Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Семинар для педагогов ДОУ на тему Развиваем речь детей и взрослых - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Семинар для педагогов ДОУ на тему Развиваем речь детей и взрослых


Автор(ы): Бойчук Ирина Александровна, старший воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
  • Создание атмосферы психологической комфортности.
  • Повышение профессионального мастерства.
  • Воспитание интереса к речи как особому объекту познания.
  • Выявление и развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности.
  • Приобщение педагогов к языковому богатству русской литературы и устного народного творчества.
  • Развитие коммуникативных и артистических способностей; развитие инициативности, самостоятельности, активности, умения творчески проявлять смекалку и сплоченность в командной игре.
Материал: цветок, 2 ватмана с изображением сказочных героев, два дерева и карточки для игры “Родственные слова”, карточки с пословицами, репродукция картины В.Васнецова “Богатыри”, атрибуты для “картины”, материал для изготовления сувениров-ангелочков, призы игрокам
Организация: Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести семинар в соревновательной форме между командами.
  1. раздел “Слово”.
  1. “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”
Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать одним словом.
  • Могут быть отступления от русского языка, ответить так же одним словом.
  • Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).
  • Непостоянный морфологический признак глагола. (Лицо).
  • Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующая).
  • Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).
  • Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).
  • Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).

  • Все слова языка. (Лексика).
  • Постоянный морфологический признак имени существительного. (Род).
  • Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы).
  • Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
  • Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).
  • Часть слова без окончания. (Основа).
  1. “Родственные (однокоренные) слова”.
На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег.
Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки.
  • Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье.
  • Род – родной, родители, прародители, родственники, родина.
  • Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
  • Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.
  • Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.
  • Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина.
  • Береза – березка, березонька, березовый, березняк, подберезовик.
  1. Игра “Хирурги”.
Задание: Составить слово из слогов.
Ведущий “режет” слово на слоги. Игроки быстро “сшивают” слово, произносят в быстром темпе и определяют количество слогов.
  • Во – ро – бу – шек (воробушек),
  • би-бли-о-те-карь (библиотекарь),
  • трак-то-рист (тракторист),
  • жи-вот-но-е (животное),
  • и-ни-ци-а-ти-ва (инициатива),
  • эн - ци – кло – пе – ди – я (энциклопедия),
  • грам-ма-ти-ка (грамматика),
  • шам-пинь-о-ны (шампиньоны).
  1. “Почему так называется?” (Этимология).
Задание: Объяснить, почему так называются растения.
  • Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.
  • Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.
  • Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.
  • Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.
  1. Загадки – добавлялки.
Задание: Нужно добавить словечко – в рифму:
Он живет среди болот,
У него большой живот
И огромный страшный рот!
Это толстый... (Бегемот).
И красива, и пушиста,
Хвост и лапки моет чисто,
Меж деревьев словно стрелка
Пролетает смело… (Белка).
Ходит важно, с гордым видом
Он себя не даст в обиду:
Зашипит и трусь – не трусь,
Ущипнуть вас может…(Гусь).
Кто на дереве торчит,
Носом в дерево стучит?
Но недаром силы тратил
Для такого стука…(Дятел).
Вот бежит клубок,
У него колючий бок,
Его в руки не возьмешь,
Потому что это…(Еж).
Мать детей своих не бросит,
Она на брюшке сумку носит,
В эту сумку, как в нору,
Деток прячет… (Кенгуру).
  1. Загадки про многозначные слова, омонимы.
Задание: Отгадать слово.
Один в огороде на грядке растет,
Другой же по цели стрелой попадет. (Лук).
Одна нам ночами на небе сверкает,
Другая на сцене поет, выступает,
В глубинах морских наша третья живет,
На елке четвертая есть в Новый год. (Звезда).
Первый на небе ночами сияет,
А во втором дней по 30 бывает. (Месяц).
Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдете,
Быстро со скрипом ее застегнете. (Молния).
