Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Интегрированный урок (литература + мастерство актера) по теме Уроки взросления, становления личности в рассказе В.Л.Астафьева Конь с розовой гривой


Автор(ы): Орлова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы; Тимофеева Наталья Андреевна, педагог-психолог

Цели урока:
образовательные:
  1. проанализировать проблематику рассказа и выяснить замысел автора развивающие:
  2. формировать умение анализировать текст художественного произведения
  3. развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности
воспитательные:
  1. помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев художественного произведения
  2. подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, честность, долг, совесть
Тип урока: Интегрированный урок (литература, психология, мастерство актёра) с использованием презентации, созданной в программе PowerPoint (Приложение1).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рисунки учащихся, записи в тетради, карточки с заданием, гитара.

Ход урока.

Орг. момент. (Доска оформлена рисунками учащихся на тему «Конь с розовой гривой»)
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Слово учителя. (Слайд №1 – репродукция В.М.Сидорова «Пора безоблачного неба»).
Мы продолжаем работу по произведению Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой». На прошлом уроке мы рассмотрели жизненный уклад в доме семьи дяди Левонтия и Катерины Петровны, бабушки Вити. Обратили внимание на характерные черты членов этих семей, отношение к ним автора. Мы услышали звучание живого народного слова и узнали, почему пряник конём был для героя особенно желанным подарком.
На этом занятии мы продолжим анализировать произведение, попробуем выяснить замысел автора, понять, какие жизненные уроки несёт рассказ. Разобраться в себе, задуматься о своих поступках вам поможет психолог школы.
Ребята, откройте тетради и запишите тему: «Уроки взросления, становления личности в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». (Слайд №1а).
(Звучит музыкальный фрагмент «Сны Татьяны» А.Рыбникова из к/ф. «Шла собака по роялю», ученики записывают тему урока в тетради.)
Основная тема многих рассказов Виктора Астафьева – тема взросления. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, изменить его.
(Слайд №1б). Эпиграфом к нашему уроку послужат слова песни из к/ф. о подростках:
«Взрослым так просто, всё знают они наперёд.
Ну, а подросток, пока он ещё подрастёт…»
(из к/ф. «Пацаны»).
Эта песня ещё прозвучит на нашем уроке. Но уже по этим двум строкам понятно, что взрослеть не просто. Давайте обратимся к рассказу Виктора Астафьева.
Беседа.
Итак, герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятами, чтобы «трудом своим заработать пряник». (Слайд № 2)
- Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы в тексте помогают нам это увидеть?
(«Левонтьевские орлы» бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились», «заскочили в чей-то огород», «напластали беремя луку-батуна» (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки), «наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали».)
- Что мы можем сказать о левонтьевских детях? Какие они?
(Они лишены чувства ответственности, легкомысленны, драчливы и эгоистичны)
- Сегодня на уроке нам предстоит анализ ряда эпизодов. Вспомните, что мы называем эпизодом в художественном произведении?
(Эпизод – это отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.)
- Найдите в тексте эпизод сбора ягод. Как противопоставлены в нём главный герой и соседские дети?
(Герой рассказа трудится старательно, даже не потому, что ему хочется пряника – он по-другому не умеет. Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды. «Левонтьевские» же хитры, ленивы, к тому же ябеды, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению.)
- В этом эпизоде автор, рассказывая о поведении левонтьевских, снова употребляет в тексте значимые глаголы. Какие?
(«Жрут», «валяются», «подскочил», «пнул», «взвыл», «катаются», «раздавил»)
- Как вы думаете, зачем автор, говоря о «левонтьевских» ребятах, использует столько глаголов в тексте?
(Автор показывает, что они не задумываются над своими поступками, а только действуют, порой очень агрессивно и легкомысленно.)
- Как герой оказался в зависимости от Саньки, поможет понять инсценировка, подготовленная вашими одноклассниками на занятиях актёрского мастерства.
Инсценировка. (Слайд №3).
(диалог Саньки и героя)
Автор: Вскоре братья Левонтьевы как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили сходить к Малой речке побрызгаться. Мне тоже хотелось побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому как ещё не набрал полную посудину.
