Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Развитие воображения – центрального психологического новообразования старших дошкольников
Автор(ы): Поначева Любовь Ивановна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Воображение как высший познавательный процесс. Согласно периодизации психического развития ребенка, предложенной Л.С. Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение. Воображение - это психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств, путем проведения имеющихся у человека знаний в новое /по А.В. Петровскому/. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Таким образом, одна и та же задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи, однако в данном случае пути решения проблемы недостаточно точны и в этом ограниченность воображения. Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображения, если говорить о его механизмах: - преобразование представлений;
- создание новых образов на основе имеющихся (отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях).
Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах: - агглютинация - соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
- гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
- заострение - подчеркивание каких-либо из признаков;
- типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Воображение по степени выраженности активности бывает пассивное и активное. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, как ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Преднамеренное пассивное воображение создает образы /грезы/, не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение - создание нового оригинального и синтез накопленных человеком знаний. Оно предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Наполнение воссоздающего воображения происходит через привлечение различных знаковых систем: словесной, числовой, графической и других. Такой вид воображения имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой, внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего, т.е. в мечтании. Мечта - необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным. 2. Воображение - необходимый компонент творческой деятельности дошкольника. Без воображения не может обойтись никакой вид творческой деятельности. Появление зачатков воображения относится к концу раннего возраста, приблизительно к 3 годам. О возникновении воображения свидетельствует игра, появление предметов заместителей. Ребенок начинает замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Следовательно, воображение неразрывно связано с деятельностью и прошлым опытом. Поэтому чем младше ребенок, тем беднее, схематичнее, однообразнее образы воображения. Итак, необходимо отметить, что: - развитие воображения связано с развитием знаний, усложнением опыта;
- с развитием речи;
- с развитием знаково-символической функции сознания;
- с предметной средой.
Для развития творчества важна не сама по себе среда, а то, как ее воспринимает ребенок, как ее преподносят ему. Предметную среду необходимо рассматривать в свете тех условий и того пространства, которые дают детям возможность воображать, придумывать, творить. 3. Формы связи между способностью воображения и действительностью дошкольника. Реализм воображения детей имеет большое значение для решения задачи формирования активного воображения. Л.С.Выготский предупреждает, что деятельность воображения ребенка почти никогда не возникает сама, без помощи, подсказки и участия старших в семье или в детском саду, поэтому одни и те же дети с одним взрослым показывают чудеса фантазии, а с другим - скудность. Иными словами, человек, который руководит этим процессом и направляет его, должен быть творческой личностью. Л.С. Выготский выделил 4 формы связи между способностью воображения и действительностью. Первая форма. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. "Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение". Педагогический вывод заключается в необходимости расширить опыт ребенка. Поэтому, чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше усвоил, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения. Вторая форма. Это более сложная связь "между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности". Комбинируя уже созданные историками, писателями художественные образы с собственным жизненным опытом, человек создает новые картины. Третья форма. Фаза-эмоциональная связь действительности с воображением. Эта связь проявляется двойным образом. Всякое чувство стремится воплотиться в определенные образы, т.е. эмоции, как бы подбирают себе соответствующие впечатления, мысли и образы. Впечатления, которые реально не имеют никакой связи, могут объединиться на основе общего эмоционального сходства, нашим настроением. Однако, существует еще и обратная связь воображения с эмоцией, когда образы воображения порождают чувства. Образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг, являются для ребенка действительными, реальными переживаниями. Четвёртая форма. Тесно связана с предыдущей, но существенно отличается от нее тем, что построения фантазии могут представлять из себя нечто существующему предмету. Будучи воплощено человеком, сделавшись вещью, это новое начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи и на людей. "Такое воображение становится действительностью. Прежде всего, это любые технические приспособления, машины, инструменты, образы - символы, вещи создаются многими поколениями людей, становясь кристаллизированной фантазией народа. Они передаются из поколения в поколение, совершенствуются. 4. Характеристика образов воображения. Воображение старшего дошкольника еще слабо развито и носит пассивный, воссоздающий характер, возникают бессознательно поставленные цели. Существенные изменения в развитии воображения происходят в дошкольный период. С дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется произвольное воображение. Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого и в сюжетно-ролевой игре. Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд и др.). Целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов возрастают от младшего к старшему дошкольному возрасту (Т.А. Репина, А.П. Усова и др.). Высокий уровень эмоциональной окрашенности образов детского воображения проявляется в творческих играх, особенно в рисунках, стихах, сказках дошкольников. 5. Индивидуальные особенности воображения дошкольника. Воображение дошколь...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.13 | Просмотров: 1426
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|