Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Система работы учителя по приобщению школьников к национальным культурным традициям - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Система работы учителя по приобщению школьников к национальным культурным традициям


Автор(ы): Гаркуша Кира Георгиевна, доцент кафедры социальной работы и социальной педагогики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современные концепции образования предполагают создание условий для формирования и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики [1]. Приобщение человека к достижениям отечественной и мировой художественной культуры является одной из приоритетных задачи системы образования, решаемой на всех его уровнях.
Национальные культурные традиции в рамках данной статьи рассматриваются как элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени, охватывающие материальные и духовные ценности [2].
Начинается работа по приобщению человека к национальной культуре, национальным культурным традициям с самого раннего возраста. Особое значение системная и целенаправленная работа по приобщению детей к художественной культуре народа, ее освоению приобретает в начальной школе, ведь именно начальная школа призвана формировать основы мировоззрения и ценностных ориентаций человека.
Рассматривая систему как множество взаимосвязанных объектов и ресурсов, организованных в единое целое [2], следует констатировать, что важным системообразующим компонентом выступает цель. Система работы учителя по приобщению школьников к национальным культурным традициям представляет собой взаимодействие различных составляющих, при этом функционирование данной системы возможно при наличии единой цели, которая определяется нами как формирование культурно-ценностных ориентаций личности школьника, составляющих основу его духовной культуры.
Системный характер работы по приобщению школьников к национальным культурным традициям предусматривает единство учебной и внеучебной деятельности: вовлечение учащихся в активную деятельность по практическому освоению достижений национальной культуры в процессе изучения содержания программы по музыке, а также организацию внеклассной работы – системы воспитательных и культурно-досуговых мероприятий, тематическое содержание которых направлено на закрепление знаний о народной музыкальной культуре, полученных на уроке, расширение представлений о национальном фольклоре, а также осознание того, что музыка, народные традиции, национальная художественная культура – это часть нашей повседневной жизни.

Система работы по приобщению школьников к национальным культурным традициям.

Компоненты системы
Цель Формирование культурно-ценностных ориентаций личности школьника, составляющих основу его духовной культуры.
Субъекты
  • Педагогический коллектив.
  • Родители.
  • Общественность.
  • Учащиеся.
Объект
  • Личностные качества, на формирование которых направлена вся система.
Содержание
  • Произведения музыкально-художественной культуры, составляющие основу социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени.
Виды деятельности
  • Практическое освоение произведений национальной художественной культуры:
    • в учебной деятельности (освоение содержания учебных программ);
    • и внеучебной деятельности (участие в организуемых культурно-досуговых мероприятиях воспитательной направленности).
Результат
  • Личность со сформированными культурно-ценностными ориентациями, составляющими основу духовной культуры.
В рамках данной статьи рассматривается возможность приобщения школьников к казахской национальной художественной культуре на примере знакомства и освоения традиций празднования одного из древнейших и самых любимых в народе праздников – Наурыз-мейрамы.
Как известно, отмечают Наурыз 22 марта – в день весеннего равноденствия. По «школьному» календарю этот день приходится на третью четверть учебного года. Поэтому, рассматривая систему, объединяющую уроки музыки и внеклассную работу, необходимо проанализировать тематическое содержание программы по музыке. Содержание третьих четвертей программы по музыке для начальной школы, предусмотренных программой [3-4]:
  • Первый класс. Третья четверть. Тема четверти: «Музыкальное развитие. Знаменитые певцы Казахстана». Основное содержание уроков направлено на формирование представлений о музыке как искусстве непрерывного развития. Часть уроков в рамках темы четверти посвящена знакомству с творчеством выдающихся казахских певцов ХIX века, «золотых» певцов Сары-Арки, основоположников народной песенной культуры – Биржана сала Кожагулова и Ахана сере Корамсина.
  • Второй класс. Третья четверть. Тема четверти: «Звуки глубины веков». Содержание уроков направлено на раскрытие социально-исторической обусловленности происхождения и развития традиционных жанров казахской музыкальной культуры – песен и кюев социального протеста, прощальных песен и кюев.
  • Третий класс. Третья четверть. Тема четверти: «Айтыс – состязание акынов». Содержание уроков направлено на раскрытие художественно-эстетической сущность айтыса – самобытного жанра казахской культуры, пришедшего из глубины веков, любимого и почитаемого в народе и сегодня.
  • Четвертый класс. Третья четверть. Тема четверти: «Сколько в музыке языков? Музыкальное творчество разных народов». Содержание уроков направлено на выявление характерных особенностей музыки различных национальных культур, их духовного единства и взаимосвязей с жизнью.
Приведенные темы уроков музыки свидетельствуют о том, что программой по музыке для начальной школы [3-4] предусмотрено изучение самобытной музыкальной культуры Казахстана как части мировой музыкальной культуры. На протяжении всех лет обучения школьники получают теоретические знания о самобытных жанрах казахской музыкальной культуры, выдающихся казахских композиторах и исполнителях, участвуют в практической музыкальной деятельности по восприятию и исполнению музыки казахского народа.
Для того чтобы теоретический и музыкальный материал, изучаемый на уроках музыки, не остался лишь частью школьной программы, а был осознан и эмоционально воспринят учащимися, стал основой музыкальной и всей духовной культуры личности школьника, необходима системная работа по организации и проведению воспитательных и культурно-досуговых мероприятий с активным участием детей, тематически связанных с уроками, с жизнью, демонстрирующих преемственность и жизненную силу народных традиций.
В качестве примера внеклассного мероприятия в данной статье приводится проект и сценарий культурно-досуговой программы воспитательной направленности – фольклорного праздника «Добро пожаловать, Наурыз!», который наглядно демонстрирует преемственность целей, задач и содержания уроков музыки и внеклассной работы по приобщению школьников к национальным культурным традициям, связь с жизнью.
В организации, проектировании и проведении фольклорного праздника «Добро пожаловать, Наурыз!» участвовали студенты университета специальностей «Педагогика и методика начального обучения» и «Культурно-досуговая работа» – будущие учителя начальных классов и организаторы культурного досуга в школе.

