научиться выдвигать гипотезы, обобщать и делать выводы. Вот это вы сейчас и будете делать, работая в группах. Учитель биологии: В каждой группе работает тьютор. Эти ребята будут помощниками учителей. Кроме того, группы химиков-исследователей и физиков-исследователей курирует учитель химии, а группы биологов-исследователей и географов-исследователей – учитель биологии. Учителя раздают группам карты-инструкции, незавершенные проекты, лотки с оборудованием, маркеры. Тьюторы знакомят ребят своей группы с заданиями, распределяют роли для достижения результата. В это время звучит тихая музыка со звуками журчащей воды. По истечении 10-12 минут группы готовы обсуждению полученных результатов. Группа биологов-исследователей: Мы пришли к выводу, что растение с помощью корневого давления поглощает воду, без воды оно погибнет. При этом нужно соблюдать правила полива: вода должна быть отстоявшейся, комнатной температуры, лейку надо держать у основания. Учитель биологии: Спасибо, ребята! Размещайте свой проект на доске, а я обращаюсь к участникам других групп: есть ли у вас дополнения? Появляется возможность дополнить ответ этой группы, и дискуссия возобновляется. Группа химиков-исследователей: Мы пришли к выводу, что вода обладает чудесным свойством – она растворитель. Мы это доказали опытным путем. Вода – необыкновенная жидкость на Земле. Она растворяет соль, сахар и даже газообразное вещество – кислород. Иначе как бы жили в воде рыбы, водоросли? Но она не растворяет песок. Учитель химии: Вода – вещество, которое не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, но она – самое загадочное вещество на планете. О воде сложены стихи. Я предлагаю всем ребятам закрыть глаза, расслабиться и послушать стихотворение. Под звуки прибоя учитель читает стихотворение: “Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана: И все это только вода. Высокие гребни вздымая, Бушует морская вода, И топит, как будто играя, Большие морские суда. В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода, И кажется сказкою это, А в сущности – только вода…” Группа географов-исследователей: Нам очень понравилось стихотворение, и мы знаем о трех агрегатных состояниях воды: снег, дождь, пар. А еще, на географической карте, мы обнаружили белые пятна. Оказывается, основные запасы пресной воды находятся в Антарктиде в виде льда. Природа как в кладовой припрятала запасы этого важного вещества. Учитель биологии: Молодцы, ребята. Хорошие дополнения. Ведь сегодня остро стоит проблема исполь...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.07.31 | Просмотров: 1509
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|