Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (литература + география) по теме В гостях у Хозяйки Медной горы (П.П. Бажов Медной горы хозяйка). 5-й класс - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Интегрированный урок (литература + география) по теме В гостях у Хозяйки Медной горы (П.П. Бажов Медной горы хозяйка). 5-й класс


Автор(ы): Коженкова Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • совершить с учениками путешествие на Урал – сокровищницу России; вместе с героем сказа Бажова Степаном «добыть» малахит;
  • учить выделять в прочитанном произведении те опорные эпизоды, которые составляют основу сюжета;
  • помочь учащимся определить чему нас учит сказ, в чем его сила; закрепить понимание жанровых особенностей сказа;
  • способствовать развитию читательской деятельности, росту нравственного сознания, самостоятельности суждений;
  • расширить географический кругозор учащихся.
Оборудование урока: текст сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка», карта России, образцы минералов, выставка фотоиллюстраций изделий из малахита.
План урока
  1. Уральская земля
  2. Сказ и сказка
  3. Хозяйка медной горы и Степан
  4. В гостях у хозяйки
  5. Беречь природу – значит любить Родину
Ход урока
I. Сообщение темы, цели урока
Ребята! На прошлом уроке вы познакомились с Павлом Петровичем Бажовым, прочитали его сказ «Медной горы хозяйка», а также вы узнали, что такое сказ.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие на Урал к Хозяйке Медной горы. Поможет нам совершить это путешествие учитель географии Озеркова Ф.Ф. Мы попробуем заглянуть в горные сокровищницы Урала и поразмышляем о героях сказа Бажова.
II. Работа с темой урока
1. Уральская земля (учитель географии показывает по карте)
Могучий горный хребет вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км от берегов студеного Карского моря до сухих казахстанских степей, растянулась огромная горная страна – Урал. Урал – край удивительной красоты, сказочных природных богатств, а Уральские горы в своих недрах хранят несметные сокровища: золото и самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре первом здесь в 15 веке основали первые солеварни и рудники. С тех далеких времен на Урал хлынул поток русских крестьян, бежавших от непосильного феодального гнета из центральных областей России.
Учитель литературы.
Да, мечтали крестьяне о лучшей доле, о вольном житье за каменном поясом Урала, да только мечта эта осталась несбыточной. Попали крестьяне под еще больший гнет владельцев рудников, «одарил» Урал крестьянина ярмом тяжелого заводского труда на рудниках. Вы еже знаете, что писатель П.П. Бажов вырос в семье горнозаводского мастера, с детства он слушал и запоминал обычаи уральских рабочих, их рассказы о даровитых мастерах, о тяжелом труде.
- Какие эпизоды из сказа вы можете выделить?
Вчерашние крестьяне становились рудознатцами, камнерезами, углекопами, гранильщиками, чеканщиками, сталеварами. Все они были связаны своим трудом с природными богатствами Урала, создавали легенды и сказы, в которых выражали свою любовь к родной земле.
- Чем вам интересен сказ Бажова «Медной горы хозяйка»?
Ребята, чем отличается бажовский сказ от сказки?
2. Закрепляем понимание жанровых особенностей сказа.
Сказка
Сказ
1) Начинается с зачина
2) Образа рассказчика нет.
3) Волшебные герои или добрые, илизлые
4) Присутствуют волшебные заклинания.
5) Нет реальнойосновы.
1) Нет зачина.
2) Есть образ рассказчика.
3) Нет деления на добро и зло.
4) Волшебная сила присуща героямизначально.
5) Имеет реальнуюоснову
Сказ - это прежде всего устный слово, устная форма речи, перенесенная в книгу. Рассказчик говорит колоритным народным языком, в котором много местных словечек и выражений.
- Вы заметили такие словечки? (Парун, робили, одежа, обробеть, вечор, звосияло, галились…)
- Какие конкретные «географические» названия имеются в сказках?
3. Хозяйка медной горы и Степан
- Самым ярким образом сказа является сама хозяйка Медной горы. Она хранительница сокровищ, а еще покровительница смелых и мужественных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью.
Процитируйте, ребята, какой ее увидел Степан.
- Да, детали красочного портрета, одеяния, ее свиты намекают на связь героини с миром природы.
- Что роднит эту героиню со сказочной царевной? (Необыкновенная красота, ее чудесные помощницы ящерки, которые выполняют все ее распоряжения. Живет она в подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания.)
- Рабочие побаивались хозяйку, избегали встреч с нею. Как описывается встреча Степана с хозяйкой?
- Почему Малахитница выбрала Степана Петровича? (Он был честным, работящим парнем)
- С каким наказом она обратилась к Степану? Почему она заказала «…с Красногорского рудника убраться»? ( Хозяйка медной горы не только владеет природными богатствами и охраняет их. С теми, кто стремиться превратить ее богатства в прибыль и деньги, превращает труд рабочих в рудниках и шахтах в «подземную» каторгу, она сурова и беспощадна.)
4. В гостях у хозяйки
- Почему Степан получил доступ в ее владения? («…Молодец… Пойдем мое приданое смотреть»)
- Что увидел Степан, побывав у хозяйки? (Учащиеся цитируют текст)
Дворец Малахитницы – сокровищница Урала, и мы сейчас заглянем в недра этого дворца и узнаем, какие месторождения там находятся, какие минералы добываются.
Учитель географии.
- Степан работает в забое, ему «помогает» Хозяйка. Какой минерал «…сыплется, ровно его руками подбрасывают»? (Малахит)
Ребята, малахит – это минерал, который образуется в зоне окисления медных месторождений, поэтому он ярко- зеленого цвета с различными оттенками (показывает образцы малахита и горных пород, минералов, добываемых на Урале).
- Посмотрите таблицу «Перечень сказов Бажова, в которых упоминаются горные породы и минералы.
- А теперь, ребята, обратите внимание на частоту названий пород и минералов.
Перечень сказов, в которых упоминаются горные породы, минералы, вещества и элементы
Сказ
Породы, минералы, веществаи элементы
1.Медной Горы Хозяйка Медь, медный изумруд,малахит, слюда, корольковая медь, королек, виток, обальчик
2. Малахитовая шкатулка Золото, железо, медь,малахит
3. Каменный цветок Мрамор, малахит, медь,змеевик- камень, золото
4. Хрупкая веточка Малахит, агат, дурмашки, сургучнаяяшма, шерловые шарики, офат, орлец, олово, хризолит
6. Две ящерки Медь
7. Приказчиковы подошвы Малахит, мрамор
8. Сочневы камешки Малахит, железная руда,золото, лазоревка, медные изумруды
9. Травяная западенка Золото, уголь, малахит,медь, кремень, железная руда, серебро
10. Кошачьи уши Медь, железная руда
11. Змеиный след Золото
12. Жеребеев ходок Золото
13. Золотые дайки Дурмашки, строганец,золото, турмалин, зелёная глинка, сера, игольчатник - руда (айконит)
14. Огневушка - Поскакушка Золото
15. Ключ земли Золото
16. Синюшкин колодец Золото, серебро, мрамор
17. Серебряное копытце Золото, серебро
18. Золотой волос Золото
19. Дорогое имячко Медь, золото, кразелит,серебро, мрамор
20. Орлиное перо Графит, аквамарин,аметист, магнит -камень, орлец
Частота употребления названий пород и минералов
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.08.05 | Просмотров: 5079

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340