Проект фольклорного праздника «Добро пожаловать, Наурыз!»

Название проекта: фольклорный праздник «Добро пожаловать, Наурыз!»
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов, родители.
Цель проекта:
  • создать условия для эмоционально-положительного восприятия национальных культурных традиций в праздновании восточного Нового года – Наурыза;
  • раскрыть особенности традиций казахского народа в праздновании древнего народного праздника Наурыз;
  • на конкретном примере показать духовное единство народов в сохранении и развитии национальных традиций;
  • способствовать формированию толерантного отношения школьников к культуре народов своей страны.
Задачи проекта:
  1. Развить представления о древнем народном празднике Наурыз.
  2. Познакомить с традициями казахского народа в праздновании Наурыза.
  3. Сформировать представления о Наурызе как о межнациональном празднике.
  4. Развить представления о многообразии народной художественной культуры, объединяющей устное слово, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство.
Форма реализации проекта: фольклорный праздник.
Сроки реализации проекта: 22 марта – в день празднования Наурыза.
Условия реализации проекта: проводится на улице (школьный двор) или в спортивном зале; продолжительность программы 50 минут.
Методическое, информационно-технологическое обеспечение:
  • сценарий, составленный на основе изучения методической литературы, сбора и обработки информации о древнем народном празднике Наурыз [5];
  • фонотека – запись произведений музыкального фольклора [6-7];
  • слайд-шоу «Добро пожаловать, Наурыз!»
Техническое обеспечение, оборудование, реквизит:
  • звуковая аппаратура;
  • микрофоны (2 шт), фонотека;
  • музыкальные инструменты;
  • видеопроектор, экран (по возможности).
Праздник проходит на фоне специально выставленной белой праздничной юрты. Для выступления участников театрализации и зрителей необходимы национальные костюмы (казахские, русские, украинские, татарские, узбекские, таджикские, корейские и др.).
Исполнители и участники проекта:
  1. Студенты университета специальностей «Педагогика и методика начального обучения», «Культурно-досуговая работа».
  2. Учителя начальной школы, учитель музыки.
  3. Учащиеся начальных классов.
  4. Родители.
Ожидаемый результат:
  1. В результате проведения фольклорного праздника «Добро пожаловать, Наурыз!» будут созданы условия для эмоционально-положительного восприятия национальных культурных традиций в праздновании восточного Нового года – Наурыза.
  2. У учащихся будут сформированы представления об особенностях традиций казахского народа в праздновании древнего народного праздника Наурыз.
  3. Будут созданы основы для понимания и осознания духовного единства разных народов в сохранении и развитии национальных традиций.
  4. На конкретном примере у учащихся будет сформирован интерес и основы толерантного отношения к культуре народов своей страны.
Примечание: праздник проводится на двух языках – казахском и русском; здесь приведен вариант проведения праздника на русском языке с использованием произведений казахского музыкального фольклора.

Сценарий фольклорного праздника «Добро пожаловать, Наурыз!»

Звучит казахская народная музыка.
Зрители и участники выстраиваются перед юртой.
Звучат позывные (двое музыкантов в национальных одеждах имитируют игру на кернее).


Рисунок 1
Зазывала 1:
Слушайте! Слушайте!
И не говорите, что не слышали!
Зазывала 2: И не говорите, что не видели!
Зазывала 1: Наурыз идет к нам в гости!
Вместе: Добро пожаловать, Наурыз!
Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы приветствуем вас на праздновании древнего весеннего праздника Наурыз-мейрамы!
Ведущий 2: Наурыз мейрамы – это светлый весенний праздник пробуждения природы, вселяющий оптимизм и надежду на свершение самых светлых и заветных желаний.
Ведущий 1: Великий Наурыз объединяет под своим праздничным «шаныраком» весь многонациональный народ нашей страны!
Ведущий 2: Наурыз – древний праздник весны и труда, возникший у многих народов Востока и пришедший к нам из глубины веков. Отмечается Наурыз 22 марта – в день весеннего ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.08.14 | Просмотров: 2705

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340