Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (литература + биология) на тему Природа в повести М.М. Пришвина Кладовая солнца - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Интегрированный урок (литература + биология) на тему Природа в повести М.М. Пришвина Кладовая солнца


Автор(ы): Карабанова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы в повести М.М. Пришвина, со значение лекарственных растений в жизни человека, развивать интерес к изучению природы и литературы, воспитывать любовь к природе, стремление охранять её.
Ход урока
I.Оргмомент. Сообщение целей и задач урока.
Учитель литературы. Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с повестью Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» и поговорим о значении богатств растительного мира в жизни людей.
Учитель биологии. А спутником нашим станет мир растений с его многообразием и особенностями.
II.Беседа по повести М.М. Пришвина.
Учитель..
  1. Кто является главными персонажами повести «Кладовая солнца»? (Настя и Митраша).
  2. Где живут ребята? (В деревне, недалеко от города Перееславль-Залесский.)
  3. Когда происходят события? (Вскоре после окончания Великой Отечественной войны,)
  4. С кем живут ребята? (Одни, потому что они осиротели.)
  5. Лёгкая ли у них жизнь? (Нет, им приходится самим заниматься домашним хозяйством и помогать колхозу.)
  6. Как Настя и Митраша относятся к трудностям жизни? (Они не унывают, делают всё охотно, с хорошим настроением, за это их любят все жители деревни и стараются им во всём помочь.)
  7. Зачем ребята отправляются в лес? (Они хотели набрать клюквы. Все говорили, что эта ягода очень полезная.)
Ш. Знакомство с биологическими особенностями растения –клюква.
Учитель .
1. Ребята, а что вы знаете о клюкве? (Это очень кислая ягода, она растёт в лесу, зимует под снегом и сладкой становиться только после морозов. В ней много витаминов.)
2. Знаете ли вы, к какому семейству, роду, классу относится это растение? (Нет.)
Учитель биологии.
- Клюква относится к классу двудольных, семейству брусничные. Это вечнозелёный стелющийся полукустарник, широко распространённый в Европе, Азии и Северной Америке. Это растение встречается далеко на Севере, в некоторых районах доходит до Полярного круга.
-В России клюква популярна с самых давних времён. В 18-19веке в Европе о клюкве почти не знали, один французский путешественник рассказывал, что в России он сидел «под сенью величественной клюквы». На самом деле болотная клюква (Oxycoccus palustris) замечательна не размером (это стелющийся кустарничек), а ягодами, которых в урожайных местах можно собрать по полторы тонны с гектара; на плантациях в США собирали 10 и даже 22 тонны. Сбор ведут с помощью особых гребешков до самого снега. А к весне «болотный виноград» только слаще становится. Портиться клюкве не даёт содержащаяся в ней бензойная кислота, убивающая микробов.
IV. Клюква в повести М.М. Пришвина.
Учитель .
- Ребята, давайте прочитаем отрывки, посвящённые клюкве. (Чтение текста.)
Учитель биологии.
-Какие ещё ягоды, кроме клюквы, упоминаются в отрывке? (Черника, брусника, голубика, костяника.)
- Все эти ягоды относятся к семейству брусничных, произрастают в смешанных лесах средней полосы и в тундре, заходя далеко на север –даже на Новую Землю.
Учитель литературы.
  1. Вспомните, что называется эпитетами? (Красочные определения.)
  2. Найдите их в тексте. (Брусника, кровяно-красная ягода; костяника, красно-рубиновая ягода.)
  3. Что такое метафора? (Скрытое красочное сравнение.)
  4. Приведите примеры метафор? (Листочки, как крылышки; чернички сидят мелким горошком; место кажется кровью полито; рубинчик в зелёной оправе; зелёная ниточка со многими клюквинками; ожерелье крупных кровяно-красных ягод.)
V. Роль лекарственных растений в жизни человека.
Учитель .
  • Ребята, Михаил Михайлович Пришвин очень красочно и поэтично описал растения наших лесов, но они не ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.08.01 | Просмотров: 1430

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340