Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Формирование у детей чувства юмора
Автор(ы): Жукова Татьяна Викторовна, старший воспитатель; Казакова Галина Ильинична, воспитатель; Полякова Елена Валериевна, музыкальный руководитель; Сидоренко Татьяна Петровна, воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В последние годы значительно возросли требования общества к развитию детей дошкольного возраста. Это отчетливо проявляется в новых программах и педагогических технологиях по развитию, воспитанию и образованию дошкольников. В Законе Российской Федерации «Об образовании», ГОС (ФК и НРК) уделяется большое внимание всестороннему развитию личности, но ни в одном из этих документов не говорится о формировании у детей чувства юмора. З.А. Гриценко в программе «Из детства – в отрочество», по которой мы работаем, обращает внимание на то, что «поэзия нонсенса шлифует ум детей, воспитывает юмористическое отношение к действительности,… без этих весёлых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве». Мы, работая с детьми, не раз замечали, что с шуткой и прибауткой работается легче и веселее, настроение у детей поднимается, и тогда можно достичь любых вершин. Поэтому мы с готовностью приняли задачу программы «научить детей понимать юмор». Но так как практического материала по формированию чувства юмора почти нет, мы сами занялись этим. И сейчас пришло время подвести итог нашей работы. В нашу группу дети с нарушениями зрения приходят в четырехлетнем возрасте. В это время мы и начинаем читать им юмористические стихи К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, русские народные и зарубежные песенки в переводе русских писателей. Мы заметили, что дети по-разному реагируют на одно и то же произведение. Одни просто улыбаются, другие повторяют смешные отрывки, слова и выражения, а у некоторых детей выражение на лице не меняется, как будто они остаются равнодушными к прочитанному. Но при детальном разборе небылиц и путаниц мы видели, что детям становится понятен юмор этих произведений, и при последующем чтении они тоже улыбались, могли посмеяться над человеком рассеянным С. Маршака, над котятами К. Чуковского, которым захотелось хрюкать. Дети подрастали, и в нашей жизни появились юмористические считалки типа: Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван, На диване сидел слон, Кто не верит, выйди вон! Или: Шла собака по роялю, наступила на мозоль, И от боли закричала: «До, ре, ми, фа, соль!» Очень полюбились детям театральные пятницы, во время которых они инсценировали юмористические стихи, а потом показывали представления родителям. В такие дни всем было особенно весело. Очень нравились и взрослым, и детям юмористические сценки, подготовленные совместно с родителями (приложение №1). В этих случаях мы замечали, что процесс подготовки доставлял всем радости и веселья ничуть не меньше, чем сам показ номера. На ура проходил в группе ставший традиционным День смеха 1 апреля. Неоценимую помощь в его подготовке и проведении нам оказывала музыкальный руководитель Полякова Елена Валерьевна. Юмор присутствует не только 1 апреля, но и на других праздниках (приложение №2). Мы разучивали смешные песенки и частушки, например: «Руки все уже помыли? Отвечай-ка, детвора!» «Ну, конечно же, помыли, Да, да, да, ещё вчера!» Пение частушек – непременная часть любого утренника. Если на дворе осень - поём частушки об овощах, 8 Марта – о мальчишках. С особым удовольствием мальчики показывали танец матрёшек, наряжались в сарафаны и косыночки, соревновались, кто скорее наденет бусы, шляпу, юбку. Мы заметили: чем чаще мы используем в повседневной жизни юмор, тем чувствительнее дети становятся к нему, легче откликаются на шутки. Эти наблюдения подталкивали нас к поиску новых юмористических произведений для детей. Так, мы открыли для детей книги Э. Успенского, И. Пивоварову, О. Григорьева, Т. Собакина, Г. Остера, А. Усачева, И. Шевчука, М. Бородицкую и многих других авторов. Иногда в группе случались такие ситуации, что мы не могли найти из них выход. И тут нам на помощь приходили юмористические стихи, потешки, которые помогали сгладить ситуацию. Например: Петушки распетушились, Но подраться не решились: Если долго петушиться, Можно пёрышек лишиться. Или: На крайчике, на сарайчике Две вороны сидят, Обе врозь глядят: Из-за дохлого жука перессорились. Не идется и не едется, Потому что гололедица. Но зато отлично падается. Почему ж никто не радуется? В подготовительной группе наши дети стали рассказывать друг другу анекдоты, например: «Встречаются на ветке 4 вороны. Одна хвастается: «У меня есть часы!», вторая говорит: «У меня есть деньги!», третья: «У меня есть корова!». А четвёртая сказала: «А у меня ничего нет». На следующий день вороны опять встретились. Первая говорит: «У меня пропали часы!», вторая: «У меня пропали деньги!», третья: «А у меня пропала корова!». А четвёртая сидит на ветке и поёт: «Мани-мани-мани, денежки в кармане. Время пол-второго, пора доить корову!» Или такой анекдот: «Купил мужик шляпу, а она ему как раз!» У нас в группе собралась целая коллекция детских анекдотов, которые дети рассказывали друг другу и неизменно смеялись над ними. А к новогоднему утреннику мы с детьми сочинили юмористическую сказку про ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1817
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|