Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (литература + психология) Конфликт поколений ( по роману И.С. Тургенева Отцы и дети) - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Интегрированный урок (литература + психология) Конфликт поколений ( по роману И.С. Тургенева Отцы и дети)


Автор(ы): Лежнева Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы; Смирнова Зоя Владимировна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока:
  1. Проанализировать эпизод спора Базарова и Павла Петровича.
  2. Выяснить, что может привести к конфликту между людьми.
  3. Выявить сильные и слабые стороны конфликта.
  4. Научиться выходить из конфликтной ситуации.
Ход урока.
Учитель. Наш сегодняшний урок необычный, это интегрированный урок, объединяющий два предмета – литературу и психологию. Разговор на уроке будет посвящен вопросу отношений между отцами и детьми.
Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой.
Эту проблему - конфликт поколений - мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;
выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить сильные и слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной ситуации.

На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа И.С.Тургенева - Н.П. Кирсановым, П.П. Кирсановым, Е.Базаровым. Совершенно разные по своим взглядам, они живут в одно время, сталкиваются друг с другом, стремятся отстоять свои принципы и привычки.
- Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П. Кирсановых?
/Оба сына должны были пойти по военной стезе. Николай Петрович не стал военным, он закончил университет, увлекается искусством и литературой. В философии и литературе тогда сосредоточивалась духовная жизнь русского общества. Революция во Франции, произошедшая в 1848 году, не позволила Николаю Петровичу уехать за границу. Он поселился в деревне со своей женой, жил с ней душа в душу, воспитывал сына, пережил страшное событие – смерть жены. Оправившись, Николай Петрович принялся за преобразования в хозяйстве.
Николай Петрович – дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры.
Павел Петрович – человек с другой судьбой. Он стал военным, но любовь к княгине Р и уход в отставку не позволили ему стать генерал-адъютантом./
Итак, страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов». Николай Петровичи Павел Петрович– это хранители старых традиций, привычных устоев жизни.
Психолог. В жизни этих людей все размеренно, все определено. Так и в современной семье жизнь родителей идет по определенному сценарию: получили образование, устроились на работу, создали семью, появились дети… И каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а что плохо.
Учитель. И вот в доме Кирсановых появляется новый человек - Евгений Базаров, друг Аркадия, сына Н.П.Кирсанова.
- Кто он, Базаров? Что вы знаете о нем?
/Базаров – сын дивизионного лекаря, занимается естественными науками и медициной./
- Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика Базарова. Найдите в тексте описание Базарова. [1]
Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим внешним видом.
Психолог. - А если бы вы увидели человека в таком обличии, какую характеристику вы дадите ему? /высказывания учащихся/
- Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./
-А как современные подростки демонстрируют свою независимость перед взрослыми? /высказывания учащихся/
-Какую реакцию это вызывает у взрослых? /Негативную./
Учитель. Вызвать критическое отношение к герою – было главной задачей писателя. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста.
Прочитаем эту сцену [2].
- Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /Оба брата растеряны. Ведь слово нигилист от латинского «ничего» и переводится как отрицатель, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и ничего не признает на веру/
- Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова? /Нет/.
- А как об этом говорит Тургенев? - /Павел Петрович поднял на воздух нож с маслом и остался неподвижен. Николай Петрович пытается объяснить значение слова нигилист. Павел Петрович иронизирует по поводу воззрений Базарова, но каждый раз разговор между героями заканчивается спором/.
Итак, Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения.
-Как относился Павел Петрович к Базарову? /Павел Петрович всей душой возненавидел Базарова/
- А Николай Петрович? [3] /Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но охотно его слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия/
-А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову? Зачитайте текст.
/Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его песенка спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу посерьезней, например, «Материя и сила»/
Психолог. - Понимает ли Базаров интересы Николая Петровича? /ответы учащихся/
-Почему он называет поэзию А.С.Пушкина «ерундой»? /Она ему неинтересна. Увлечения у всех разные, и это часто является причиной непонимания интересов другого человека./
Учитель. - Во всем ли Николай Петрович согласен с Павлом Петровичем, давая оценку Базарову? Ведь Николай Петрович охотно слушал Базарова, сам присутствовал при опытах, которые проводил молодой естествоиспытатель. Николай Петрович несколько лет жил в Петербурге, стремясь не отставать от сына. Найдите в тексте высказывание Николая Петровича о Базарове [4] /Николай Петрович: «Может быть, Б. и прав, но мне одно больно: я надеялся теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, а он ушел вперед и понять мы друг друга не можем»./
Психолог. Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.
-А что такое конфликт? Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов.
Николай Петрович понимает, что молодое поколение имеет другие взгляды на общественно-политическую жизнь, на литературу, искусство, поэтому в спорах он не принимает участия, молчит, слушает, болезненно взглядывает на Аркадия.
Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам.
Учитель. В 10 главе происходит столкновение между Базаровым и Павлом Петровичем. Прочитаем эту сцену. [5]
-Задели ли Павла Петровича слова Базарова об аристократах? Конечно! Зачитайте, как автор характеризует героев в эту минуту? /«Павла Петровича задрожали губы, он побледнел. Базаров был спокоен»!/
- Обратите внимание, как построен спор! «Спорящие не стремятся к истине. Весь спор построен по принципу «общих» и «противоположных мест». Базаров полагает, что русское дворянство уже не способно играть передовую общественную роль. Для него мысль Павла Петровича – ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.08.11 | Просмотров: 3789

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340