Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Интегрированный урок (литература + ИЗО) Образ твой, над Русью вознесенный, сквозь века указывал нам след
Автор(ы): Фролова Ольга Филипповна, Учитель; Майорова Маиса Николаевна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Образовательная: Знакомство с древнерусской живописью во взаимосвязи с литературой, обучение изображению икон.
- Воспитательная: Приобщение учащихся к духовным ценностям, воспитание чувства прекрасного.
- Развивающая: Развитие творчества, личностного отношения к изображаемому в литературе и живописи.
Тип урока: интегрированный Оформление: репродукции картин с изображением Богоматери; выставка литературы по тематике; Словарная работа: - икона
- апокриф
- изограф
- иконописец, богомаз
- литургия
- фреска
- нимб
- мафория
Подготовительный этап: экскурсия в храм, заучивание наизусть стихотворений, доклады и сообщения, опережающее домашнее задание по группам. Эпиграф: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. ( Евангелие от Иоанна). 1. Вступительное слово учителя литературы. Слово – это Все, чем живет человек, да и человечество. В Слове человек выражал волнующие его вопросы о сути мира. В Слове искал он ответы на свои вечные “проклятые” вопросы. В Слове же он находил ответы. В слове человек выражает свою внутреннюю жизнь, деятельность и настроение. Слово – это дар величайший, которым Господь наградил человека, чем и отличил его от бессловесных существ. Слово, как молния, выходит из человеческих уст, в среду людей, или приносит величайшую пользу окружающим нас, или же причиняет огромный вред. Слово – это исток, начало Дела. Для русского человека Слово – это еще и итог, венец Дела. И вот когда Дело разрывало сердце и душу, только одно утешенье оставалось, только одно сохраняло надежду, поддерживало веру, вновь и вновь рождало Любовь – все то же Слово, и особенно Слово христианское. Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на картины, вдумайтесь в слова эпиграфов к уроку и скажите, о чем мы с вами будем говорить? Ученики: О слове, о боге, о вере. Учитель: Верно. Значит, урок наш сегодня необычный, а значит, и слова будут необычные. Какие же слова станут ключевыми на нашем уроке? (Работа в группах: Бог, Богоматерь, душа, вера, благодать, Божья Матерь, икона, молитва, Отец Небесный, Лик, скорбный, тревожный, одаренный надеждой, добро, красота, обрести, роптать и т.д.) Учитель записывает слова на доске. - Эти слова мы будет использовать сегодня на уроке. 2.Беседа о храме. Учитель изобразительного искусства. Учитель: А где, ребята, можно встретиться с Богом? Ученики: В храме, церкви, соборе. Учитель: Что же такое храм? Почему люди идут в храм? Ученики: Храм – место, где человек общается с Богом… Чтение стихотворения учеником: “Кто я? Откуда я пришел? Куда я ухожу, На этом свете что нашел И чем я дорожу? Что делать мне с душой моей Коль мучится она, И просто с жизнею своей Какая мне дана? Учитель: Для большинства современных людей храм-церковь представляется чем-то загадочным и непонятным. Между тем в архитектуре храма, в его внутреннем убранстве отразилась история христианства. Так давайте же, ребята, войдем сегодня в храм. Что же мы с вами там увидим? Ученики: Иконы, святых, свечи… Учитель: А что такое икона? Слово “икона” по-гречески означает изображение, образ. Иконопись – особый вид живописи. Икона отличается от картины или портрета. У нее свое содержание, свой “язык”, свое назначение. Иконы говорят людям о Боге, о вечном. Посмотрите внимательно на изображения, есть ли на них что-то общее? (Работа с иллюстрациями) Ученики: Изображена Богоматерь. Учитель: Итак, сегодня мы будем говорить о Богоматери и создадим ее изображение. Искони Богородица считается покровительницей Руси. Во время нашествия врагов ее молили о победе и мире. Девушки обращались к Ней с просьбами помочь в замужестве, избежать сватовства за нелюбимого, даровать чадородие. Изображений Богородицы очень много. Но мы сегодня обратимся к одной из них – Владимирской. Приблизимся к древнему творению и останемся с ним наедине. Учитель: Что изображено на иконе Владимирской Богоматери? Ученики: Ребенок нежно ласкается к матери, а она бережно держит его на руках. Учитель: Есть немало картин, на которых художники изображали мать с ребенком. Но на иконе Богоматерь с Христом. Как вы определили, что здесь не простые люди, а святые? Мы узнаем об этом по золотым сияниям над головами (нимбам). Одежда Христа светлая, как бы струящаяся золотым сиянием – это тоже знак Божественного. Богоматерь изображается в темно-вишневом покрывале – мафории, украшенном тремя звездами и золотой каймой с кистями, это говорит о царственном достоинстве. А всмотритесь в Лик Богоматери, тоже особый иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы. Один искусствовед так написал об иконе Владимирской Богоматери: “Растроганная лаской младенца, Мария своими широко открытыми, грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания Сына”. 