  1. Подскажите слово.
Задание: Предложить каждой команде по цепочке добавить слово, продолжить диалог:
  • Кошка мяукает, а воробей…
  • Соль в солонке, а масло…
  • У лошади хвост лошадиный, а у собаки..
  • У ребенка рука, а у куклы …
  • Медведь спит в берлоге, а волк…
  • У кошки котята, а у слонихи…
  • Корова мычит, а собака…
  • Я работаю в детском саду №67, а Вы…
  • Цыпленок желтый, а курица…
  • Курица кудахчет, а утка…
  • Заяц пушистый, а слон…
  • У коровы рога, а у козленка…
  • У голубя перья, а у лисы…
  • Воробей маленький, а орел…
  • У зайчихи зайчонок, а у индейки …
  • Клест – зимующая птица, а лебедь…
  • Олень – рогатый, а волк…
  • Воробей чирикает, а ворона…
  • Сокол летает, а страус…
  • У белки дупло, а у лисы...
  1. Скажите наоборот.
Задание: Подобрать слово – противоположное по значению, следующий игрок называет слово, другой – противоположное.
  • Хорошо – плохо,
  • Глупый – умный,
  • Зима – лето,
  • День – ночь,
  • Добро – зло,
  • Бедность – богатство,
  • Сильный – слабый,
  • Веселый – грустный,
  • Вверх – вниз,
  • Вперед – назад,
  • Плакать – смеяться.
  1. Скажите по-другому.
Задание: По цепочке, передавая цветок, сказать слово, другой игрок называет синоним …
  • Друг – приятель,
  • Жесткий – твердый,
  • Бежать – мчаться,
  • Тихо – медленно,
  • Бережно – аккуратно,
  • Быстро – мгновенно.
  1. Найдите похожие по звучанию слова:
Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.
  • Спички – синички,
  • Врач – мяч,
  • Значок – крючок,
  • Ключи – кирпичи,
  • Стол – пол,
  • Халат – салат,
  • Елка – иголка,
  • Белка – стрелка,
  • Зайцы – пальцы,
  • Яйцо – крыльцо,
  • Огурец – продавец,
  • Дворец – певец,
  • Пирог – творог,
  • Ворона – корона,
  • Топор – забор,
  • Нора – дыра.
  1. Хитрые загадки:
Задание: Догадаться, какое слово заключает в себе ответ:
Хоть малым-мала корзинка,
Но сидит в ней наша Зинка!
Ну, скажите мне на милость,
Как она там поместилась? (Кор-зинка).
Что же это? Как же это?
Размяукалась котлета.
Есть теперь ее боюсь,
Прежде в этом разберусь!
Кто из вас подскажет, дети,
Кто там спрятался в котлете? (Кот).
Что добавить надо к шине,
Чтоб помчаться на машине? (Слог Ма).
Если рыбы рыбак лишится,
То во что он тогда превратится? (В букву К: рыба-к).
Что добавить нужно в сок,
Чтобы сыпаться он мог? (Слог Пе: сок – песок).
Если шарф укоротить,
Чем тогда он сможет быть? (Шарф – шар, воздушным шаром).
  1. раздел “Пословицы и поговорки”.
  1. Исправьте ошибки в пословицах.
Командам предложить карточки с текстами.
Задание: Найти ошибку и исправить.
  • После драки много хромых (Храбрых).
  • Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
  • Пришел, увидел, купил (Победил).
  • У каждого своя голова на шее (Плечах).
  • Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
  • Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
  • На всякий урок (час) ума не напасешься.
  • Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
  • Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
  1. Составьте пословицы и поговорки из набора слов:
Командам предложить карточки с перечнем слов.
Задание: Составить предложение.
  • Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
  • Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
  • Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
  • Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
  • Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
  • Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).
  • Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).
  • За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).
  • Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
  • Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).
  1. “Вся жизнь - игра”.
Задание: Необходимо инсценировать пословицы: показать мимикой, жестами, телодвижениями, танцами смысл каждой из них. Другая команда отгадывает, какую пословицу им изображают.
  • Сытый голодного не разумеет.
  • Любишь брать – люби и отдавать.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • Мягко стелет, да жестко спать.
  1. раздел “ В мире сказок”.
  1. Список литературы.
Командам предложить карточки с названиями сказок. В названиях произведений допущены ошибки.
Задание: Нужно восстановить названия произведений, изменив только одну букву.
  • “Шурочка Ряба” - “Курочка Ряба”,
  • “Золотая рубка” - “Золотая рыбка”,
  • “Шар-птица” - “Жар-птица”,
  • “Гусли – лебеди” - “Гуси-лебеди”,
  • “Полк и семеро козлят” - “Волк и семер...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.08.07 | Просмотров: 1563

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340