Санька: - Бабушки Петровны испугался! Эх ты!
Витя: - Зато мне бабушка пряник конём купит!
Санька: - Может кобылой? Скажи уж лучше – боишься её, и ещё жадный!
Витя: - Я?!
Санька: - Ты!
Витя: - Жадный?
Санька: - Жадный!
Витя: - А хочешь, все ягоды съем?
Автор: Сказал я это и сразу понял, что попал на уду.
Санька: - Слабо!
Витя: - Мне слабо? Мне слабо?
Автор: Повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву.
Витя: - Вот! Ешьте вместе со мной!
Автор: Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на всё рукой. Всё равно уж теперь!
Слово психолога:
- Ребята, как характеризует этот эпизод Саньку и Витю?
(Санька провоцирует героя, называя его «жадным». Витя еще слаб характером, он струсил и пошел на поводу у Саньки)
Очень часто вы не можете дать отпор, вовремя сказать «нет». Почему? Ребята вашего класса провели опрос среди учащихся 6 – 11 классов и получили следующие результаты. (Слайд № 4).
Как мы видим, большой процент принадлежит пунктам «стремимся избежать конфликтов» и «боимся потерять друзей». Это можно объяснить тем, что для подросткового возраста характерны конфликтные ситуации, вы сами замечаете у себя частые смены настроения, повышенную эмоциональность. Поэтому стремление уйти от конфликтов, чтобы сохранить своё психическое равновесие, естественно. Надо помнить, что конфликты возникают на протяжении всей жизни человека. Конфликт может быть с родителями, сверстниками и даже с самим собой. Часто конфликт рождается из-за неуверенности как со стороны провоцируемого, так и провоцирующего. В большинстве случаев конфликт можно решить без применения силы. Доказывайте свою позицию спокойным, уверенным тоном, предлагайте компромисс. И не надо бояться потерять друзей. Настоящий друг – это тот человек, который тебя поймёт, если ты не прав, всегда поддержит в трудную минуту.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни был в такой ситуации как герой рассказа. Как же противостоять окружающим, когда на тебя давят? Для этого обратимся к несложным правилам. (Слайды № 5-11).
Помните, если вам необходима помощь в сложных ситуациях, вы всегда можете обратиться за ней в кабинет школьного психолога
Запишем в тетради первый урок рассказа Астафьева (Слайд №12):
«Умей говорить «нет», не поддавайся на провокации».
Беседа (продолжается учителем литературы).
- Вернёмся к тексту. Как после этого развлекались ребята на Малой речке?
(Растерзали рыбу «за некрасивый вид», «пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа», он умер.)
- Как вы расцениваете такие поступки?
(Развлечения их были жестокими.)
Какой второй урок рассказа мы запишем в тетради?
«Не будь жестоким» (Слайд № 13).
- Как герой был втянут в тяжкий обман? Почему он это сделал?
(Во-первых, «бес» Санька научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей.)
- Как Санька пользуется тем, что Витя боится раскрытия обмана?
(Санька шантажирует героя, требует своровать у бабушки калачи.)
- Только ли страх пред бабушкой мучит героя? Что чувствует мальчик? Найдите этому подтверждение в тексте.
(Мальчик понимает, что совершил «злодейство», поэтому его мучит совесть. «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?»...)
Чтение по ролям.
- Найдите в тексте эпизод «На рыбалке». Перечитаем его по ролям (стр. 97 от слов «Оттуда, из-за моста…» до слов «Я свалился с яра…»)
Продолжение беседы.
- Как относится к обману Санька? А главный герой?
(Саньке всё ни по чем, он и дальше учит Витю обманывать, а герой отвечает: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!..».) В этом эпизоде Витя сумел сказать «нет» твёрдо и уверенно и Санька отстаёт от него.
-Проследите по тексту, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой с рыбалки (найти предложения и словосочетания, характеризующие состояние главного героя):
(«Но я не хотел домой…», «тоскливо было в кладовке», «стало совсем темно и одиноко». Мучительно тянется осознание вины. Мальчик остаётся один на один с обманом. Витя чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала о произошедшем, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники.)
Обратите внимание - развязка рассказа растянута. И такая особенность композиции не случайна. Как вы думаете, зачем автор намеренно затягивает финал этой истории?
(Виктор Астафьев показывает, как тяжело приходится человеку, совершившему дурной поступок.)
- Можете ли вы назвать эпизод, в котором больше всего ощутимо сожален...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.08.07 | Просмотров: 2761

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!