3. Учитель литературы. Слово учителя: Биография Владимирской Богоматери удивительна, как и ее гениальное изображение. В русских летописях, сказаниях, легендах, стихах и песнях запечатлено множество эпизодов, связанных с Богородицей. Если бы она могла также говорить, как она умеет смотреть, ее рассказы напомнили бы нам о событиях отечественной истории, о трагических, и печальных, и торжественных… Сколько раз в прежние века глядевшим в ее глаза людям вспоминалось мрачное библейское пророчество: “…будет скорбь великая, какой не бывало от начала мира…” Но – увы! – уста Владимирской плотно сомкнуты, и мы должны сами попытаться приподнять завесу над тайнами ее жизни. - Что же нам известно об истории знаменитой иконы? (Сообщение учащегося, приложение 1.) Чтение и анализ стихотворения “Владимирская Богоматерь”. Учитель: Замечательный русский поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин (1877 – 1932) увидел икону в Московском музее. Тогда ее только недавно реставрировали: сняли с нее темные слои копоти и открыли под ними прекрасную древнюю живопись. Волошин так был потрясен этим произведением искусства, что несколько дней подряд приходил на свидание с иконой в музей и подолгу смотрел на нее. Репродукция иконы с тех пор стояла на столе Волошина. Прочитаем стихотворение поэта “Владимирская Богоматерь” и подумаем: как поэт описывает икону? Что говорит он об истории произведения древней живописи? (стихотворение читает учитель под музыку “Аве Мария”). Какое впечатление произвела икона на автора? В каких словах это выражено? Ученики: “Немею….Нет ни сил , ни слов на языке”. Он заворожен, удивлен настолько, что не может найти слова, чтобы объяснить свое чувство. Учитель: На что большее вниманье обращает автор: на описание внешности, или что-то другое? Ученики: На чувства матери и ребенка. Учитель: Почему “Лик каждый миг меняет выраженье” и на лице Богоматери запечатлено скорбное волненье? Ученики: Может быть, Царица небесная уже заранее знает, что предстоит испытать ее Сыну. Она растрогана лаской младенца. Учитель: О каких “злых днях гонения икон” говорит автор? Ученики: В 8 веке византийские императоры запрещали почитание икон, заставляли сжигать иконы. И только Владимирская Богоматерь уцелела “в костре самосожжений посреди обломков и руин”. Учитель: О чем идет речь в строках: “Ты, покинув обреченный Киев, Унесла великокняжий стол. И ушла с Андреем в Боголюбов…”? (Сообщение ученика, приложение 2.) Учитель: Кто такой Хромец Железный, о котором идет речь в произведении? (Сообщение ученика, приложение 6). Учитель: Что значит “слепой народ в годину гнева отдал сам ключи своих твердынь”? Когда в 1917 году к власти пришли большевики, начались гонения на православие. Большевики грабили и уничтожали храмы, вместо церквей открывались клубы, зерносклады, а священнослужители отправлялись на каторги и ссылки, или даже расстреливались. Произошла подмена жизненных ценностей: вместо духовного – материальное благополучие. Учитель: Почему Владимирская Богоматерь названа Ликом самой России? Ученики: Потому что она вместе с русским народом прошла весь исторический путь. В самые трудные минуты русский человек вспоминал о ней и просил помощи. Учитель: И поэтому она названа “ Откровеньем чистой красоты”. Какова же основная мысль данного стихотворения? Что хотел сказать автор этого произведения? Ученики: Можно сказать, что это гимн, воспевающий Царицу Небесную. Автор говорит о том, что русский человек не может прожить без веры, что вера, православие – это фундамент, на котором стоит наша земля российская. Учитель: Сегодня, на рубеже 20 и21 столетия человечество снова возвращается к вере. Рубеж веков как обычно характеризуется разными катаклизмами, страшными событиями. В наш железный 21 век страшно то, что человек перестает узнавать и самых близких людей: соседа, брата, а порой и своих детей и родителей. В 1851 году русский поэт Федор Тютчев написал стихотворение “Наш век”. Послушаем и попытаемся определить актуальность его темы. (Чтение и анализ стихотворения Ф.Тютчева “Наш век”, приложение 4, читает ученик). Проверка домашнего задания. Учитель: Ребята, а как человек общается с Богом? Ученики: С помощью молитвы Учитель: Есть молитвы, с помощь...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.05 | Просмотров: 1696
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|