Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Семинар для педагогов ДОУ на тему Развиваем речь детей и взрослых
Автор(ы): Бойчук Ирина Александровна, старший воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: - Создание атмосферы психологической комфортности.
- Повышение профессионального мастерства.
- Воспитание интереса к речи как особому объекту познания.
- Выявление и развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности.
- Приобщение педагогов к языковому богатству русской литературы и устного народного творчества.
- Развитие коммуникативных и артистических способностей; развитие инициативности, самостоятельности, активности, умения творчески проявлять смекалку и сплоченность в командной игре.
Материал: цветок, 2 ватмана с изображением сказочных героев, два дерева и карточки для игры “Родственные слова”, карточки с пословицами, репродукция картины В.Васнецова “Богатыри”, атрибуты для “картины”, материал для изготовления сувениров-ангелочков, призы игрокам Организация: Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести семинар в соревновательной форме между командами. - раздел “Слово”.
- “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”
Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать одним словом. - Могут быть отступления от русского языка, ответить так же одним словом.
- Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).
- Непостоянный морфологический признак глагола. (Лицо).
- Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующая).
- Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).
- Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).
- Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).
- Все слова языка. (Лексика).
- Постоянный морфологический признак имени существительного. (Род).
- Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы).
- Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
- Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).
- Часть слова без окончания. (Основа).
- “Родственные (однокоренные) слова”.
На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег. Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки. – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье. Род – родной, родители, прародители, родственники, родина. Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный. Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые. Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый. Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина. Береза – березка, березонька, березовый, березняк, подберезовик. - Игра “Хирурги”.
Задание: Составить слово из слогов. Ведущий “режет” слово на слоги. Игроки быстро “сшивают” слово, произносят в быстром темпе и определяют количество слогов. - Во – ро – бу – шек (воробушек),
- би-бли-о-те-карь (библиотекарь),
- трак-то-рист (тракторист),
- жи-вот-но-е (животное),
- и-ни-ци-а-ти-ва (инициатива),
- эн - ци – кло – пе – ди – я (энциклопедия),
- грам-ма-ти-ка (грамматика),
- шам-пинь-о-ны (шампиньоны).
- “Почему так называется?” (Этимология).
Задание: Объяснить, почему так называются растения. – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа. Шиповник – веточки покрыты острыми шипами. Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой. Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут. - Загадки – добавлялки
. Задание: Нужно добавить словечко – в рифму: Он живет среди болот, У него большой живот И огромный страшный рот! Это толстый... (Бегемот). И красива, и пушиста, Хвост и лапки моет чисто, Меж деревьев словно стрелка Пролетает смело… (Белка). Ходит важно, с гордым видом Он себя не даст в обиду: Зашипит и трусь – не трусь, Ущипнуть вас может…(Гусь). Кто на дереве торчит, Носом в дерево стучит? Но недаром силы тратил Для такого стука…(Дятел). Вот бежит клубок, У него колючий бок, Его в руки не возьмешь, Потому что это…(Еж). Мать детей своих не бросит, Она на брюшке сумку носит, В эту сумку, как в нору, Деток прячет… (Кенгуру). - Загадки про многозначные слова, омонимы.
Задание: Отгадать слово. Один в огороде на грядке растет, Другой же по цели стрелой попадет. (Лук). Одна нам ночами на небе сверкает, Другая на сцене поет, выступает, В глубинах морских наша третья живет, На елке четвертая есть в Новый год. (Звезда). Первый на небе ночами сияет, А во втором дней по 30 бывает. (Месяц). Первая ярко на небе сверкает, Дождь и грозу нам она предвещает. А вот вторую в одежде найдете, Быстро со скрипом ее застегнете. (Молния). - Подскажите слово.
Задание: Предложить каждой команде по цепочке добавить слово, продолжить диалог: - Кошка мяукает, а воробей…
- Соль в солонке, а масло…
- У лошади хвост лошадиный, а у собаки..
