Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Школьная психодиагностика как одно из условий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Школьная психодиагностика как одно из условий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса


Автор(ы): Бердникова Надежда Михайловна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Понятие психодиагностика имеет много различных значений, которые объединяет одно направление: распознавание какого-либо качественного или количественного аспекта предмета или процесса в любых сферах деятельности человека. Применительно к сфере нашего исследования, т.е. психологической службе школы – это психика в различных формах ее проявления.
В настоящее время каждое учреждение образования, включая гимназию, проводит исследования в конкретном направлении, которое бы отражало не только глобальное значение проблемы, но и учитывало бы конкретные условия.
Наша гимназия работает над проблемой развития интеллекта учащихся, поскольку общее падение интеллекта юного поколения России приобрело выраженную тенденцию. Это касается и наших детей, хотя они выгодно отличаются от учащихся других школ.
В настоящее время в гимназии сложилось противоречие, заключающееся в том что:
– с одной стороны, гимназическая программа предъявляет высокие требования ко всем участникам образовательного процесса,
– с другой, практически не осуществляется отбор учащихся при поступлении в гимназию (демографический кризис, нестабильное состояние экономики малого города и, как следствие, переезд семей в большие города, увеличение числа детей, отстающих в развитии.)
Отсюда вытекает и главная задача школьной психодиагностики как одного из условий психолого –педагогического сопровождения образовательного процесса и школьной психологической службы: выявление оптимальных путей по оказанию конкретной помощи в устранении имеющегося неблагополучия, обеспечение рационального и надежного функционирования исследуемого учреждения.
Поскольку одним из непременных условий правильного развития является жизнь среди себе подобных, то объектом исследования в нашем случае может быть не только отдельный человек, но и группа. Естественно, что для решения задач диагностики психолог должен обладать не только необходимой суммой теоретических знаний, но и практическими умениями и навыками. И даже в этом случае успеха можно ожидать лишь при рациональном взаимодействии, как с администрацией гимназии, так и с членами ее коллектива. Отсюда очевидна необходимость их психологического образования.
Очень важно знать поэтапность реализации диагностико-коррекционной деятельности, которая довольно сложна и имеет свои особенности в каждом конкретном случае.
В качестве примера мы предлагаем схему проведения диагностической работы в муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии г.Уржума Кировской области по вышеуказанной проблеме, работа проводилась в сотрудничестве с преподавателями педагогического университета.
1. Выявление проблемы.
Критериями проблемы могут быть количественные (балловые оценки, число конфликтных ситуаций, количество выпускников, поступивших в вузы) или качественные показатели (эрудированность, улучшение ученических ответов за счет расширения понятийного аппарата, изменение интеллектуальных показателей и др.) Практическая необходимость изучения проблемы возникла по запросам учителей, администрации, родителей и даже самих учащихся. На основе полученной информации нами и была сформулирована проблема "Развитие интеллекта учащихся в условиях гимназии".
2. Утверждение формулировки психолого-педагогической проблемы.
После обработки поступившей информации и проверки ее через изучение документации о предстоящем предмете исследования, включенного наблюдения за объектами исследования в конкретных формах деятельности и различных ситуациях, дальнейшие действия были согласованы с администрацией гимназии и представлены на утверждение педсовету. Всесторонне и тщательно обсужденная ситуация дала возможность утвердить предложенную формулировку всем коллективом, а также согласовать дальнейшую схему исследования.
3. Выдвижение гипотезы о причинах исследования проблемы.
Далеко не всегда сигналы о возникновении проблемы выливаются в логическую формулировку. Дополнительное изучение проблемы позволяет выдвинуть несколько иную, по сравнению с предыдущей, гипотезу. Например, в нашем случае некоторое снижение интереса старших гимназистов к таким чисто гуманитарным профессиям, как медицинский работник и учитель, не является следствием плохо поставленной профориентационной работы, как может показаться на первый взгляд. Это является следствием кризиса нравственности в нашем обществе в период рыночной экономики.
4. Выбор методов исследований.
Этап выбора методов предполагает хорошие знания теории психодиагностики (психологии диагноста, диагностируемого и условий успешности этого процесса). При подборе методов или их совокупности (методик) следует учитывать их точность, т.е. их соответствие возрастным особенностям или психологии группы; валидность, или потенциальную возможность ожидаемых ответов или состояний; обоснованность или предусмотренность комплексных условий надежности предполагаемых результатов.
Все диагностические методики делятся на вербальные и невербальные, основанные на получении точных или ориентировочных ответов. Очень важно при подборе методов учитывать принципы, положенные в их основу. В связи с этим выделяются такие типы методик:
а) объективные тесты-методики, рассчитанные на правильно выполненные задания;
б) тесты-опросники методики на суждения альтернативных выборов;
в) открытые опросники-методики, в которых стандартизация достигается путем соответствия произвольных ответов со стандартными категориями;
г) шкальные техники-методики, определяющие оценку тех или иныхобъектов по выраженности в них качества заданного определенной шкалой;
д) индивидуально-ориентировочные методики по статистической обработке параметров, выделяемых на основе индивидуальных ответов испытуемого;
е) проективные техники, рассчитанные на стимулирование элементов
воображения и фантазии, раскрывающие определенные качества субъекта;
ж) диагностические техники, рассчитанные на стимулирование деятельности испытуемого посредством прямого контакта с ним;
з) аппаратные методики и объективные психологические тесты, предполагающие сведение влияния психодиагноста до минимума, которое выражается, в основном, в эффективности установки.
Большое значение в подтверждаемости или неподтверждаемости методики имеет ее происхождение. Многие зарубежные методики дают недостоверный результат только потому, что применяются лишь по переводному содержанию без адаптации или модификации, без учета специфических социально-культурных особенностей популяции, на которой был разработан оригинальный тест. Отсюда необходима новая экспериментальная проверка теста на валидность и надежность для той аудитории, которой он предназначен.
Не менее важно для достоверности результатов применения диагностических методик соблюдение следующих условий их проведения:
а) оптимальное состояние психики диагноста;
б)совпадение позиций диагностирующего и диагностируемого;
в) атмосфера доброжелательности и взаимодоверия между ними;
г) отсутствие или минимальное количество отвлекающих факторов;
д)отсутствие эффекта незавершенного действия;
е) отсутствие эффекта предстоящего действия.
Успех диагностирования во многом зависит от установки испытуемых, которых можно подразделить на условные группы:
а) "новички", впервые принимающие участие в диагностировании, результат которого искажается состоянием их излишней тревожности, вызванной неизбежностью и новизной ситуации;
б) "эгоцентристы", испытуемые с завышенной самооценкой и, в связи с
этим, трудно идущие на контакт;
в) "профессионалы", наиболее контактные, обеспечивающие достаточно высокую эффективность процесса диагностирования.
Эффективность применения тех или иных методик во многом обусловлена правильностью чередования компонентов этого процесса:
а) организационный компонент, в задачи которого входит мобилизация
психики процесса к предстоящим действиям и создание необходимых условий для успешного его проведения;
б) эмпирический, обеспечивающий сбор объективных данных за счет управления общением экспериментатора и экспериментируемых и создания благоприятного психологического климата;
в) количественного анализа, позволяющего структурировать полученные результаты с помощью математических действий;
г) качественного анализа, в результате которого появляется возможность выявления существенных и второстепенных качеств и признаков изучаемого предмета или явления;
д) интерпретационный, в функции которого входит выявление связи между научн...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1268

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340