Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Интегрированный урок (литература + музыка) по теме Любви и звуков торжество
Автор(ы): Патрушева Наталья Павловна, учитель русского языка и литературы; Тарасова Наталья Петровна, учитель музыки и культурологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: показать взаимосвязь литературы и музыки, раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музыкальной интерпретации. Задачи урока: Воспитание любви и интереса к разным видам искусства: музыке и литературе. Развитие у учащихся способности глубокого проникновения в нравственно-эстетическую сущность музыки на основе прочувствованного и продуманного восприятия. Формирование музыкального мышления учащихся на основе изучения закономерностей музыкального искусства, его интонационной природы, связью с литературным и жизненным опытом. Тип урока: обобщающий изучение названных произведений на уроках музыки и литературы. Вид урока: урок – беседа. Учебные средства: записи на доске, репродукции портретов У. Шекспира и композиторов Ш.Гуно, Г.Берлиоза, Д.Россини, П.И.Чайковского, М.Балакирева, С.Прокофьева, различный иллюстративный материал, звуковоспроизводящее устройство, увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта», тексты трагедии У.Шекспира у учащихся, листы для заполнения итоговой таблицы (приложение 1),словарь эмоций и чувств (приложение 2). Ход урока. I.Организационный момент. Учитель литературы: Здравствуйте, ребята, сегодня нас ждёт необычный урок. Встреча с уже изученным произведением может быть неожиданной, если его восприятие обогатить другими видами искусства. (На оформленной репродукциями доске записаны дата проведения урока, тема урока, эпиграфы). Эпиграфы к уроку. «Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет! В нём всё как будто предназначено для музыки! Гектор Берлиоз Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь. И.С. Тургенев II.Актуализация знаний по литературе. Учитель литературы (У.Л.): Итак, давайте вспомним, какое произведение последнее время владело нашими умами и сердцами. Ученики: Произведение «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира. Учитель музыки (У.М.): История любви главных героев этой пьесы не могла не пленять представителей разных видов искусств, но именно в музыке мы наиболее часто встречаем сюжет трагедии У. Шекспира. Подтверждением этого являются слова талантливого композитора Гектора Берлиоза: «Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет! В нём всё как будто предназначено для музыки!..» III. Подача нового материала по музыке. У.М.:Любовь Ромео и Джульетты живёт в музыке прошлых времен и наших дней. Сменяются века, а люди не оставляют попыток выразить в звуках ее трагическую радость. Ещё в XVIII веке композиторы и музыканты Германии, Италии и Франции посвящали свои произведения двум веронским влюблённым. Но каждый использовал для раскрытия этой темы различные музыкальные жанры: симфонию, оперу, сюиту. Это были композиторы, чье мировоззрение было близко мировоззрению Шекспира. У.Л.: Великий драматург и гуманист эпохи Просвещения считал, что любовь превыше всего. Кто под звездой счастливою рождён – Гордится славой, титулом и властью. А я судьбой скромнее награждён, И для меня любовь - источник счастья, - провозглашает он в Сонете № 25, раскрывая свою душу. У.М.: Именно музыка влияет на душу человека, она словно умножает наши духовные силы. И когда мы слышим чистые, пленительные звуки, нам кажется, что мы вот-вот проникнем в тайны бытия. Так в один из летних дней 1869 года, во время прогулки в компании Чайковского и его друга, преподавателя музыкальных классов Кашкина, известный русский композитор Балакирев высказал плодотворную мысль: «Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно-трагическую историю, историю победы любви над смертью». У. Л.: Именно увертюра – фантазия Чайковского явилась истинным шедевром музыкального искусства, в основе которого лежит великая трагедия Шекспира. Работая над своим произведением, Чайковский писал: «И все равно истинная любовь сильнее всего: сильнее ненависти, сильнее самой смерть… И я покажу, я обязательно покажу, что на свете существует именно такая любовь». Таким образом, идея создания увертюры П.И.Чайковского соответствовала идее великого произведения У.Шекспира. У.М.:Шекспировский сюжет захватил композитора, и в конце жизни Чайковский задумал написать по нему большую оперу, но этот замысел так и остался неосуществлённым. Композитор создал только музыкальную зарисовку - вокальный дуэт Ромео и Джульетты. А знаменитая увертюра-фантазия впервые была исполнена 4 марта 1870 года в Москве. В течение жизни Чайковский трижды обращался к правке ее партитуры. Последняя редакция увертюры прозвучала в 1886 году в Тифлисе. IV.