Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Открытый урок в 9-м классе Миграция населения - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Открытый урок в 9-м классе Миграция населения


Автор(ы): Дикарева Ирина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры общей биологии, теории и методики обучения


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
(Составлен по материалам УМК по географии: учебник Дронов В.П. и др. География России. Население и хозяйство. 9 кл. Шестой урок в разделе “Общая часть курса”, четвертый урок в теме “Население России”, § 7)
Тема. Миграции населения.
Тип урока:
комбинированный.
Вид (форма проведения) урока: традиционный урок.
Используемые технологии (методики): технология применения опорных схем.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Цели: 1.Образовательные:
    • сформировать представление о миграционных потоках в России;
    • изучить особенности перемещения населения по территории России;
    • ввести понятие “миграция”, рассмотреть виды миграций;
    • ввести и добиться овладения понятиями “эмиграция”, “иммиграция”, “беженец”, “вынужденный переселенец”, “репатриация”, умения различать и характеризовать их на примерах;
    • выявить и способствовать усвоению учащимися содержания проблем, возникающих при активной миграции и наметить пути их решения.
2. Развивающие:
    • развивать умения и навыки работы с картами, статистическим материалом, приемы “сворачивания информации” и составления опорных схем.
3. Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, воспитывать толерантное отношение к представителям различных национальностей и вероисповедания, любовь к родине, стремление реализовать свои способности в России.
Оснащение урока:
Доска: используется для составления учителем рабочих схем, для размещения карт и таблиц (Политико-административная и физическая карты России), стрелки для составления картосхемы.
Дидактический раздаточный материал: статистические данные.
УМК: учебник, карты атласа (политико-административная), рис.12 (с.35), рис.13 (с.41), рис.14, 15 (с. 42-43) учебника и таблица 12 (с. 40) учебника.
План урока
I. Оргмомент (1 – 2 мин).
II. Актуализация и контроль знаний (10 – 12 мин).

Целевая установка: проверить уровень усвоения знаний по теме “Национальный состав населения России”.
1) Фронтальный экспресс-опрос по цепочке.
2) Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам
II. Изучение нового материала (15-18 мин)
Целевая установка: выяснить значение термина “миграция” и научиться определять виды миграции
Проводится на основе составления схемы “Виды миграции”
III. Закрепление изученного материала (5 мин).
Целевая установка: тренировка в определении видов миграции.
IV. Обобщение, итог урока (5 мин).
Целевая установка: провести обобщение изученного материала.
V. Домашнее задание (3 мин).
Целевая установка: инструктаж по выполнению домашнего задания.

Ход урока

I. Оргмомент (1 – 2 мин).

  • приветствие;
  • сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация и контроль знаний (10 – 12 мин).

Целевая установка: проверить уровень усвоения знаний по теме “Национальный состав населения России”.
1. Фронтальный экспресс-опрос (за правильный ответ выдается жетон; по количеству жетонов выставляется отметка: 8 жетонов – “5”, 6 жетонов – “4”):
  1. Какова численность населения России на 1 января 2008г?
  2. Какое место в мире занимает Россия по численности населения? Назовите страны, которым Россия уступает по численности населения.
  3. Как изменяется численность населения России? Почему?
  4. Что называют естественным приростом населения?
  5. В чем разница между абсолютным и относительным естественным приростом населения?
  6. Что такое демографический кризис?
  7. Каковы причины демографических кризисов? Пример?
  8. Что такое естественное движение населения?
  9. Объясните понятие “демографические ножницы”.
  10. Что называют рождаемостью?
  11. Что такое смертность?
  12. Какая диаграмма позволяет получить сведения о поло-возрастной структуре населения?
  13. Почему Россию называют многонациональным государством?
  14. Какое определение вы дадите понятию “народ”?
  15. В чем разница между понятиями “нация”, “племя”, “народность”, “народ”?
  16. Сколько республик в Российской Федерации?
  17. По какому принципу Россия разделена на федеративные единицы?
  18. Назовите языковые семьи на территории страны.
  19. Какая языковая семья самая многонациональная?
  20. Назовите самый многочисленный народ России. К какой языковой семье он относится?
  21. Сформулируйте определение понятия “титульный народ”.
  22. Назовите, пользуясь табл. 17 на с.37 учебника, республики с преобладанием титульного народа. Назовите республики России с преобладанием русского населения.
  23. Почему происходит постепенное уменьшение коренного населения в национальных образованиях?
  24. Какие религии распространены на территории России?
  25. Какова особенность этногеографического положения России?
  26. 2. Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам – работа с атласом
    Карточка 1
    1.Где на территории России распространены местные традиционные верования?
    2.Приведите примеры народов России, которые являются приверженцами местных традиционных верований.
    3.К какой языковой семье относятся эти народы?
    Карточка 2
    1.Где на территории России проживают буддисты – ламаисты? Почему в этих районах?
    2.Определите, какие народы России являются приверженцами религиозных учений Будды и Ламы (буддисты-ламаисты).
    3.К какой языковой семье относятся эти народы?

II. Изучение нового материала (15-18 мин)

Целевая установка: выяснить значение термина “миграция” и научиться определять виды миграции
Проводится на основе составления схемы “Виды миграции”
1. Причины миграции – составление схемы.

2. Виды и особенности миграций – составление схемы “Миграции”
  • при изучении депортации – работа с учебником (с.35, рис.12);
  • при изуче...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.08.13 | Просмотров: 2517

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340