Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Применение ИКТ при объяснении нового материала на уроках математики - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Применение ИКТ при объяснении нового материала на уроках математики


Автор(ы): Егорова Наталья Владимировна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) стали неотъемлемой частью современного образования. Перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях. Направление на информатизацию учебного процесса вызвано объективными факторами: внешними и внутренними. Внешние факторы обуславливаются процессами, которыми нельзя управлять изнутри системы образования. Они определяются развитием информационной индустрии, применением ИКТ в различных областях нашей жизни. Они требуют от выпускников высокой общеобразовательной и информационной культуры. Внутренние факторы определяются процессами, которые в значительной степени контролируются внутри системы образования. Они связаны с уровнем развития педагогической науки и инновационной практики, возможностями реагировать и откликаться на запросы общественной практики, применять новые инструменты работы с информацией. У нашей школы всегда были спонсоры, благодаря которым наращивалась и обновлялась техническая база лицея: мультимедийные компьютеры, принтеры, сканеры, цифровые фотоаппараты и видеокамеры. Одной из важных задач, которые поставлены перед нашим педагогическим коллективом, эффективно использовать этот арсенал.
Изменение программ, выпуск новых учебников, которые становятся обязательными, но не прошли периода адаптации в экспериментальных школах, которые насыщены сложнейшими теоретическими материалами, привели к тому, что нужно искать новые формы и методы работы с с современными учениками. Сама собой появилась необходимость и более того с открытием в нашем лицее компьютерной лаборатории (класс с 15 персональными компьютерами), стало возможным, применение информационных и коммуникационных технологий на различных этапах урока математики.
При объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. Дети “растут в любви и ласке”. А наша цель воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию. Хорош не тот учитель, который дает готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставляет искать их самим. В своей практике я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда решение стандартных задач, даже очень сложных и объемных, не вызывает никаких сложностей у учащихся. Но стоит лишь немного изменить условие, сформулировать практическую задачу, для которой необходимо построить математическую модель, ученики не справляются и учителю приходится подробно расшифровывать каждый шаг.
Первым опытом стало создание электронных уроков-лекций, которые дают возможность изучить тему самостоятельно на уроке или вовне урочное время, если ребенок по каким-либо причинам не был в школе. Такие лекции должны обязательно включать определения, выводы формул, их практическое применение, задания для самостоятельного решения с необходимыми подсказками или комментариями. Текст должен быть легко читаемым и зрительно воспринимаемым. Желательно основные моменты выделять заранее оговоренным способом, чтобы в тетрадях учащиеся могли выполнить опорные конспекты, а не переписывать все подряд. Чтобы лекция была живой, необходимо включать по ходу интерактивные вставки - рубрику “Проверьте себя”, которая позволяет осуществить обратную связь. Учащиеся, путем выделения необходимого объекта, переносят его в заранее подготовленные ячейки. После того, как все вопросы нового материала обсуждены на уроке, исправлены неточности в рубрике “Проверьте себя”, готовый продукт можно распечатывать или сохранять в своих документах.
Примером может служить лекция по теме “Интегрирование по частям” (12 класс)
Тема: “Интегрирование по частям”
Лекция
Попробуйте найти эти интегралы.
Другой опыт – это создание опорных конспектов. При объяснении многих тем по стереометрии необходимо вводить много громоздких определений, строить пространственных чертежей, показывать демонстрационные материалы. Если при этом ученики будут вести конспект, то уходит много времени на запись. Поэтому, я ученикам предлагаю следующую работу. По окончании объяснения сделать опорный конспект или сводную таблицу по готовым элементам.
Примером служит составление опорного конспекта в виде таблицы по теме “Призма. Пирамида”. В начале урока новый материал объясняется с применением демонстрации фрагмента лекции “Призма” и “Пирамида” на диске “Открытая математика. Стереометрия” от компании “Физикон”. По окончании объяснения учащиеся должны составить опорный конспект с использованием готовых чертежей, созданных в программе “Живая геометрия”, и “заготовок” основных понятий. Работа заключается в распределении и дополнении информации в таблице.
Задание: Рассмотрите чертежи и заполните таблицу основных определений и свойств представленных многогранников.
<Рисунок 1>
Призма Пирамида
Определение
Основные элементы
Высота
Правильная
Площадь пов-ти
Объем
1) … - это многогранник, состоящий из двух многоугольников, совмещаемых параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих многоугольников.
2) … - это многогранник, состоящий из многоугольника, точки, не принадлежащей плоскости многоугольника и всех отрезков, соединяющих эту точку с точками многоугольника.
3) … - это …, у которой боковые ребра перпендикулярны основаниям.
4) … - это …, у которой основаниями являются правильные многоугольники.
5) … - это …, у которой основание является правильным многоугольником, а основание высоты совпадает с центром правильного многоугольника.
6)… - это пирамида, у которой основанием является треугольник.
7) Высота … - это перпендикуляр, опущенный из какой-нибудь точки верхнего основания к плоскости нижнего основания.
8) Высота … - это перпендикуляр, опущенный из вершины к плоскости нижнего основания.
9) … - это высота боковой грани … пирамиды.
10) основание11) боковое ребро
12) ребро основания
13) боковая грань
14) высота
15) вершина
16) апофема
17) Боковые грани являются параллелограммами.18) Боковые грани являются прямоугольниками.
19) Боковые грани являются треугольниками.
20) Боковые грани являются равнобедренными треугольниками.
21) Sполн=Sбок+2Sосн22) Sполн=Sбок+Sосн
23) Sбок=Ph
24) Sбок=0,5 Phа
25) Sбок=lSсеч
26) V=hSосн
27) V=1/3 hSосн
В результате должна получится таблица:
Призма Пирамида
Определение Призма - это многогранник, состоящий из двух многоугольнико...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.08.14 | Просмотров: 1426

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340