Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Модель мониторинга предметных знаний учащихся по математике
Автор(ы): Устюжанина Светлана Николаевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Козьма Прутков говорил: “Бросая в воду камешки, смотри на круги им образованные, иначе такое бросание будет пустою забавою”. Для педагога, увлеченного своей деятельностью, важен результат его работы, который отражается в успехах, больших и малых достижениях его воспитанников. По каким показателям отслеживать результаты своего труда, какими мерками и в какой форме? Так в образовательный процесс внедряется мониторинг. Понятие “мониторинг” пришло в педагогику из экологии и социологии. В экологии – “мониторинг” – это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. В социологии - это определение показателей, отражающих состояние социальной среды. “Укрепившись” в управлении образовательным учреждением, мониторинг “шагнул” и к педагогу. Для анализа результатов своей деятельности в межаттестационный период, отслеживая качество обучения математике учащихся (например, по результатам тематических контрольных работ), я использовала следующую форму: Фамилия, имя ученика | Десятичные дроби. Сравнение. Округление | Сложение и вычитание десятичных дробей | Деление десятичных дробей | Все действия с десятичными дробями | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1. Адамчук Даша | | * | | | | * | | | * | | | | | * | | | 2. Артемов Артем | | * | | | | * | | | | * | | | | * | | | 3. Боровиков Илья | | * | | | | | * | | | * | | | | | * | | 4. Гоголев Костя | | | * | | | | * | | | | * | | | | * | | 5. Голубева Даша | | | * | | | | * | | | * | | | | | * | | 6. Голущиков Стас | | | * | | | | * | | | | * | | | | | * | 7. Дерябина Катя | | | * | | | | * | | | * | | | | | * | | 8. Ковшова Ольга | | | | * | | | | * | | | * | | | | | * | Такая форма удобна для отслеживания уровня обучения учащихся по темам: базовый, повышенный оптимальный и повышенный расширенный. Можно отследить изменения уровня обученности у одного ученика, класса в целом. Это позволяет делать выводы об эффективности использования той или иной методики, технологии, учебного пособия и т.д. Однако я понимаю, что отметка – это оценка деятельности ученика, а мне – учителю необходимо и важно знать: что именно не усвоено учеником по теме, какие вопросы вызывают затруднения, так как по окончании основной и средней школы все мои ученики должны овладеть стандартами математического образования. Поэтому, проанализировав литературу по данному вопросу, я попробовала разработать систему мониторинга предметных знаний учащихся по математике. Мониторинг предметных знаний учащегося создает условия для развития у него внутренней самооценки состояния собственной образованности. Данное направление рекомендовано и необходимо в деятельности каждого ОУ и является приоритетным в Программе (IV) развития образования Свердловской области. Так как тема актуальна, то в педагогической прессе появляется много публикаций по вопросам мониторинга качества образования, педагогической системы, образовательного процесса и т.д. Авторы по-своему трактуют понятия. Для себя определилась в следующем: Мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. (Современный словарь иностранных слов) Виды мониторинга: медицинский, экологический, психологический, образовательный Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за состоянием и прогнозирование ее развития. Состав образовательного мониторинга: - Источник информации (ребенок, класс,...)
- Обработка информации (на уровне ЗУНов, которые закладываются государственным образовательным стандартом по математике и характеризуют качество обученности по предмету. Другими словами – это отслеживаемые параметры и инструментарий отслеживания)
- Хранение информации (удобная, доступная, наглядная, понятная форма хранения информации)
- Распространение информации (субъекты, которым важна и необходима информация – учитель, ученик, родитель, психолог)
Наибольшие затруднения вызвали 2 и 3 элементы в составе образовательного мониторинга. Для выделения параметров отслеживания проанализировала стандарт по математике: - по вертикали – начальная школа, основная школа, средняя школа
- по горизонтали – содержательные линии: арифметика; алгебра; геометрия; элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности.
Затем содержательные линии государственного образовательного стандарта по математике разбиваем на составляющие (на примере первых двух линий): 1 Арифметика: Натуральные числа: 5 класс - Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия с натуральными числами. Деление с остатком. 6 класс - Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2,3,5,9,10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на множители. НОД и НОК. 7 класс - Степень с натуральным показателем. Дроби: 5 класс - Обыкновенная дробь. Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. 6 класс - Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Рациональные числа: 5 класс - Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. 6 класс - Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. 9 класс - Степень с целым показателем Действительные числа: 8 класс - Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора. Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа. Десятичные приближения иррациональных чисел. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Сравнение действительных чисел. Этапы развития представления о числе. 9 класс - Запись корней с помощью степени с дробным показателем. Текстовые задачи: 5 класс - Решение текстовых задач арифметическим способом. Измерения, приближения, оценки: 5 класс - Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту. Округление чисел. 6 класс - Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. 7 класс - Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире. 8 класс - Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя – степени десяти в записи числа. 2. Алгебра: Алгебраические выражения: 5 класс - Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. 7 класс - Тождество. Доказательство тождеств. Преобразование выражений. Многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, суммы кубов и разности кубов. Разложение многочленов на множители. Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями. 8 класс - Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Свойства степени с целым показателем. Квадратный трехчлен. Выделение полного квадрата. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Многочлены с одной переменной. Степень многочлена. Корень многочлена. Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях. 9 класс - Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Уравнения и неравенства: 5 класс - Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. 6 класс - Линейное уравнение. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом. 7 класс - Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом. 8 класс - Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители. Примеры решения нелинейных систем. Неравенство с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-рациональных неравенств. Числовые неравенства и их свойства. 9 класс - Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения уравнения в целых числах. Числовые последовательности: 9 класс - Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессии, суммы первых нескольких членов прогрессий. Числовые функции: 7 класс - Понятие функции. Способы задания функции. График функции. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов. 8 класс - График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей. 9 класс - Область определения функции. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональность, их графики. Гипербола. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем. Примеры графических зависимостей , отражающих реальные процессы: колебания, показательный рост. Координаты: 5 класс - Изображение чисел точками на координатной прямой. 6 класс - Геометрический смысл модуля числа. Формула расстояния между точками координатной прямой. Декартовые координаты на плоскости. Координаты середины отрезка 7 класс - Уравнение прямой, угловой коэффициент, условие параллельности прямых. 8 класс - Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. 9 класс - Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем. Удобной формой представления составляющих будет таблица: | Составляющие | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | арифметика | натуральные числа | | | | | | Далее в карте предметных знаний, умений и навыков составляющие по содержательным линиям государственного образовательного стандарта разбиваются по уровням, например, используя таксономию Б.Блума (привожу в сокращении): Класс | Знания | Понимание | Применение | 5 кл. Натуральные числа | знает: понятие натурального числа, выделяет их из множества известных чисел. | понимает: - состав (разрядные единицы) натурального числа;
- алгоритм выполнения арифметических действий над натуральными числами
- сущность деления с остатком
| умеет: - читать натуральное число;
- сравнивать натуральные числа;
- выполнять арифметические действия с многозначными натуральными числами;
- выполнять деление с остатком
| 6 кл. Натуральные числа | знает: понятия простое и составное число, делитель и кратное. | понимает: - формулировку и назначение признаков делимости на 2,3,5,9,10;
- алгоритм нахождения НОК и НОД чисел
| умеет: - раскладывать натуральное число на множители, в том числе на простые;
- находить по алгоритму НОК и НОД чисел
| 5 кл. Дроби | знает: поня...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.15 | Просмотров: 2593
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|