Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Интегрированный урок (литература + химия) на тему Любовь, что движет Солнце и светила (Данте)
Автор(ы): Жовтонога Ольга Ивановна, директор, учитель русского языка и литературы; Чечулина Татьяна Владимировна, учитель химии, экологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ход урока Ученик: Во имя Её воздвигли Тадж-Махал и разрушили Трою. Боги ради неё превращались в быков и проливались золотыми дождями, поэты спускались в Аид, а герои похищали огонь у небес. О Ней – почти все песни и стихи. Бунин сказал, что в литературе вообще есть только две достойные темы: смерть и Она. Гениев Она превращала в простаков, а простакам давала вдохновение гениев. Она стала основой одной из мировых религий (“Возлюби ближнего, как самого себя”). Сердце женщин (как полагают женщины) знают о Ней всё, а мужские умы заняты Ею всегда. Ради Неё заступники королев поднимались на эшафот, а короли торопились в лачуги. Все слышали её имя, но никто на свете не смог Её правильно назвать. Учитель литературы: О ней, такой таинственной и такой прекрасной и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Шестнадцатилетний поэт Александр Сергеевич Пушкин о ней напишет: Ученик: Любовь одна – веселье жизни хладной, Любовь одна – мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный, А горестям не виден и конец. Стократ блажен, кто в юности прелестной Сей быстрый миг поймает на лету; Кто к радостям и неге неизвестной Стыдливую преклонит красоту! Учитель химии: Обращение к теме урока. Цель урока: 1. Выяснить, какие химические вещества отвечают за состояние влюблённости, изучить структуру и состав этих веществ. 2. определить, какие участки головного мозга отвечают за состояние влюблённости. Учитель литературы: На нашем уроке мы постараемся глубже познать значимость любви и уважения к людям. Основные понятия темы: нравственные нормы, доброта, любовь, уважение. Учитель литературы: Возможно ли проявление доброты без любви к окружающему миру и к людям? Сколько раз ты в день произносишь: “Я люблю…”? Интересно, какое количество страниц ты исписал бы в тетради, перечисляя всё то, что ты любишь? Однако мы ведём речь о правилах нравственности, определяющих отношения между людьми. Насколько длинен будет список людей, которых ты любишь? Назови число людей, которых ты любишь: “ Мама – раз…” А можешь ли ты сосчитать число людей, которые любят тебя? А хотелось бы тебе, чтобы и тех и других было больше? Любовь – это и чувство, и состояние человека, и величайшая нравственная ценность. Ты уже встречался или обязательно встретишься с романтической любовью. Отношения между людьми, построенные на любви, порождают теплоту и душевность, заботу и ласку. Любовь лечит физические и духовные недуги. Особенность любви такова, что она, как животворный источник, щедро одаривает не только других, но и самого человека, испытывающего её. Она воодушевляет. Возвышает и окрыляет человека, делает мир вокруг ярче и прекраснее. Ученики танцуют вальс. Ученица: Как новый вальс хорош! В каком-то упоенье Кружилась я быстрей – и чудное стремленье Меня и мысль мою невольно мчало вдаль, И сердце сжалось; не то, чтобы печаль Не то, чтоб радость… Ученик: Вальс пришёл в Россию в XIX веке. Вальсы стали сочинять многие композиторы. Прозвучал Вальс-фантазия М.Глинки. Ученик: Сообщение о вальсе. (Приложение №1) Ученик: …Он как прекрасный и волнующий душу момент, когда чувствуется и томное воспоминание, и чуткое прозрение, когда в привычном вдруг обнаруживается почти неуловимое “дуновение невидимого…” Ученик: И.С.Тургенев Стихотворение в прозе “Путь к любви” Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, - даже презрение. Да, все чувства…исключая одного: благодарности. Благодарность – долг; всякий честный человек платит свои долги…, но любовь - не деньги. Учитель литературы: Что же такое любовь? Учёные, изучающие науку о любви (аморологию), утверждают: Ученик:“Стремление к счастью – это золотая печь души, переплавляющая любые желания, самую ничтожную руду в чистое золото мечтаний об идеальном мире.” “Любовь есть сфокусированное на конкретный объект стремление к счастью” Ученик: О формуле любви. (Приложение №2). Учитель литературы: Высочайшие примеры любви - именно в литературе. Вот и возьмём эти примеры себе в помощь, хотя и понятно, что тут расчёты приблизительные. Ибо нет возможности лично протестировать литературных героев. Условие: примем, что каждый параметр нашей формулы (или каждая составляющая психики) измеряется в неких условных баллах от1 до 10. 