Работа по музыкальным отрывкам увертюры, чтению трагедии и заполнению таблицы. Учитель музыки:Обратимся к увертюре – фантазии П. И. Чайковского. Это произведение, как и все увертюры, написано в сонатной форме. В чем особенность этой формы? Ученики:Сонатная форма основана на контрасте двух тем: главной и побочной. У.Л.: Каковы основные темы трагедии? Ученики:Любовь Ромео и Джульетты и вражда двух семей Монтекки и Капулетти. У.М.:Чайковский, работая над увертюрой, сохранил взаимодействие двух этих тем, но вывел их на новый уровень развития. Как вы предполагаете, какой должна быть музыка каждой из тем? Ученики: (ожидаемый результат) Тема Вражды – музыка резкая, громкая, напористая. Тема Любви - музыка нежная, светлая, плавная, мягкая. У.Л.:Давайте вспомним, с чего начинается сюжет трагедии Шекспира? Ученики: (ожидаемый результат) С экспозиции трагедии. У.Л.:Какова основная тема экспозиции, что в ней происходит? Ученики: (ожидаемый результат - пересказ содержания). Работа с книгой. У.М.:Давайте вспомним, с чего начинается увертюра – фантазия? Ученики:Со вступления. У.М.:Чайковский во вступлении разрабатывает новую тему, и при прослушивании музыкального отрывка вы должны ее определить, какому герою трагедии она близка. Слушаем: Вступление. У.М.: Какова же музыка вступления, какие впечатления она вызвала у вас? Используя «Словарь эмоциональных терминов», запишите в таблицу ваши впечатления от прослушанной музыки. Работа с таблицей(приложение 1). Ученики: (ожидаемый результат) Неторопливая, суровая, сосредоточенная, сумрачная (записывают в таблицу). У.М.: Что напоминает вам эта музыка? Может быть, она похожа на звучание какого-нибудь инструмента? Ученики: (ожидаемый результат) Она напоминает звучание органа в католической церкви. У. Л.: Как вы думаете, чей литературный образ трагедии передает эта музыка? Ученики: (ожидаемый результат) Образ монаха Лоренцо. Именно он соединяет двух влюбленных. Учитель литературы: Каким предстает монах Лоренцо в литературном источнике. Работа с книгой. У.М.: Вернемся к музыке. Какая следующая часть сонатной формы? Ученики: (ожидаемый результат) Экспозиция. У.М.: Экспозиция – это показ двух тем: главной и побочной. Пользуясь словарем «Эмоциональных терминов», запишите свои впечатления от музыки, которую вы сейчас прослушаете, в таблицу. Слушаем: Экспозиция. Работа с таблицей(приложение 1). У.М.: Какие темы вы услышали в экспозиции? Ученики: (ожидаемый результат) Главная – образ Вражды – характеристика двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти (музыка резкая, взволнованная, драматичная, стремительная). И побочная – образ Любви Ромео и Джульетты (музыка нежная, плавная, мягкая). У.Л.: А где впервые сталкиваются Вражда и Любовь? Найдите в литературном источнике характерное описание, где происходит завязка событий. Работа с книгой. У.Л.: Экспозиция в музыке соответствует завязке в литературе. У.М.: А чему соответствует развитие действия в увертюре? Ученики: (ожидаемый результат) Разработке. У.М.: Здесь происходит столкновение двух тем – темы борьбы Добра и Зла, Любви и Вражды. Используя ваши словари, запишите музыкальные характеристики этих тем. Какие ассоциации, переживания, чувства побуждает прослушивание музыкального фрагмента? Слушаем: Разработка. Работа с таблицей(приложение 1). Дети: (ожидаемый результат) Господствует главная тема – образ Вражды. Она становится еще мрачнее и тревожнее. Это образ тех злых сил, которые привели к гибели Меркуцио, Ромео и Джульетты. У.М.: А есть ли в разработке тема Любви? Ученики: (ожидаемый результат) Нет, эта тема не звучала в отрывке, но есть тема монаха Лоренцо. Его хоральная мелодия звучит угрожающе и зловеще. Она сближается с темой Вражды. У.М.: Как вы думаете, почему не звучит тема Любви? Ученики: (ожидаемый результат) Тема Любви не звучит, потому что Ромео и Джульетта любят друг друга втайне от всех. И эта тайна приводит к трагедии. У.Л.: К каким последствиям ведёт тайность бракосочетания влюбленных? Ученики: (ожидаемый результат) Убийству Меркуцио, изгнанию Ромео, греху Лоренцо, самоубийствам Джульетты и Ромео. У.М.: Все это отражено в следующей части сонатной формы – репризе. Это кульминация всего произведения. Запишите в таблицу свои впечатления...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.10 | Просмотров: 3050
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|