Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Система работы учителя по приобщению школьников к национальным культурным традициям
Автор(ы): Гаркуша Кира Георгиевна, доцент кафедры социальной работы и социальной педагогики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современные концепции образования предполагают создание условий для формирования и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики [1]. Приобщение человека к достижениям отечественной и мировой художественной культуры является одной из приоритетных задачи системы образования, решаемой на всех его уровнях. Национальные культурные традиции в рамках данной статьи рассматриваются как элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени, охватывающие материальные и духовные ценности [2]. Начинается работа по приобщению человека к национальной культуре, национальным культурным традициям с самого раннего возраста. Особое значение системная и целенаправленная работа по приобщению детей к художественной культуре народа, ее освоению приобретает в начальной школе, ведь именно начальная школа призвана формировать основы мировоззрения и ценностных ориентаций человека. Рассматривая систему как множество взаимосвязанных объектов и ресурсов, организованных в единое целое [2], следует констатировать, что важным системообразующим компонентом выступает цель. Система работы учителя по приобщению школьников к национальным культурным традициям представляет собой взаимодействие различных составляющих, при этом функционирование данной системы возможно при наличии единой цели, которая определяется нами как формирование культурно-ценностных ориентаций личности школьника, составляющих основу его духовной культуры. Системный характер работы по приобщению школьников к национальным культурным традициям предусматривает единство учебной и внеучебной деятельности: вовлечение учащихся в активную деятельность по практическому освоению достижений национальной культуры в процессе изучения содержания программы по музыке, а также организацию внеклассной работы – системы воспитательных и культурно-досуговых мероприятий, тематическое содержание которых направлено на закрепление знаний о народной музыкальной культуре, полученных на уроке, расширение представлений о национальном фольклоре, а также осознание того, что музыка, народные традиции, национальная художественная культура – это часть нашей повседневной жизни. Система работы по приобщению школьников к национальным культурным традициям. Компоненты системы | Цель | Формирование культурно-ценностных ориентаций личности школьника, составляющих основу его духовной культуры. | Субъекты | - Педагогический коллектив.
- Родители.
- Общественность.
- Учащиеся.
| Объект | - Личностные качества, на формирование которых направлена вся система.
| Содержание | - Произведения музыкально-художественной культуры, составляющие основу социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени.
| Виды деятельности | - Практическое освоение произведений национальной художественной культуры:
- в учебной деятельности (освоение содержания учебных программ);
- и внеучебной деятельности (участие в организуемых культурно-досуговых мероприятиях воспитательной направленности).
| Результат | - Личность со сформированными культурно-ценностными ориентациями, составляющими основу духовной культуры.
| В рамках данной статьи рассматривается возможность приобщения школьников к казахской национальной художественной культуре на примере знакомства и освоения традиций празднования одного из древнейших и самых любимых в народе праздников – Наурыз-мейрамы. Как известно, отмечают Наурыз 22 марта – в день весеннего равноденствия. По «школьному» календарю этот день приходится на третью четверть учебного года. Поэтому, рассматривая систему, объединяющую уроки музыки и внеклассную работу, необходимо проанализировать тематическое содержание программы по музыке. Содержание третьих четвертей программы по музыке для начальной школы, предусмотренных программой [3-4]: - Первый класс. Третья четверть. Тема четверти: «Музыкальное развитие. Знаменитые певцы Казахстана». Основное содержание уроков направлено на формирование представлений о музыке как искусстве непрерывного развития. Часть уроков в рамках темы четверти посвящена знакомству с творчеством выдающихся казахских певцов ХIX века, «золотых» певцов Сары-Арки, основоположников народной песенной культуры – Биржана сала Кожагулова и Ахана сере Корамсина.
- Второй класс. Третья четверть. Тема четверти: «Звуки глубины веков». Содержание уроков направлено на раскрытие социально-исторической обусловленности происхождения и развития традиционных жанров казахской музыкальной культуры – песен и кюев социального протеста, прощальных песен и кюев.
- Третий класс. Третья четверть. Тема четверти: «Айтыс – состязание акынов». Содержание уроков направлено на раскрытие художественно-эстетической сущность айтыса – самобытного жанра казахской культуры, пришедшего из глубины веков, любимого и почитаемого в народе и сегодня.
- Четвертый класс. Третья четверть. Тема четверти: «Сколько в музыке языков? Музыкальное творчество разных народов». Содержание уроков направлено на выявление характерных особенностей музыки различных национальных культур, их духовного единства и взаимосвязей с жизнью.