1 группа. Варенька и Иван Васильевич (Л.Н.Толстой “После бала”) 2 группа: Г.Н.Н. и Ася. (И.С.Тургенев “Ася”) 3 группа: Мария Ивановна и Пётр Гринёв ( А.С. Пушкин “Капитанская дочка”) 4 группа: Арбенин и Нина. (М.Ю.Лермонтов “Маскарад”) Инсценировка. 5 группа: Герман и деньги. (А.С.Пушкин “Пиковая дама”) 6 группа: Мцыри. (любовь к родине) (М.Ю.Лермонтов “Мцыри”). Ученик: Стихотворение в прозе И.С.Тургенева “Любовь”. Все говорят: любовь – самое высокое. Самое неземное чувство. Чужое я внедрилось в твоё: ты расширен – и ты нарушен; ты только теперь зажил <?> твоё я умерщвлено. Но человека с плотью и кровью возмущает даже такая смерть… Воскресают одни бессмертные боги… Учитель химии: Лирики называют любовь неземным блаженством, скептики – временным безумием. Давайте разберёмся, какие химические процессы лежат в основе химического процесса. Выступление учеников (группа химиков) 1 ученик: Влюбленность и химия (Приложение №3) 2 ученик: (Приложение №4) 3 ученик: (Приложение №5) 4 ученик: (Приложение №6) 5 ученик (Приложение №7) Работа в группах: Карточки для 5 групп. - Определите качественный и количественный состав ФЕН(С 6 Н 4 С 2 Н 5 NH 2), и оксида азота (II).
- Определите виды химических связей и типы кристаллических решеток у этих веществ.
- Распишите строение атомов элементов, образующих данные соединения.
Группа химиков проверяет правильность выполнения заданий. - ФЕН. Качественный состав: состоит из атомов углерода, водорода, азота. Количественный: 8 атомов углерода, 1 атом азота и 11 атомов водорода.
- Оксид азота: состоит из атомов азота и кислорода. 1 атом азота и 1 атом кислорода.
- Связь ковалентная полярная, молекулярная кристаллическая решетка.
- Расписать электронно-графические формулы углерода, водорода, азота, кислорода.
Учитель химии: (Приложение №8). Выступление учеников (группа биохимиков). На каждую группу выдаётся определённая статья, её обсуждают в группе в течении 3 минут и готовят сообщение, выделяя главное. Длительность сообщения – 1-2 минуты. 1 статья: (Приложение №9). 2 статья: (Приложение №10). 3 статья: (Приложение №11). 4 статья: (Приложение №12). 5 статья: (Приложение №13). Просмотр отрывка из к/ф “Тело человека”. Работа в группах: Обозначьте на схеме участок головного мозга, отвечающий за эмоции, состояние влечения. Одних химических реакций мало… Учитель литературы: Самое хрупкое творение химической жизни человека, самое утончённое – любовь. Значимость любви к людям отметил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Однажды его спросили: - Какое дело самое главное в жизни? - Находиться с человеком, с которым вы общаетесь в данный момент, в любви! А как же завоёвывать любовь и уважение и как учиться дарить их другим? Л.Н.Толстой даёт следующий совет: Ученик: “ Самый лучший человек тот, кто живёт своими мыслями и чужими чувствами. А худший – кто живёт чужими мыслями и своими чувствами”. Учитель литературы: Значит, любовь, в первую очередь, связана с умением СОРАДОВАТЬСЯ, СОСТРАДАТЬ, СОЧУВСТВОВАТЬ. СОПЕРЕЖИВАТЬ, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. “Душа – всему мера”, “Душа – заветное дело”, - подсказывают пословицы. А старая истина гласит: “Единство в главном, разногласия в неглавном и во всём – любовь” Вспомните, что так привлекало Г.Н.Н. в Асе? Ответ: “Её душа мне нравилась” Учитель литературы: Доброе и уважительное отношение к людям исходит от внутреннего чувства, которое воспитывается постепенно. Поразмыслим над этим. Всё, к чему прикасается любовь, обретает особую, чарующую силу, становится нежнее, совершеннее, прекраснее. Любовь совершенствует и дополняет творчество силой природы. Нет ничего более убийственного для любви, чем грубость слов, резкость интонаций, властная безапелляционность взглядов, банальность прозы жизни. Как психическое явление чувство любви как бы создано с по...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.13 | Просмотров: 1428
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|