Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Из опыта внедрения педагогической технологии Выход за пределы в преподавании курса Основы правовых знаний. Потребительское законодательство - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Из опыта внедрения педагогической технологии Выход за пределы в преподавании курса Основы правовых знаний. Потребительское законодательство


Автор(ы): Егорова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Как справедливо утверждает В. П. Беспалько в своей книге «Слагаемые педагогической технологии» (М., 1989), любая деятельность может быть технологией, либо искусством. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось с начала.
Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее запланированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии предполагает, как возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовленности и богатый педагогический опыт, так и возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанных действий учителя и учащихся.
Программа потребительского образования была разработана в 1997 г. и была развернута в некоторых пилотных регионах России, в том числе и в Чувашии. Одними из первых этот предмет начали преподавать в нашей школе. Перед учителями школы стояла задача подбора уже разработанных приемов педагогической техники для успешной деятельности учителя и учащихся в рамках предмета «Основы правовых знаний. Потребительское законодательство».
Цель данного курса в следующем: научить учащихся оперировать экономическими понятиями в повседневной жизни, чтобы они знали и умели отстаивать свои права в сложных потребительских ситуациях.
В соответствии с целью выделяются следующие задачи. Первая – научить учащихся критически относиться к рекламе, торговым агентам, азартным играм и т. д. Вторая – научить разумно принимать решения, думать о том, что более эффективно при тех или иных обстоятельствах. И третья задача курса – научить детей не бояться отстаивать свои права в различных конфликтных ситуациях.
Как и всякий новый предмет, потребительское образование сталкивается с дилеммой: с одной стороны – безграничные возможности для эксперимента в преподавании, с другой – намечающееся общее падение интереса учащихся к учебе. Вот здесь и приходит на помощь педагогическая технология«Выход за пределы» (Гин А. Приемы педагогической техники, М., 1999). Суть этой технологии раскрывается с помощью трех формул.
Формула 1: учитель выходит за рамки учебника. Учитель гармонично вплетает в ткань урока последние события, окружающую действительность и т. д.
Все изменения в законодательстве (в вопросах, касающихся потребительских знаний) обязательно вносятся в предмет, дополняются уже раннее полученные знания и т. д.
Пример. В курсе «Основы правовых знаний. Потребительское законодательство» учащимся даются общие сведения о рекламе, видах рекламы и т.д. И когда 18 октября 2001 года Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О рекламе» был проведен урок – семинар «Что следует изменить в Федеральном законе «О рекламе?». Основные вопросы, которые обсуждалась на уроке, и волнующие всех: почему не действует закон, почему статьи данного закона не соблюдаются, и что следует делать потребителю в случае нарушения его прав?
Другой пример. На уроках объединенных общей темой «Как себя вести…» даются правила поведения потребителя в различных ситуациях. И когда рассматривался вопрос о поведении на железной дороге и в самолете , Правительство РФ утвердило «Новые правила перевозки пассажиров и личного груза граждан железнодорожным транспортом» (апрель 1999 г.), поэтому те сведения, которые давались в учебнике, были дополнены новыми правилами.
Формула 2: учитель выходит за рамки своего курса. Использование на уроке фактов из межпредметных областей помогает учителю показать свою компетентность в иных сферах знаний.
Пример. В ходе изучения темы «Этикетка товара» учащиеся знакомятся с маркировкой, то есть комплексными сведениями о товаре в виде текста и графических символов. И если текст бывает более или менее понятен, то символы обычно не столь известны, и часто нет общепринятых обозначений. Сейчас, когда в прессе и на телевидении активно обсуждается вопрос о генетически модифицированных продуктах, экологических проблемах, вредных пищевых добавках, знание потребителем маркировки становится особенно актуальным. Поэтому на уроках «Основы потребительских знаний» изучаются символы, которые принято ставить на товары в Российской Федерации, а также в других странах мира. Кроме того, рассматриваются последствия использования вредных для организма веществ, особенное внимание уделяется товарам, которыми пользуются дети.
Еще один пример. В разделе «Зеленое потребление» учащиеся составляют рекламные ролики о защите природы, правильной утилизации товаров и упаковки. Среди классов проводится конкурс «Вторая жизнь упаковки», где учащиеся должны создать костюм и аксессуары к нему из вторичного сырья, написать рекламный слоган.
Формула 3: учитель демонстрирует знания молодежной субкультуры. Учитель вплетает в урок имена известных рок - музыкантов, сюжеты из культовых молодежных фильмов, что приводит к восторгу и признательности со стороны учеников.
Использование рекламы – это пример демонстрации знаний молодежной субкультуры. В ходе изучения темы «Реклама» даются общие сведения о рекламе: что такое реклама, что такое рекламная компания, кто отвечает за качество рекламной информации и т. д. Кроме того, рассматриваются и вопросы государственного и общественного регулирования рекламы. Отношение учеников к данной теме неоднозначное, противоречивое, так как реклама на телевидении для многих является раздражающим фактором. Поэтому в качестве практической р...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1165

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340