Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (литература + ИЗО) Образ твой, над Русью вознесенный, сквозь века указывал нам след - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Интегрированный урок (литература + ИЗО) Образ твой, над Русью вознесенный, сквозь века указывал нам след


Автор(ы): Фролова Ольга Филипповна, Учитель; Майорова Маиса Николаевна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  1. Образовательная: Знакомство с древнерусской живописью во взаимосвязи с литературой, обучение изображению икон.
  2. Воспитательная: Приобщение учащихся к духовным ценностям, воспитание чувства прекрасного.
  3. Развивающая: Развитие творчества, личностного отношения к изображаемому в литературе и живописи.
Тип урока: интегрированный
Оформление: репродукции картин с изображением Богоматери; выставка литературы по тематике;
Словарная работа:
  • икона
  • апокриф
  • изограф
  • иконописец, богомаз
  • литургия
  • фреска
  • нимб
  • мафория
Подготовительный этап: экскурсия в храм, заучивание наизусть стихотворений, доклады и сообщения, опережающее домашнее задание по группам.
Эпиграф: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. ( Евангелие от Иоанна).
1. Вступительное слово учителя литературы.
Слово – это Все, чем живет человек, да и человечество. В Слове человек выражал волнующие его вопросы о сути мира. В Слове искал он ответы на свои вечные “проклятые” вопросы. В Слове же он находил ответы.
В слове человек выражает свою внутреннюю жизнь, деятельность и настроение.
Слово – это дар величайший, которым Господь наградил человека, чем и отличил его от бессловесных существ.
Слово, как молния, выходит из человеческих уст, в среду людей, или приносит величайшую пользу окружающим нас, или же причиняет огромный вред.
Слово – это исток, начало Дела. Для русского человека Слово – это еще и итог, венец Дела. И вот когда Дело разрывало сердце и душу, только одно утешенье оставалось, только одно сохраняло надежду, поддерживало веру, вновь и вновь рождало Любовь – все то же Слово, и особенно Слово христианское.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на картины, вдумайтесь в слова эпиграфов к уроку и скажите, о чем мы с вами будем говорить?
Ученики: О слове, о боге, о вере.
Учитель: Верно. Значит, урок наш сегодня необычный, а значит, и слова будут необычные. Какие же слова станут ключевыми на нашем уроке? (Работа в группах: Бог, Богоматерь, душа, вера, благодать, Божья Матерь, икона, молитва, Отец Небесный, Лик, скорбный, тревожный, одаренный надеждой, добро, красота, обрести, роптать и т.д.)
Учитель записывает слова на доске.
- Эти слова мы будет использовать сегодня на уроке.
2.Беседа о храме. Учитель изобразительного искусства.
Учитель: А где, ребята, можно встретиться с Богом?
Ученики: В храме, церкви, соборе.
Учитель: Что же такое храм? Почему люди идут в храм?
Ученики: Храм – место, где человек общается с Богом…
Чтение стихотворения учеником:
“Кто я? Откуда я пришел?
Куда я ухожу,
На этом свете что нашел
И чем я дорожу?
Что делать мне с душой моей
Коль мучится она,
И просто с жизнею своей
Какая мне дана?
Учитель: Для большинства современных людей храм-церковь представляется чем-то загадочным и непонятным. Между тем в архитектуре храма, в его внутреннем убранстве отразилась история христианства.
Так давайте же, ребята, войдем сегодня в храм.
Что же мы с вами там увидим?
Ученики: Иконы, святых, свечи…
Учитель: А что такое икона?
Слово “икона” по-гречески означает изображение, образ. Иконопись – особый вид живописи. Икона отличается от картины или портрета. У нее свое содержание, свой “язык”, свое назначение. Иконы говорят людям о Боге, о вечном.
Посмотрите внимательно на изображения, есть ли на них что-то общее?
(Работа с иллюстрациями)
Ученики: Изображена Богоматерь.
Учитель: Итак, сегодня мы будем говорить о Богоматери и создадим ее изображение.
Искони Богородица считается покровительницей Руси. Во время нашествия врагов ее молили о победе и мире. Девушки обращались к Ней с просьбами помочь в замужестве, избежать сватовства за нелюбимого, даровать чадородие.
Изображений Богородицы очень много. Но мы сегодня обратимся к одной из них – Владимирской. Приблизимся к древнему творению и останемся с ним наедине.
Учитель: Что изображено на иконе Владимирской Богоматери?
Ученики: Ребенок нежно ласкается к матери, а она бережно держит его на руках.
Учитель: Есть немало картин, на которых художники изображали мать с ребенком. Но на иконе Богоматерь с Христом.
Как вы определили, что здесь не простые люди, а святые?
Мы узнаем об этом по золотым сияниям над головами (нимбам).
