Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Открытый урок в 9-м классе Миграция населения
Автор(ы): Дикарева Ирина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры общей биологии, теории и методики обучения
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
(Составлен по материалам УМК по географии: учебник Дронов В.П. и др. География России. Население и хозяйство. 9 кл. Шестой урок в разделе “Общая часть курса”, четвертый урок в теме “Население России”, § 7) Тема. Миграции населения. Тип урока: комбинированный. Вид (форма проведения) урока: традиционный урок. Используемые технологии (методики): технология применения опорных схем. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный. Цели: 1.Образовательные: - сформировать представление о миграционных потоках в России;
- изучить особенности перемещения населения по территории России;
- ввести понятие “миграция”, рассмотреть виды миграций;
- ввести и добиться овладения понятиями “эмиграция”, “иммиграция”, “беженец”, “вынужденный переселенец”, “репатриация”, умения различать и характеризовать их на примерах;
- выявить и способствовать усвоению учащимися содержания проблем, возникающих при активной миграции и наметить пути их решения.
2. Развивающие: - развивать умения и навыки работы с картами, статистическим материалом, приемы “сворачивания информации” и составления опорных схем.
3. Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, воспитывать толерантное отношение к представителям различных национальностей и вероисповедания, любовь к родине, стремление реализовать свои способности в России. Оснащение урока: Доска: используется для составления учителем рабочих схем, для размещения карт и таблиц (Политико-административная и физическая карты России), стрелки для составления картосхемы. Дидактический раздаточный материал: статистические данные. УМК: учебник, карты атласа (политико-административная), рис.12 (с.35), рис.13 (с.41), рис.14, 15 (с. 42-43) учебника и таблица 12 (с. 40) учебника. План урока I. Оргмомент (1 – 2 мин). II. Актуализация и контроль знаний (10 – 12 мин). Целевая установка: проверить уровень усвоения знаний по теме “Национальный состав населения России”. 1) Фронтальный экспресс-опрос по цепочке. 2) Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам II. Изучение нового материала (15-18 мин) Целевая установка: выяснить значение термина “миграция” и научиться определять виды миграции Проводится на основе составления схемы “Виды миграции” III. Закрепление изученного материала (5 мин). Целевая установка: тренировка в определении видов миграции. IV. Обобщение, итог урока (5 мин). Целевая установка: провести обобщение изученного материала. V. Домашнее задание (3 мин). Целевая установка: инструктаж по выполнению домашнего задания. Ход урока I. Оргмомент (1 – 2 мин). приветствие; сообщение темы и цели урока. II. Актуализация и контроль знаний (10 – 12 мин). Целевая установка: проверить уровень усвоения знаний по теме “Национальный состав населения России”. 1. Фронтальный экспресс-опрос (за правильный ответ выдается жетон; по количеству жетонов выставляется отметка: 8 жетонов – “5”, 6 жетонов – “4”): - Какова численность населения России на 1 января 2008г?
- Какое место в мире занимает Россия по численности населения? Назовите страны, которым Россия уступает по численности населения.
- Как изменяется численность населения России? Почему?
- Что называют естественным приростом населения?
- В чем разница между абсолютным и относительным естественным приростом населения?
- Что такое демографический кризис?
- Каковы причины демографических кризисов? Пример?
- Что такое естественное движение населения?
- Объясните понятие “демографические ножницы”.
- Что называют рождаемостью?
- Что такое смертность?
- Какая диаграмма позволяет получить сведения о поло-возрастной структуре населения?
- Почему Россию называют многонациональным государством?
- Какое определение вы дадите понятию “народ”?
- В чем разница между понятиями “нация”, “племя”, “народность”, “народ”?
- Сколько республик в Российской Федерации?
- По какому принципу Россия разделена на федеративные единицы?
- Назовите языковые семьи на территории страны.
- Какая языковая семья самая многонациональная?
- Назовите самый многочисленный народ России. К какой языковой семье он относится?
- Сформулируйте определение понятия “титульный народ”.
- Назовите, пользуясь табл. 17 на с.37 учебника, республики с преобладанием титульного народа. Назовите республики России с преобладанием русского населения.
- Почему происходит постепенное уменьшение коренного населения в национальных образованиях?
- Какие религии распространены на территории России?
- Какова особенность этногеографического положения России?
2. Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам – работа с атласом Карточка 1 1.Где на территории России распространены местные традиционные верования? 2.Приведите примеры народов России, которые являются приверженцами местных традиционных верований. 3.К какой языковой семье относятся эти народы? Карточка 2 1.Где на территории России проживают буддисты – ламаисты? Почему в этих районах? 2.Определите, какие народы России являются приверженцами религиозных учений Будды и Ламы (буддисты-ламаисты). 3.К какой языковой семье относятся эти народы? II. Изучение нового материала (15-18 мин) Целевая установка: выяснить значение термина “миграция” и научиться определять виды миграции Проводится на основе составления схемы “Виды миграции” 1. Причины миграции – составление схемы. 2. Виды и особенности миграций – составление схемы “Миграции” при изучении депортации – работа с учебником (с.35, рис.12); при изуче...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.13 | Просмотров: 2517
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|