Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Школьная психодиагностика как одно из условий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Автор(ы): Бердникова Надежда Михайловна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Понятие психодиагностика имеет много различных значений, которые объединяет одно направление: распознавание какого-либо качественного или количественного аспекта предмета или процесса в любых сферах деятельности человека. Применительно к сфере нашего исследования, т.е. психологической службе школы – это психика в различных формах ее проявления. В настоящее время каждое учреждение образования, включая гимназию, проводит исследования в конкретном направлении, которое бы отражало не только глобальное значение проблемы, но и учитывало бы конкретные условия. Наша гимназия работает над проблемой развития интеллекта учащихся, поскольку общее падение интеллекта юного поколения России приобрело выраженную тенденцию. Это касается и наших детей, хотя они выгодно отличаются от учащихся других школ. В настоящее время в гимназии сложилось противоречие, заключающееся в том что: – с одной стороны, гимназическая программа предъявляет высокие требования ко всем участникам образовательного процесса, – с другой, практически не осуществляется отбор учащихся при поступлении в гимназию (демографический кризис, нестабильное состояние экономики малого города и, как следствие, переезд семей в большие города, увеличение числа детей, отстающих в развитии.) Отсюда вытекает и главная задача школьной психодиагностики как одного из условий психолого –педагогического сопровождения образовательного процесса и школьной психологической службы: выявление оптимальных путей по оказанию конкретной помощи в устранении имеющегося неблагополучия, обеспечение рационального и надежного функционирования исследуемого учреждения. Поскольку одним из непременных условий правильного развития является жизнь среди себе подобных, то объектом исследования в нашем случае может быть не только отдельный человек, но и группа. Естественно, что для решения задач диагностики психолог должен обладать не только необходимой суммой теоретических знаний, но и практическими умениями и навыками. И даже в этом случае успеха можно ожидать лишь при рациональном взаимодействии, как с администрацией гимназии, так и с членами ее коллектива. Отсюда очевидна необходимость их психологического образования. Очень важно знать поэтапность реализации диагностико-коррекционной деятельности, которая довольно сложна и имеет свои особенности в каждом конкретном случае. В качестве примера мы предлагаем схему проведения диагностической работы в муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии г.Уржума Кировской области по вышеуказанной проблеме, работа проводилась в сотрудничестве с преподавателями педагогического университета. 1. Выявление проблемы. Критериями проблемы могут быть количественные (балловые оценки, число конфликтных ситуаций, количество выпускников, поступивших в вузы) или качественные показатели (эрудированность, улучшение ученических ответов за счет расширения понятийного аппарата, изменение интеллектуальных показателей и др.) Практическая необходимость изучения проблемы возникла по запросам учителей, администрации, родителей и даже самих учащихся. На основе полученной информации нами и была сформулирована проблема "Развитие интеллекта учащихся в условиях гимназии". 2. Утверждение формулировки психолого-педагогической проблемы. После обработки поступившей информации и проверки ее через изучение документации о предстоящем предмете исследования, включенного наблюдения за объектами исследования в конкретных формах деятельности и различных ситуациях, дальнейшие действия были согласованы с администрацией гимназии и представлены на утверждение педсовету. Всесторонне и тщательно обсужденная ситуация дала возможность утвердить предложенную формулировку всем коллективом, а также согласовать дальнейшую схему исследования. 3. Выдвижение гипотезы о причинах исследования проблемы. Далеко не всегда сигналы о возникновении проблемы выливаются в логическую формулировку. Дополнительное изучение проблемы позволяет выдвинуть несколько иную, по сравнению с предыдущей, гипотезу. Например, в нашем случае некоторое снижение интереса старших гимназистов к таким чисто гуманитарным профессиям, как медицинский работник и учитель, не является следствием плохо поставленной профориентационной работы, как может показаться на первый взгляд. Это является следствием кризиса нравственности в нашем обществе в период рыночной экономики. 4. Выбор методов исследований. Этап выбора методов предполагает хорошие знания теории психодиагностики (психологии диагноста, диагностируемого и условий успешности этого процесса). При подборе методов или их совокупности (методик) следует учитывать их точность, т.е. их соответствие возрастным особенностям или психологии группы; валидность, или потенциальную возможность ожидаемых ответов или состояний; обоснованность или предусмотренность комплексных условий надежности предполагаемых результатов. Все диагностические методики делятся на вербальные и невербальные, основанные на получении точных или ориентировочных ответов. Очень важно при подборе методов учитывать принципы, положенные в их основу. В связи с этим выделяются такие типы методик: а) объективные тесты-методики, рассчитанные на правильно выполненные задания; б) тесты-опросники методики на суждения альтернативных выборов; в) открытые опросники-методики, в которых стандартизация достигается путем соответствия произвольных ответов со стандартными категориями; г) шкальные техники-методики, определяющие оценку тех или иныхобъектов по выраженности в них качества заданного определенной шкалой; д) индивидуально-ориентировочные методики по статистической обработке параметров, выделяемых на основе индивидуальных ответов испытуемого; е) проективные техники, рассчитанные на стимулирование элементов воображения и фантазии, раскрывающие определенные качества субъекта; ж) диагностические техники, рассчитанные на стимулирование деятельности испытуемого посредством прямого контакта с ним; з) аппаратные методики и объективные психологические тесты, предполагающие сведение влияния психодиагноста до минимума, которое выражается, в основном, в эффективности установки. Большое значение в подтверждаемости или неподтверждаемости методики имеет ее происхождение. Многие зарубежные методики дают недостоверный результат только потому, что применяются лишь по переводному содержанию без адаптации или модификации, без учета специфических социально-культурных особенностей популяции, на которой был разработан оригинальный тест. Отсюда необходима новая экспериментальная проверка теста на валидность и надежность для той аудитории, которой он предназначен. Не менее важно для достоверности результатов применения диагностических методик соблюдение следующих условий их проведения: а) оптимальное состояние психики диагноста; б)совпадение позиций диагностирующего и диагностируемого; в) атмосфера доброжелательности и взаимодоверия между ними; г) отсутствие или минимальное количество отвлекающих факторов; д)отсутствие эффекта незавершенного действия; е) отсутствие эффекта предстоящего действия. Успех диагностирования во многом зависит от установки испытуемых, которых можно подразделить на условные группы: а) "новички", впервые принимающие участие в диагностировании, результат которого искажается состоянием их излишней тревожности, вызванной неизбежностью и новизной ситуации; б) "эгоцентристы", испытуемые с завышенной самооценкой и, в связи с этим, трудно идущие на контакт; в) "профессионалы", наиболее контактные, обеспечивающие достаточно высокую эффективность процесса диагностирования. Эффективность применения тех или иных методик во многом обусловлена правильностью чередования компонентов этого процесса: а) организационный компонент, в задачи которого входит мобилизация психики процесса к предстоящим действиям и создание необходимых условий для успешного его проведения; б) эмпирический, обеспечивающий сбор объективных данных за счет управления общением экспериментатора и экспериментируемых и создания благоприятного психологического климата; в) количественного анализа, позволяющего структурировать полученные результаты с помощью математических действий; г) качественного анализа, в результате которого появляется возможность выявления существенных и второстепенных качеств и признаков изучаемого предмета или явления; д) интерпретационный, в функции которого входит выявление связи между научн...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1268
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|