Одежда Христа светлая, как бы струящаяся золотым сиянием – это тоже знак Божественного. Богоматерь изображается в темно-вишневом покрывале – мафории, украшенном тремя звездами и золотой каймой с кистями, это говорит о царственном достоинстве. А всмотритесь в Лик Богоматери, тоже особый иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы.
Один искусствовед так написал об иконе Владимирской Богоматери: “Растроганная лаской младенца, Мария своими широко открытыми, грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания Сына”.
3. Учитель литературы.
Слово учителя: Биография Владимирской Богоматери удивительна, как и ее гениальное изображение. В русских летописях, сказаниях, легендах, стихах и песнях запечатлено множество эпизодов, связанных с Богородицей.
Если бы она могла также говорить, как она умеет смотреть, ее рассказы напомнили бы нам о событиях отечественной истории, о трагических, и печальных, и торжественных…
Сколько раз в прежние века глядевшим в ее глаза людям вспоминалось мрачное библейское пророчество: “…будет скорбь великая, какой не бывало от начала мира…” Но – увы! – уста Владимирской плотно сомкнуты, и мы должны сами попытаться приподнять завесу над тайнами ее жизни.
- Что же нам известно об истории знаменитой иконы?
(Сообщение учащегося, приложение 1.)
Чтение и анализ стихотворения “Владимирская Богоматерь”.
Учитель: Замечательный русский поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин (1877 – 1932) увидел икону в Московском музее. Тогда ее только недавно реставрировали: сняли с нее темные слои копоти и открыли под ними прекрасную древнюю живопись. Волошин так был потрясен этим произведением искусства, что несколько дней подряд приходил на свидание с иконой в музей и подолгу смотрел на нее. Репродукция иконы с тех пор стояла на столе Волошина.
Прочитаем стихотворение поэта “Владимирская Богоматерь” и подумаем: как поэт описывает икону? Что говорит он об истории произведения древней живописи? (стихотворение читает учитель под музыку “Аве Мария”).
Какое впечатление произвела икона на автора? В каких словах это выражено?
Ученики: “Немею….Нет ни сил , ни слов на языке”. Он заворожен, удивлен настолько, что не может найти слова, чтобы объяснить свое чувство.
Учитель: На что большее вниманье обращает автор: на описание внешности, или что-то другое?
Ученики: На чувства матери и ребенка.
Учитель: Почему “Лик каждый миг меняет выраженье” и на лице Богоматери запечатлено скорбное волненье?
Ученики: Может быть, Царица небесная уже заранее знает, что предстоит испытать ее Сыну. Она растрогана лаской младенца.
Учитель: О каких “злых днях гонения икон” говорит автор?
Ученики: В 8 веке византийские императоры запрещали почитание икон, заставляли сжигать иконы. И только Владимирская Богоматерь уцелела “в костре самосожжений посреди обломков и руин”.
Учитель: О чем идет речь в строках: “Ты, покинув обреченный Киев,
Унесла великокняжий стол.
И ушла с Андреем в Боголюбов…”?
(Сообщение ученика, приложение 2.)
Учитель: Кто такой Хромец Железный, о котором идет речь в произведении? (Сообщение ученика, приложение 6).
Учитель: Что значит “слепой народ в годину гнева отдал сам ключи своих твердынь”?
Когда в 1917 году к власти пришли большевики, начались гонения на православие. Большевики грабили и уничтожали храмы, вместо церквей открывались клубы, зерносклады, а священнослужители отправлялись на каторги и ссылки, или даже расстреливались. Произошла подмена жизненных ценностей: вместо духовного – материальное благополучие.
Учитель: Почему Владимирская Богоматерь названа Ликом самой России?
Ученики: Потому что она вместе с русским народом прошла весь исторический путь. В самые трудные минуты русский человек вспоминал о ней и просил помощи.
Учитель: И поэтому она названа “ Откровеньем чистой красоты”.
Какова же основная мысль данного стихотворения? Что хотел сказать автор этого произведения?
Ученики: Можно сказать, что это гимн, воспевающий Царицу Небесную. Автор говорит о том, что русский человек не может прожить без веры, что вера, православие – это фундамент, на котором стоит наша земля российская.
Учитель: Сегодня, на рубеже 20 и21 столетия человечество снова возвращается к вере. Рубеж веков как обычно характеризуется разными катаклизмами, страшными событиями. В наш железный 21 век страшно то, что человек перестает узнавать и самых близких людей: соседа, брата, а порой и своих детей и родителей. В 1851 году русский поэт Федор Тютчев написал стихотворение “Наш век”. Послушаем и попытаемся определить актуальность его темы. (Чтение и анализ стихотворения Ф.Тютчева “Наш век”, приложение 4, читает ученик).
Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, а как человек общается с Богом?
Ученики: С помощью молитвы
Учитель: Есть молитвы, с помощь...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.08.05 | Просмотров: 1696

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340