Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Деление клетки. Биологическое значение митоза. Урок биологии в 9-м классе
Автор(ы): Панченко Марина Викторовна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: обучающая. Задачи: знакомство с биологической сущностью митоза и мейоза; уметь характеризовать основные способы деления клеток, обобщить знания по теме: “Строение и функции клеток”. Наглядный материал: рисунки, выполненные учащимися, стадии митоза, таблицы “Митоз”, “Мейоз”, рис. учебника 29–32, схема стр.61, схема 3, стр.65 (представляется на интерактивной доске). Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска. Домашнее задание: параграф 13. Выполнить задания на с. 63-64, 68. Данный материал соответствует учебнику под редакцией академика Д.К. Беляева и профессора А.О. Рувинского “Общая биология” для 10–11-х классов. - Москва: Просвещение, 1995 г. (глава V, параграфы 17, 19). По этим учебникам в Казахстане мы работали до 2005 года, а затем стали работать по учебникам нового поколения казахстанских авторов, хотя для работы возможно использовать и разрешенные альтернативные учебники. По новому стандарту образования, который введен с 2002 года сначала с 6 класса, а затем изменения в программу были введены во все параллели по 11 класс. По этому стандарту в 9-м классе дается основа по общей биологии, которая раньше была рассчитана на 10-11 классы. Теперь в параллелях 10 и 11 классов профильное обучение, и программа и соответственно учебники составлены на естественно-математическое направление, как у нас в техническом лицее (недельная нагрузка – 2 часа), и гуманитарное направление (недельная нагрузка - 1 час). В 10-м классе изучаются два больших раздела общей биологии “Основы цитологии” и “Основы генетики и селекции”, а в 11-м классе изучаются разделы “Эволюция органического мира. Антропогенез.” и “Основы экологии”. В темы раздела “Основы экологии” введен казахстанский компонент, также и в некоторые разделы учебников биологии с 6 по 11 классы. В 10-м классе материала по данной теме даётся более углубленно по сравнению с 9 классом. Новым является то, что данная тема согласно календарному планированию дается не при изучении темы “Размножение и индивидуальное развитие живых организмов”, как это было раньше, а в теме: “Строение и функции клетки”. Поэтому в данном уроке помимо изучения способов деления клеток: митоза и мейоза, даётся обобщение по теме: “Строение клетки”. ХОД УРОКА 1 часть (лекция), 10 минут. Основные вопросы: 1. Определение митоза – процесс деления неполовых (соматических) клеток. 2. Объяснение по схеме сущности митоза (характеристика интерфазы и фаз деления соматических клеток: I профазы, II метафазы, III анафазы и IV телофазы. Для закрепления этого задания учащимися, на следующем уроке, я использую схемы фаз митоза без нумерации и подписей, выполненные учащимися на листах формата А4. Учащиеся должны определить порядок последовательности процесса митоза, прикрепить схемы к доске, назвать фазы митоза по порядку и дать им характеристику. Можно спросить двух-трёх учеников этот вопрос. 3. Продолжительность интерфазы (10-20 ч и более) и митоза (1-2 ч). Понятие “клеточный цикл”. 4. Биологическое значение митоза. В словарик новые термины: “митоз”, “мейоз”, “соматические” клетки, “диплоидный”, т.е. двойной набор хромосом “гаплоидный”, т.е. одинарный набор хромосом, “конъюгация”, “кроссинговер”. Повторить понятия “гаметы”, “зигота”. 2 часть (самостоятельная работа), 20 минут. Опыт показывает, что изучение темы мейоз качественнее происходит, если рассматривать его в сравнении с процессом митоза. Задание: Работая с учебником, выполните следующие задания в тетради: 1. Составьте схемы основных изменений происходящих в клетке во время митоза и мейоза (I –IVстадиях). 2. Определите на схеме и назовите фазы деления (I–IV). 3. Дайте им краткую характеристику 4. Заполните таблицу “Сравнение митоза и мейоза”, выделите черты сходства и различия митоза и мейоза: Вопросы для сравнения | Митоз | Мейоз | 1) Какие изменения происходят в ядре до начала деления (в интерфазе)? | | | 2) Каковы фазы деления? | | | 3) Характерна ли конъюгация гомологических хромосом? | | | 4) Какое число хромосом получает каждая дочерняя клетка? | | | 5) Где происходит данный процесс? | | | 6) Какое значение имеет для существования вида? | | | Конъюгация – процесс сближения, переплетения гомологичных хромосом и иногда обмена участками этих хромосом (кроссинговер) Сейчас, когда у нас есть возможность в кабинете биологии работать на интерактивной доске, мы можем после самостоятельной работы учащихся по заполнению сравнительной таблицы, предложить им проверить данные, представив их на экране, либо незаполненную таблицу, представленную в виде презентации в PowerPointe, предложить заполнить на оценку. Если по ходу будут допущены какие-либо недочёты, ребята с места могут поправить отвечающего. Для справки: Таблица “Сравнение митоза и мейоза” Вопросы для сравнения | Митоз | Мейоз | 1) Какие изменения происходят в ядре до начала деления (в интерфазе)? | Удвоение ДНК, синтез белков и других органических веществ клетки, удвоение органоидов клетки, синтез АТФ | Удвоение ДНК (только перед мейозом I), синтез белков, синтез АТФ. Перед вторым делением интерфаза короткая, т.