- У ребенка рука, а у куклы …
- Медведь спит в берлоге, а волк…
- У кошки котята, а у слонихи…
- Корова мычит, а собака…
- Я работаю в детском саду №67, а Вы…
- Цыпленок желтый, а курица…
- Курица кудахчет, а утка…
- Заяц пушистый, а слон…
- У коровы рога, а у козленка…
- У голубя перья, а у лисы…
- Воробей маленький, а орел…
- У зайчихи зайчонок, а у индейки …
- Клест – зимующая птица, а лебедь…
- Олень – рогатый, а волк…
- Воробей чирикает, а ворона…
- Сокол летает, а страус…
- У белки дупло, а у лисы...
- Скажите наоборот.
Задание: Подобрать слово – противоположное по значению, следующий игрок называет слово, другой – противоположное. - Хорошо – плохо,
- Глупый – умный,
- Зима – лето,
- День – ночь,
- Добро – зло,
- Бедность – богатство,
- Сильный – слабый,
- Веселый – грустный,
- Вверх – вниз,
- Вперед – назад,
- Плакать – смеяться.
- Скажите по-другому.
Задание: По цепочке, передавая цветок, сказать слово, другой игрок называет синоним … - Друг – приятель,
- Жесткий – твердый,
- Бежать – мчаться,
- Тихо – медленно,
- Бережно – аккуратно,
- Быстро – мгновенно.
- Найдите похожие по звучанию слова:
Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе. - Спички – синички,
- Врач – мяч,
- Значок – крючок,
- Ключи – кирпичи,
- Стол – пол,
- Халат – салат,
- Елка – иголка,
- Белка – стрелка,
- Зайцы – пальцы,
- Яйцо – крыльцо,
- Огурец – продавец,
- Дворец – певец,
- Пирог – творог,
- Ворона – корона,
- Топор – забор,
- Нора – дыра.
- Хитрые загадки:
Задание: Догадаться, какое слово заключает в себе ответ: Хоть малым-мала корзинка, Но сидит в ней наша Зинка! Ну, скажите мне на милость, Как она там поместилась? (Кор-зинка). Что же это? Как же это? Размяукалась котлета. Есть теперь ее боюсь, Прежде в этом разберусь! Кто из вас подскажет, дети, Кто там спрятался в котлете? (Кот). Что добавить надо к шине, Чтоб помчаться на машине? (Слог Ма). Если рыбы рыбак лишится, То во что он тогда превратится? (В букву К: рыба-к). Что добавить нужно в сок, Чтобы сыпаться он мог? (Слог Пе: сок – песок). Если шарф укоротить, Чем тогда он сможет быть? (Шарф – шар, воздушным шаром). - раздел “Пословицы и поговорки”.
- Исправьте ошибки в пословицах.
Командам предложить карточки с текстами. Задание: Найти ошибку и исправить. - После драки много хромых (Храбрых).
- Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
- Пришел, увидел, купил (Победил).
- У каждого своя голова на шее (Плечах).
- Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
- Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
- На всякий урок (час) ума не напасешься.
- Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
- Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
- Составьте пословицы и поговорки из набора слов:
Командам предложить карточки с перечнем слов. Задание: Составить предложение. - Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
- Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
- Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
- Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
- Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
- Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).
- Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).
- За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).
- Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
- Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).
- “Вся жизнь - игра”.
Задание: Необходимо инсценировать пословицы: показать мимикой, жестами, телодвижениями, танцами смысл каждой из них. Другая команда отгадывает, какую пословицу им изображают. - Сытый голодного не разумеет.
- Любишь брать – люби и отдавать.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Мягко стелет, да жестко спать.
- раздел “ В мире сказок”.
- Список литературы
. Командам предложить карточки с названиями сказок. В названиях произведений допущены ошибки. Задание: Нужно восстановить названия произведений, изменив только одну букву. - “Шурочка Ряба” - “Курочка Ряба”,
- “Золотая рубка” - “Золотая рыбка”,
- “Шар-птица” - “Жар-птица”,
- “Гусли – лебеди” - “Гуси-лебеди”,
- “Полк и семеро козлят” - “Волк и семер...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.07 | Просмотров: 1563
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|