Приведенные темы уроков музыки свидетельствуют о том, что программой по музыке для начальной школы [3-4] предусмотрено изучение самобытной музыкальной культуры Казахстана как части мировой музыкальной культуры. На протяжении всех лет обучения школьники получают теоретические знания о самобытных жанрах казахской музыкальной культуры, выдающихся казахских композиторах и исполнителях, участвуют в практической музыкальной деятельности по восприятию и исполнению музыки казахского народа. Для того чтобы теоретический и музыкальный материал, изучаемый на уроках музыки, не остался лишь частью школьной программы, а был осознан и эмоционально воспринят учащимися, стал основой музыкальной и всей духовной культуры личности школьника, необходима системная работа по организации и проведению воспитательных и культурно-досуговых мероприятий с активным участием детей, тематически связанных с уроками, с жизнью, демонстрирующих преемственность и жизненную силу народных традиций. В качестве примера внеклассного мероприятия в данной статье приводится проект и сценарий культурно-досуговой программы воспитательной направленности – фольклорного праздника «Добро пожаловать, Наурыз!», который наглядно демонстрирует преемственность целей, задач и содержания уроков музыки и внеклассной работы по приобщению школьников к национальным культурным традициям, связь с жизнью. В организации, проектировании и проведении фольклорного праздника «Добро пожаловать, Наурыз!» участвовали студенты университета специальностей «Педагогика и методика начального обучения» и «Культурно-досуговая работа» – будущие учителя начальных классов и организаторы культурного досуга в школе. Проект фольклорного праздника «Добро пожаловать, Наурыз!» Название проекта: фольклорный праздник «Добро пожаловать, Наурыз!» Целевая аудитория: учащиеся начальных классов, родители. Цель проекта: - создать условия для эмоционально-положительного восприятия национальных культурных традиций в праздновании восточного Нового года – Наурыза;
- раскрыть особенности традиций казахского народа в праздновании древнего народного праздника Наурыз;
- на конкретном примере показать духовное единство народов в сохранении и развитии национальных традиций;
- способствовать формированию толерантного отношения школьников к культуре народов своей страны.
Задачи проекта: - Развить представления о древнем народном празднике Наурыз.
- Познакомить с традициями казахского народа в праздновании Наурыза.
- Сформировать представления о Наурызе как о межнациональном празднике.
- Развить представления о многообразии народной художественной культуры, объединяющей устное слово, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство.
Форма реализации проекта: фольклорный праздник. Сроки реализации проекта: 22 марта – в день празднования Наурыза. Условия реализации проекта: проводится на улице (школьный двор) или в спортивном зале; продолжительность программы 50 минут. Методическое, информационно-технологическое обеспечение: - сценарий, составленный на основе изучения методической литературы, сбора и обработки информации о древнем народном празднике Наурыз [5];
- фонотека – запись произведений музыкального фольклора [6-7];
- слайд-шоу «Добро пожаловать, Наурыз!»
Техническое обеспечение, оборудование, реквизит: - звуковая аппаратура;
- микрофоны (2 шт), фонотека;
- музыкальные инструменты;
- видеопроектор, экран (по возможности).
Праздник проходит на фоне специально выставленной белой праздничной юрты. Для выступления участников театрализации и зрителей необходимы национальные костюмы (казахские, русские, украинские, татарские, узбекские, таджикские, корейские и др.). Исполнители и участники проекта: - Студенты университета специальностей «Педагогика и методика начального обучения», «Культурно-досуговая работа».
- Учителя начальной школы, учитель музыки.
- Учащиеся начальных классов.
- Родители.
Ожидаемый результат: - В результате проведения фольклорного праздника «Добро пожаловать, Наурыз!» будут созданы условия для эмоционально-положительного восприятия национальных культурных традиций в праздновании восточного Нового года – Наурыза.
- У учащихся будут сформированы представления об особенностях традиций казахского народа в праздновании древнего народного праздника Наурыз.
- Будут созданы основы для понимания и осознания духовного единства разных народов в сохранении и развитии национальных традиций.
- На конкретном примере у учащихся будет сформирован интерес и основы толерантного отношения к культуре народов своей страны.
Примечание: праздник проводится на двух языках – казахском и русском; здесь приведен вариант проведения праздника на русском языке с использованием произведений казахского музыкального фольклора. Сценарий фольклорного праздника «Добро пожаловать, Наурыз!» Звучит казахская народная музыка. Зрители и участники выстраиваются перед юртой. Звучат позывные (двое музыкантов в национальных одеждах имитируют игру на кернее). Рисунок 1 Зазывала 1: Слушайте! Слушайте! И не говорите, что не слышали! Зазывала 2: И не говорите, что не видели! Зазывала 1: Наурыз идет к нам в гости! Вместе: Добро пожаловать, Наурыз! Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы приветствуем вас на праздновании древнего весеннего праздника Наурыз-мейрамы! Ведущий 2: Наурыз мейрамы – это светлый весенний праздник пробуждения природы, вселяющий оптимизм и надежду на свершение самых светлых и заветных желаний. Ведущий 1: Великий Наурыз объединяет под своим праздничным «шаныраком» весь многонациональный народ нашей страны! Ведущий 2: Наурыз – древний праздник весны и труда, возникший у многих народов Востока и пришедший к нам из глубины веков. Отмечается Наурыз 22 марта – в день весеннего ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.14 | Просмотров: 2705
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|