Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Модель мониторинга предметных знаний учащихся по математике - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Модель мониторинга предметных знаний учащихся по математике


Автор(ы): Устюжанина Светлана Николаевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Козьма Прутков говорил: “Бросая в воду камешки, смотри на круги им образованные, иначе такое бросание будет пустою забавою”. Для педагога, увлеченного своей деятельностью, важен результат его работы, который отражается в успехах, больших и малых достижениях его воспитанников. По каким показателям отслеживать результаты своего труда, какими мерками и в какой форме? Так в образовательный процесс внедряется мониторинг.
Понятие “мониторинг” пришло в педагогику из экологии и социологии. В экологии – “мониторинг” – это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. В социологии - это определение показателей, отражающих состояние социальной среды. “Укрепившись” в управлении образовательным учреждением, мониторинг “шагнул” и к педагогу.
Для анализа результатов своей деятельности в межаттестационный период, отслеживая качество обучения математике учащихся (например, по результатам тематических контрольных работ), я использовала следующую форму:
Фамилия, имя ученика Десятичные дроби. Сравнение. Округление Сложение и вычитание десятичных дробей Деление десятичных дробей Все действия с десятичными дробями
2 3 4 5 2 3 4 5 2 3 4 5 2 3 4 5
1. Адамчук Даша * * * *
2. Артемов Артем * * * *
3. Боровиков Илья * * * *
4. Гоголев Костя * * * *
5. Голубева Даша * * * *
6. Голущиков Стас * * * *
7. Дерябина Катя * * * *
8. Ковшова Ольга * * * *
Такая форма удобна для отслеживания уровня обучения учащихся по темам: базовый, повышенный оптимальный и повышенный расширенный. Можно отследить изменения уровня обученности у одного ученика, класса в целом. Это позволяет делать выводы об эффективности использования той или иной методики, технологии, учебного пособия и т.д.
Однако я понимаю, что отметка – это оценка деятельности ученика, а мне – учителю необходимо и важно знать: что именно не усвоено учеником по теме, какие вопросы вызывают затруднения, так как по окончании основной и средней школы все мои ученики должны овладеть стандартами математического образования. Поэтому, проанализировав литературу по данному вопросу, я попробовала разработать систему мониторинга предметных знаний учащихся по математике.
Мониторинг предметных знаний учащегося создает условия для развития у него внутренней самооценки состояния собственной образованности. Данное направление рекомендовано и необходимо в деятельности каждого ОУ и является приоритетным в Программе (IV) развития образования Свердловской области.
Так как тема актуальна, то в педагогической прессе появляется много публикаций по вопросам мониторинга качества образования, педагогической системы, образовательного процесса и т.д. Авторы по-своему трактуют понятия. Для себя определилась в следующем:
Мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. (Современный словарь иностранных слов)
Виды мониторинга: медицинский, экологический, психологический, образовательный
Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за состоянием и прогнозирование ее развития.
Состав образовательного мониторинга:
  1. Источник информации (ребенок, класс,...)
  2. Обработка информации (на уровне ЗУНов, которые закладываются государственным образовательным стандартом по математике и характеризуют качество обученности по предмету. Другими словами – это отслеживаемые параметры и инструментарий отслеживания)
  3. Хранение информации (удобная, доступная, наглядная, понятная форма хранения информации)
  4. Распространение информации (субъекты, которым важна и необходима информация – учитель, ученик, родитель, психолог)
Наибольшие затруднения вызвали 2 и 3 элементы в составе образовательного мониторинга.
Для выделения параметров отслеживания проанализировала стандарт по математике:
  • по вертикали – начальная школа, основная школа, средняя школа
  • по горизонтали – содержательные линии: арифметика; алгебра; геометрия; элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности.
Затем содержательные линии государственного образовательного стандарта по математике разбиваем на составляющие (на примере первых двух линий):
1 Арифметика:
Натуральные числа
: 5 класс - Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия с натуральными числами. Деление с остатком.
6 класс - Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2,3,5,9,10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на множители. НОД и НОК.
7 класс - Степень с натуральным показателем.
Дроби:
5 класс - Обыкновенная дробь. Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями.
6 класс - Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Рациональные числа:
5 класс - Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
6 класс - Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами.
9 класс - Степень с целым показателем
Действительные числа: 8 класс - Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора. Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа. Десятичные приближения иррациональных чисел. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Сравнение действительных чисел. Этапы развития представления о числе.
9 класс - Запись корней с помощью степени с дробным показателем.
Текстовые задачи:
5 класс - Решение текстовых задач арифметическим способом.
Измерения, приближения, оценки: 5 класс - Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту. Округление чисел.
6 класс - Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.
7 класс - Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.
8 класс - Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя – степени десяти в записи числа.
2. Алгебра:
Алгебраические выражения:

5 класс - Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений.
7 класс - Тождество. Доказательство тождеств. Преобразование выражений. Многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, суммы кубов и разности кубов. Разложение многочленов на множители. Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями.
8 класс - Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Свойства степени с целым показателем. Квадратный трехчлен. Выделение полного квадрата. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Многочлены с одной переменной. Степень многочлена. Корень многочлена. Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.
9 класс - Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения.
Уравнения и неравенства:
5 класс - Уравнение с одной переменной. Корень уравнения.
6 класс - Линейное уравнение. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом.
7 класс - Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом.
8 класс - Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители. Примеры решения нелинейных систем. Неравенство с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-рациональных неравенств. Числовые неравенства и их свойства.
9 класс - Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения уравнения в целых числах.
Числовые последовательности: 9 класс - Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессии, суммы первых нескольких членов прогрессий.
Числовые функции: 7 класс - Понятие функции. Способы задания функции. График функции.
Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов.
8 класс - График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.
9 класс - Область определения функции. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональность, их графики. Гипербола. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем. Примеры графических зависимостей , отражающих реальные процессы: колебания, показательный рост.
Координаты: 5 класс - Изображение чисел точками на координатной прямой.
6 класс - Геометрический смысл модуля числа. Формула расстояния между точками координатной прямой. Декартовые координаты на плоскости. Координаты середины отрезка
7 класс - Уравнение прямой, угловой коэффициент, условие параллельности прямых.
8 класс - Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч.
9 класс - Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем.
Удобной формой представления составляющих будет таблица:
Составляющие 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
арифметика натуральные числа
Далее в карте предметных знаний, умений и навыков составляющие по содержательным линиям государственного образовательного стандарта разбиваются по уровням, например, используя таксономию Б.Блума (привожу в сокращении):
Класс Знания Понимание Применение
5 кл. Натуральные числа знает: понятие натурального числа, выделяет их из множества известных чисел. понимает:
  • состав (разрядные единицы) натурального числа;
  • алгоритм выполнения арифметических действий над натуральными числами
  • сущность деления с остатком
умеет:
  • читать натуральное число;
  • сравнивать натуральные числа;
  • выполнять арифметические действия с многозначными натуральными числами;
  • выполнять деление с остатком
6 кл. Натуральные числа знает: понятия простое и составное число, делитель и кратное. понимает:
  • формулировку и назначение признаков делимости на 2,3,5,9,10;
  • алгоритм нахождения НОК и НОД чисел
умеет:
  • раскладывать натуральное число на множители, в том числе на простые;
  • находить по алгоритму НОК и НОД чисел
5 кл. Дроби знает: поня...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.08.15 | Просмотров: 2593

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340