Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Интегрированный урок (литература + музыка) по теме Любви и звуков торжество


Автор(ы): Патрушева Наталья Павловна, учитель русского языка и литературы; Тарасова Наталья Петровна, учитель музыки и культурологии

Цели урока: показать взаимосвязь литературы и музыки, раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музыкальной интерпретации.
Задачи урока:
Воспитание любви и интереса к разным видам искусства: музыке и литературе.
Развитие у учащихся способности глубокого проникновения в нравственно-эстетическую сущность музыки на основе прочувствованного и продуманного восприятия.
Формирование музыкального мышления учащихся на основе изучения закономерностей музыкального искусства, его интонационной природы, связью с литературным и жизненным опытом.
Тип урока:
обобщающий изучение названных произведений на уроках музыки и литературы.
Вид урока: урок – беседа.
Учебные средства: записи на доске, репродукции портретов У. Шекспира и композиторов Ш.Гуно, Г.Берлиоза, Д.Россини, П.И.Чайковского, М.Балакирева, С.Прокофьева, различный иллюстративный материал, звуковоспроизводящее устройство, увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта», тексты трагедии У.Шекспира у учащихся, листы для заполнения итоговой таблицы (приложение 1),словарь эмоций и чувств (приложение 2).
Ход урока.
I.Организационный момент.
Учитель литературы:
Здравствуйте, ребята, сегодня нас ждёт необычный урок. Встреча с уже изученным произведением может быть неожиданной, если его восприятие обогатить другими видами искусства.
(На оформленной репродукциями доске записаны дата проведения урока, тема урока, эпиграфы).
Эпиграфы к уроку.

«Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет!
В нём всё как будто предназначено для музыки!

Гектор Берлиоз
Любовь сильнее смерти и страха смерти,
только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С. Тургенев