к. удвоения ДНК не происходит | 2) Каковы фазы деления? | Профаза, метафаза, анафаза, телофаза | Два этапа деления:1 деление профаза I, метафаза I, анафаза I, телофаза I; 2 деление профаза II, метафаза II, анафаза II, телофаза II | 3) Характерна ли конъюгация гомологических хромосом? | Нет, не характерна | Да, характерна конъюгация | 4) Какое число хромосом получает каждая дочерняя клетка? | n, гаплоидный (одинарный) | 2n, диплоидный (двойной) | 5) Где происходит данный процесс? | В зоне роста, в зоне деления соматических клеток (например, на кончике корня, в узлах и на верхушке побега рост стебля в длину, в камбиальном слое – рост корня и стебля в ширину, на концах трубчатых костей – рост костей в длину, в надкостнице – рост костей в ширину) | В зоне созревания | 6) Какое значение имеет для существования вида? | Размножение одноклеточных организмов бесполым способом (путем деления), рост организмов, регенерация, передача наследственных признаков от материнского организма дочернему организму | Образуются новые половые клетки, предшествует половому размножению; эволюционное значение, характерна изменчивость в основном благодаря конъюгации | Заключение (лекция с элементами беседы), 15 минут. Для иллюстрации материала можно использовать схему 3 на с. 65 (приложение 1). Здесь также можно схему показать на интерактивной доске выполненную в Microsoft Worde или же в PowerPointе. В первом варианте учащиеся, слушая обобщения учителя по теме, зарисовывают схему в тетрадь. Во втором варианте можно оставить незаполненные ячейки схемы и предложить учащимся доработать схему. Следующий этап нашего урока обобщение по теме: “Строение и функции клеток”. Вам известно, что на основании положений клеточной теории, клетка – основная структурная и функциональная единица жизни. Каждой клетке присущи все свойства живого: размножение, обмен веществ, рост, развитие и многое другое. Все клетки живых организмов схожи между собой по строению и химическому составу. Они покрыты мембраной, которая выполняет защитную функцию, а также осуществляет избирательную проницаемость. У грибов, растений и многих бактерий кроме мембраны есть ещё и клеточная стенка (из хитина, целлюлозы). Цитоплазма (жидкое содержимое) есть у всех клеток. Ядро имеют клетки всех организмов кроме бактерий. Ядерные организмы называются эукариотами. Это грибы, растения и животные. Безъядерные клетки присущи только бактериям и сине-зелёным водорослям (цианобактериям). Они называются прокариотами. Ядро управляет жизнью клетки, контролируя через биосинтез белков (ферменты) все химические процессы. Эукариотические клетки, утратившие ядро (такие как эритроциты или тромбоциты) теряют способность к размножению. Ядро – это двумембранный органоид. Внутри ядра находится ядерный сок – кариоплазма, в котором плавают ядрышки и хромосомы, состоящие из хроматина – смеси ДНК и белков. Они – хранители наследственной информации о строении белков. В цитоплазме находятся органоиды. Все органоиды имеют постоянное строение и выполняют строго определенную функцию. По наличию мембран органоиды можно разделить на три группы: немембранные (самые мелкие), одномембранные (средние по размерам) и двумембранные (самые крупные, такие как ядро). Немембранные органоиды: - Рибосомы
осуществляют биосинтез белков (соединяют аминокислоты в белок). Есть во всех живых клетках, даже в прокариотических. - Центриоли, или клеточный центр – два блока микротрубочек. Когда клетка приступает к делению, они образуют веретено деления – специфический органоид, который равномерно распределяет хромосомы по дочерним клеткам (в неделящейся клетке отсутствует).
- Жгутики, реснички
– органоиды движения. Состоят из сократительных белков в виде микротрубочек. Есть у простейших, в эпителии дыхательных путей человека и у многих одноклеточных водорослей. Одномембранные органоиды: 1. Лизосомы – пищеварительные вакуоли (мембранные пузырьки, заполненные пищеварительными ферментами). Разлагают вредные и питательные вещества. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.07 | Просмотров: 9441
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|