Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок Фосфор — химический элемент и простое вещество - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Урок Фосфор — химический элемент и простое вещество


Автор(ы): Кутько Людмила Григорьевна, учитель химии и биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Аппаратное обеспечение:
  • компьютер,
  • проектор,
  • экран.
Форма организации учебной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, химический эксперимент.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5.
Цели урока.
Обучающие - рассмотреть положение элемента фосфора в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение атома; аллотропные видоизменения фосфора; нахождение в природе, получение простого вещества в лаборатории и промышленности; физические и химические свойства; применение фосфора и его соединений человеком.
Развивающие – развивать интеллектуальные и познавательные умения учащихся добывать самостоятельно знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
Воспитательные – содействовать воспитанию организованности учащихся, духа соревновательности при подготовке презентаций, решении поставленных задач и проблемных вопросов.
Методы обучения. Методы организации учебной деятельности – словесные (эвристическая беседа), наглядные (коллекции, презентации мини-проектов с использованием компьютерных технологий), практические (демонстрационный - химический эксперимент, выполнение поставленных задач).
Методы стимулирования интереса к учению – умение интересно и доступно преподнести самостоятельно полученные знания (презентации, опорные конспекты, плакаты, стихи…)
Методы контроля – устный, письменный.
Оборудование: научно-познавательные тексты по теме урока, карточки-задания и вопросы плана изучения материала для каждой группы, ПСХЭ, Коллекция “Элементы” и “Соединения фосфора”, вода, лакмус, лабораторное оборудование, компьютер, проектор, экран, демонстрация эксперимента с видеокассеты.
Учащиеся должны знать:
строение атома фосфора, физические и химические свойства фосфора, области применения.
Учащиеся должны уметь: давать характеристику фосфора, как химического элемента, так и простого вещества. Записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства фосфора и его соединений в молекулярном и окислительно-восстановительном виде.
Содержание урока.
1. Организационный момент.

Отметить отсутствующих.
Проверка домашнего задания
1 этап (10 минут). Разминка (3-5минут): учитель предлагает вопросы за каждый из которых ответивший ученик ставит себе 1 балл.
Слайд 1. 1 балл за правильный ответ.
1. Какой элемент образует, по словам Даниэля Резерфорда (1772 г.) газ, в котором погибла мышка? (Ответ: азот)
2. 78% чистого азота находится в? (Ответ: в воздухе)
3. Почему азот используют для заполнения лампочек, при сушке взрывчатых веществ, при перекачке горючих жидкостей? (Ответ: он инертен)
4. Какое соединение азота люди используют для выведения пятен, в холодильном деле и медицине? (Ответ: аммиак)
5. При пайке металлов, в сухих элементах электрических батарей, как взрывчатое вещество применяют соединение азота -? (Ответ: нашатырь или хлорид аммония)
6. Рыжий лисий хвост нам показывает - ? (Ответ - оксид азота IV)
7. Для производства удобрений, бездымного пороха, взрывчатых веществ (нитроглицерина и динамита), лекарств, красителей, пластмасс, удобрений, пиротехнических устройств используется кислота -? (Ответ: азотная)
2 этап. Проверка знаний изученного материала (3–5 минут)
У доски 1 ученик выполняет задание №4 стр 131, а класс работает в тетрадях. Записать формулы веществ.
Слайд 2. 1 балл за правильную формулу/
1. Газ, рождающий селитру (N2)
2. Аммиак (NH3)
3. Бурый газ (NO2)
4. Темно-синяя жидкость, которая при растворении образует азотистую кислоту (N2O3)
5. Азотная кислота (HNO3)
6. Высший оксид азота (N2O5)
7. Нашатырь (NH4Cl)
8. Нашатырный спирт (NH4OH)
9. Нитрат аммония (NH4 NO3)
10. Ядовитое вещество, накапливающееся в арбузах при разложении нитрата кальция (Ca(NO3)2)
Оценивание результатов (парная работа, учащиеся обмениваются тетрадями).
Слайд 3.
Всего – 17 баллов,
8 баллов – оценка “3”
12 баллов - оценка “4”
16 баллов – оценка “5”
3. Актуализация знаний
3 этап
. (25 минут)
Мы продолжаем изучение большой и важной темы “Неметаллы. Элементы V A группы”.
Следующий элемент, с которым мы сегодня познакомимся, академик А.Е.Ферсман не случайно назвал “Элементом жизни и мысли”. Он входит в состав нервных, мозговых, мышечных и костных тканей.
Кто может сформулировать тему нашего урока?
Учащийся: “ Фосфор – элемент и вещество”.
Учитель:
-
Таким образом, тема нашего урока: “Фосфор – химический элемент и простое вещество”.
Формулируются задачи урока. (В каждой группе есть учащиеся, желающие выступить в роли учителя, поэтому они заранее готовят презентацию по одному из вопросов. Работа в группах рассчитана на 5 минут. Желающие могут оформить мини конспект прямо на уроке).
План изучения темы в группах
  1. Характеристика химического элемента фосфора по положению его в ПСХЭ.
  2. Нахождение в природе и получение фосфора
  3. Физические свойства фосфора и его аллотропные видоизменения
  4. Химические свойства фосфора.
  5. Применение фосфора и его соединений.
Слайд 4. План работы в группе:
  • изучите текст и выделите сведения, относящиеся к своему вопросу;
  • выполните предложенные задания;
  • подготовьте выступление по своему вопросу, основываясь на краткости, ясности и четкости изложения
Групповая работа по изучению материала
1. Подготовка выступления по своему вопросу
(5 минут и доклад до 3 минут).
Группа 1

Характеристика химического элемента фосфора по положению его в ПСХЭ.
Задание:
  1. Ознакомьтесь с текстом (стр.99-103).
  2. Выделите материал, относящийся к вашему вопросу.
  3. Дайте характеристику фосфору по положению в ПСХЭ по плану:
А) порядковый номер;
Б) атомная масса;
В) период (малый, большой);
Г) группа (подгруппа: главная или побочная);
Д) химический знак;
Е) Строение атома (заряд ядра, число протонов, электронов, нейтронов, электронная формула);
И) оксиды;
К) летучие водородные соединения.
2. Обсудите в группе полученные результаты и ответьте на вопросы:
  1. Сколько электронов находится на внешнем уровне атома фосфора?
  2. Фосфор будет отдавать или принимать данные электроны?
  3. Какую степень окисления будет приобретать атом при окислительно-восстановительных процессах?
  4. Сделайте вывод: К какому классу соединений относится фосфор (металл или неметалл).
  5. Сравните активность химического элемента фосфора с азотом и серой.
  6. Подготовьте выступление по данному вопросу, основываясь на краткости, ясности и четкости изложении.
Группа 2
1. Нахождение в природе и получение фосфора
Задание:
  1. Ознакомьтесь с текстом (стр 104, 138, 144).
  2. Выделите материал, относящийся к вашему вопросу.
  3. Запишите уравнения реакций.
  4. Сделайте выводы.
2. Подготовьте выступление по данному вопросу, основываясь на краткости четкости изложении.
Группа 3

1. Аллотропные видоизменения фосфора. Физические свойства простого вещества.
Задание:
  1. Ознакомьтесь с текстом.
  2. Выделите материал, относящийся к вашему вопросу.
  3. Рассмотрите коллекцию “Элементы. Соединения фосфора”.
  4. Обсудите в группе вопросы:
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.08.01 | Просмотров: 2311

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340