II.Актуализация знаний по литературе.
Учитель литературы (У.Л.):
Итак, давайте вспомним, какое произведение последнее время владело нашими умами и сердцами.
Ученики: Произведение «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.
Учитель музыки (У.М.): История любви главных героев этой пьесы не могла не пленять представителей разных видов искусств, но именно в музыке мы наиболее часто встречаем сюжет трагедии У. Шекспира. Подтверждением этого являются слова талантливого композитора Гектора Берлиоза: «Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет! В нём всё как будто предназначено для музыки!..»
III. Подача нового материала по музыке.
У.М.:
Любовь Ромео и Джульетты живёт в музыке прошлых времен и наших дней. Сменяются века, а люди не оставляют попыток выразить в звуках ее трагическую радость. Ещё в XVIII веке композиторы и музыканты Германии, Италии и Франции посвящали свои произведения двум веронским влюблённым. Но каждый использовал для раскрытия этой темы различные музыкальные жанры: симфонию, оперу, сюиту. Это были композиторы, чье мировоззрение было близко мировоззрению Шекспира.
У.Л.:
Великий драматург и гуманист эпохи Просвещения считал, что любовь превыше всего.
Кто под звездой счастливою рождён –
Гордится славой, титулом и властью.
А я судьбой скромнее награждён,
И для меня любовь - источник счастья
, -
провозглашает он в Сонете № 25, раскрывая свою душу.
У.М.: Именно музыка влияет на душу человека, она словно умножает наши духовные силы. И когда мы слышим чистые, пленительные звуки, нам кажется, что мы вот-вот проникнем в тайны бытия.
Так в один из летних дней 1869 года, во время прогулки в компании Чайковского и его друга, преподавателя музыкальных классов Кашкина, известный русский композитор Балакирев высказал плодотворную мысль: «Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно-трагическую историю, историю победы любви над смертью».
У. Л.:
Именно увертюра – фантазия Чайковского явилась истинным шедевром музыкального искусства, в основе которого лежит великая трагедия Шекспира. Работая над своим произведением, Чайковский писал: «И все равно истинная любовь сильнее всего: сильнее ненависти, сильнее самой смерть… И я покажу, я обязательно покажу, что на свете существует именно такая любовь». Таким образом, идея создания увертюры П.И.Чайковского соответствовала идее великого произведения У.Шекспира.
У.М.:Шекспировский сюжет захватил композитора, и в конце жизни Чайковский задумал написать по нему большую оперу, но этот замысел так и остался неосуществлённым. Композитор создал только музыкальную зарисовку - вокальный дуэт Ромео и Джульетты. А знаменитая увертюра-фантазия впервые была исполнена 4 марта 1870 года в Москве. В течение жизни Чайковский трижды обращался к правке ее партитуры. Последняя редакция увертюры прозвучала в 1886 году в Тифлисе.
IV.Работа по музыкальным отрывкам увертюры, чтению трагедии и заполнению таблицы.
Учитель музыки:
Обратимся к увертюре – фантазии П. И. Чайковского. Это произведение, как и все увертюры, написано в сонатной форме. В чем особенность этой формы?
Ученики:
Сонатная форма основана на контрасте двух тем: главной и побочной.
У.Л.:
Каковы основные темы трагедии?
Ученики:Любовь Ромео и Джульетты и вражда двух семей Монтекки и Капулетти.
У.М.:
Чайковский, работая над увертюрой, сохранил взаимодействие двух этих тем, но вывел их на новый уровень развития. Как вы предполагаете, какой должна быть музыка каждой из тем?
Ученики:
(ожидаемый результат)
Тема Вражды – музыка резкая, громкая, напористая.
Тема Любви - музыка нежная, светлая, плавная, мягкая.
У.Л.:Давайте вспомним, с чего начинается сюжет трагедии Шекспира?
Ученики:
(ожидаемый результат) С экспозиции трагедии.
У.Л.:
Какова основная тема экспозиции, что в ней происходит?
Ученики:
(ожидаемый результат - пересказ содержания).
Работа с книгой.
У.М.:
Давайте вспомним, с чего начинается увертюра – фантазия?
Ученики:
Со вступления.
У.М.:
Чайковский во вступлении разрабатывает новую тему, и при прослушивании музыкального отрывка вы должны ее определить, какому герою трагедии она близка.
Слушаем: Вступление.
У.М.:
Какова же музыка вступления, какие впечатления она вызвала у вас? Используя «Словарь эмоциональных терминов», запишите в таблицу ваши впечатления от прослушанной музыки.
Работа с таблицей
(приложение 1).
Ученики:
(ожидаемый результат) Неторопливая, суровая, сосредоточенная, сумрачная (записывают в таблицу).
У.М.: Что напоминает вам эта музыка? Может быть, она похожа на звучание какого-нибудь инструмента?
Ученики:
(ожидаемый результат) Она напоминает звучание органа в католической церкви.
У. Л.: Как вы думаете, чей литературный образ трагедии передает эта музыка?
Ученики: (ожидаемый результат) Образ монаха Лоренцо. Именно он соединяет двух влюбленных.
Учитель литературы:
Каким предстает монах Лоренцо в литературном источнике.
Работа с книгой.
У.М.:
Вернемся к музыке. Какая следующая часть сонатной формы?
Ученики:
(ожидаемый результат) Экспозиция.
У.М.:
Экспозиция – это показ двух тем: главной и побочной. Пользуясь словарем «Эмоциональных терминов», запишите свои впечатления от музыки, которую вы сейчас прослушаете, в таблицу.
Слушаем: Экспозиция. Работа с таблицей(приложение 1).
У.М.:
Какие темы вы услышали в экспозиции?
Ученики:
(ожидаемый результат) Главная – образ Вражды – характеристика двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти (музыка резкая, взволнованная, драматичная, стремительная). И побочная – образ Любви Ромео и Джульетты (музыка нежная, плавная, мягкая).
У.Л.:
А где впервые сталкиваются Вражда и Любовь?
Найдите в литературном источнике характерное описание, где происходит завязка событий.
Работа с книгой.
У.Л.:
Экспозиция в музыке соответствует завязке в литературе.
У.М.:
А чему соответствует развитие действия в увертюре?
Ученики:
(ожидаемый результат) Разработке.
У.М.:
Здесь происходит столкновение двух тем – темы борьбы Добра и Зла, Любви и Вражды. Используя ваши словари, запишите музыкальные характеристики этих тем. Какие ассоциации, переживания, чувства побуждает прослушивание музыкального фрагмента?
Слушаем: Разработка. Работа с таблицей
(приложение 1).
Дети:
(ожидаемый результат) Господствует главная тема – образ Вражды. Она становится еще мрачнее и тревожнее. Это образ тех злых сил, которые привели к гибели Меркуцио, Ромео и Джульетты.
У.М.:
А есть ли в разработке тема Любви?
Ученики:
(ожидаемый результат) Нет, эта тема не звучала в отрывке, но есть тема монаха Лоренцо. Его хоральная мелодия звучит угрожающе и зловеще. Она сближается с темой Вражды.
У.М.:
Как вы думаете, почему не звучит тема Любви?
Ученики: (ожидаемый результат) Тема Любви не звучит, потому что Ромео и Джульетта любят друг друга втайне от всех. И эта тайна приводит к трагедии.
У.Л.: К каким последствиям ведёт тайность бракосочетания влюбленных?
Ученики: (ожидаемый результат) Убийству Меркуцио, изгнанию Ромео, греху Лоренцо, самоубийствам Джульетты и Ромео.
У.М.: Все это отражено в следующей части сонатной формы – репризе. Это кульминация всего произведения. Запишите в таблицу свои впечатления...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.08.10 | Просмотров: 2999

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!