Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Интегрированный урок (литература + мастерство актера) по теме Уроки взросления, становления личности в рассказе В.Л.Астафьева Конь с розовой гривой
Автор(ы): Орлова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы; Тимофеева Наталья Андреевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: образовательные: - проанализировать проблематику рассказа и выяснить замысел автора развивающие:
- формировать умение анализировать текст художественного произведения
- развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности
воспитательные: - помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев художественного произведения
- подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, честность, долг, совесть
Тип урока: Интегрированный урок (литература, психология, мастерство актёра) с использованием презентации, созданной в программе PowerPoint (Приложение1). Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рисунки учащихся, записи в тетради, карточки с заданием, гитара. Ход урока. Орг. момент. (Доска оформлена рисунками учащихся на тему «Конь с розовой гривой») - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Слово учителя. (Слайд №1 – репродукция В.М.Сидорова «Пора безоблачного неба»). Мы продолжаем работу по произведению Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой». На прошлом уроке мы рассмотрели жизненный уклад в доме семьи дяди Левонтия и Катерины Петровны, бабушки Вити. Обратили внимание на характерные черты членов этих семей, отношение к ним автора. Мы услышали звучание живого народного слова и узнали, почему пряник конём был для героя особенно желанным подарком. На этом занятии мы продолжим анализировать произведение, попробуем выяснить замысел автора, понять, какие жизненные уроки несёт рассказ. Разобраться в себе, задуматься о своих поступках вам поможет психолог школы. Ребята, откройте тетради и запишите тему: «Уроки взросления, становления личности в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». (Слайд №1а). (Звучит музыкальный фрагмент «Сны Татьяны» А.Рыбникова из к/ф. «Шла собака по роялю», ученики записывают тему урока в тетради.) Основная тема многих рассказов Виктора Астафьева – тема взросления. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, изменить его. (Слайд №1б). Эпиграфом к нашему уроку послужат слова песни из к/ф. о подростках: «Взрослым так просто, всё знают они наперёд. Ну, а подросток, пока он ещё подрастёт…» (из к/ф. «Пацаны»). Эта песня ещё прозвучит на нашем уроке. Но уже по этим двум строкам понятно, что взрослеть не просто. Давайте обратимся к рассказу Виктора Астафьева. Беседа. Итак, герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятами, чтобы «трудом своим заработать пряник». (Слайд № 2) - Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы в тексте помогают нам это увидеть? («Левонтьевские орлы» бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились», «заскочили в чей-то огород», «напластали беремя луку-батуна» (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки), «наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали».) - Что мы можем сказать о левонтьевских детях? Какие они? (Они лишены чувства ответственности, легкомысленны, драчливы и эгоистичны) - Сегодня на уроке нам предстоит анализ ряда эпизодов. Вспомните, что мы называем эпизодом в художественном произведении? (Эпизод – это отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.) - Найдите в тексте эпизод сбора ягод. Как противопоставлены в нём главный герой и соседские дети? (Герой рассказа трудится старательно, даже не потому, что ему хочется пряника – он по-другому не умеет. Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды. «Левонтьевские» же хитры, ленивы, к тому же ябеды, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению.) - В этом эпизоде автор, рассказывая о поведении левонтьевских, снова употребляет в тексте значимые глаголы. Какие? («Жрут», «валяются», «подскочил», «пнул», «взвыл», «катаются», «раздавил») - Как вы думаете, зачем автор, говоря о «левонтьевских» ребятах, использует столько глаголов в тексте? (Автор показывает, что они не задумываются над своими поступками, а только действуют, порой очень агрессивно и легкомысленно.) - Как герой оказался в зависимости от Саньки, поможет понять инсценировка, подготовленная вашими одноклассниками на занятиях актёрского мастерства. Инсценировка. (Слайд №3). (диалог Саньки и героя) Автор: Вскоре братья Левонтьевы как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили сходить к Малой речке побрызгаться. Мне тоже хотелось побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому как ещё не набрал полную посудину. Санька: - Бабушки Петровны испугался! Эх ты! Витя: - Зато мне бабушка пряник конём купит! Санька: - Может кобылой? Скажи уж лучше – боишься её, и ещё жадный! Витя: - Я?! Санька: - Ты! Витя: - Жадный? Санька: - Жадный! Витя: - А хочешь, все ягоды съем? Автор: Сказал я это и сразу понял, что попал на уду. Санька: - Слабо! Витя: - Мне слабо? Мне слабо? Автор: Повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву. Витя: - Вот! Ешьте вместе со мной! Автор: Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на всё рукой. Всё равно уж теперь! Слово психолога: - Ребята, как характеризует этот эпизод Саньку и Витю? (Санька провоцирует героя, называя его «жадным». Витя еще слаб характером, он струсил и пошел на поводу у Саньки) Очень часто вы не можете дать отпор, вовремя сказать «нет». Почему? Ребята вашего класса провели опрос среди учащихся 6 – 11 классов и получили следующие результаты. (Слайд № 4). Как мы видим, большой процент принадлежит пунктам «стремимся избежать конфликтов» и «боимся потерять друзей». Это можно объяснить тем, что для подросткового возраста характерны конфликтные ситуации, вы сами замечаете у себя частые смены настроения, повышенную эмоциональность. Поэтому стремление уйти от конфликтов, чтобы сохранить своё психическое равновесие, естественно. Надо помнить, что конфликты возникают на протяжении всей жизни человека. Конфликт может быть с родителями, сверстниками и даже с самим собой. Часто конфликт рождается из-за неуверенности как со стороны провоцируемого, так и провоцирующего. В большинстве случаев конфликт можно решить без применения силы. Доказывайте свою позицию спокойным, уверенным тоном, предлагайте компромисс. И не надо бояться потерять друзей. Настоящий друг – это тот человек, который тебя поймёт, если ты не прав, всегда поддержит в трудную минуту. Каждый из нас хотя бы раз в жизни был в такой ситуации как герой рассказа. Как же противостоять окружающим, когда на тебя давят? Для этого обратимся к несложным правилам. (Слайды № 5-11). Помните, если вам необходима помощь в сложных ситуациях, вы всегда можете обратиться за ней в кабинет школьного психолога Запишем в тетради первый урок рассказа Астафьева (Слайд №12): «Умей говорить «нет», не поддавайся на провокации». Беседа (продолжается учителем литературы). - Вернёмся к тексту. Как после этого развлекались ребята на Малой речке? (Растерзали рыбу «за некрасивый вид», «пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа», он умер.) - Как вы расцениваете такие поступки? (Развлечения их были жестокими.) Какой второй урок рассказа мы запишем в тетради? «Не будь жестоким» (Слайд № 13). - Как герой был втянут в тяжкий обман? Почему он это сделал? (Во-первых, «бес» Санька научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей.) - Как Санька пользуется тем, что Витя боится раскрытия обмана? (Санька шантажирует героя, требует своровать у бабушки калачи.) - Только ли страх пред бабушкой мучит героя? Что чувствует мальчик? Найдите этому подтверждение в тексте. (Мальчик понимает, что совершил «злодейство», поэтому его мучит совесть. «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?»...) Чтение по ролям. - Найдите в тексте эпизод «На рыбалке». Перечитаем его по ролям (стр. 97 от слов «Оттуда, из-за моста…» до слов «Я свалился с яра…») Продолжение беседы. - Как относится к обману Санька? А главный герой? (Саньке всё ни по чем, он и дальше учит Витю обманывать, а герой отвечает: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!..».) В этом эпизоде Витя сумел сказать «нет» твёрдо и уверенно и Санька отстаёт от него. -Проследите по тексту, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой с рыбалки (найти предложения и словосочетания, характеризующие состояние главного героя): («Но я не хотел домой…», «тоскливо было в кладовке», «стало совсем темно и одиноко». Мучительно тянется осознание вины. Мальчик остаётся один на один с обманом. Витя чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала о произошедшем, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники.) Обратите внимание - развязка рассказа растянута. И такая особенность композиции не случайна. Как вы думаете, зачем автор намеренно затягивает финал этой истории? (Виктор Астафьев показывает, как тяжело приходится человеку, совершившему дурной поступок.) - Можете ли вы назвать эпизод, в котором больше всего ощутимо сожален...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.07 | Просмотров: 2934
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|