Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Занятие элективного курса Методы решения уравнений. содержащих модуль
Автор(ы): Харченко Тамара Леонидовна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи: познакомить с методами решения уравнений, содержащих под знаком модуля выражение с переменной; формирование умения решать данные уравнения, научить выбирать наиболее рациональный метод решения уравнений; развитие логического мышления, речи; создание условий, способствующих воспитанию у учащихся внимательности и аккуратности в решении уравнения. Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений. Формы контроля: самопроверка самостоятельно решенных задач. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, папка с файлами (практикум), презентация урока (слайды). Ход занятия Фронтальный опрос. Сформулируйте определение модуля числа. Сформулируйте геометрическое истолкование модуля. Может ли быть отрицательным значение суммы 2+? Может ли равняться нулю значение разности 2-? Как сравниваются два отрицательных числа? Устная работа. Раскрыть модуль: 1. ; | 6. ; | 2. ; | 7. ; | 3. ; | 8. при ; | 4. ; | 9. при ; | 5. ; | 10. при . | Проверка домашнего задания (класс разбит на 6 групп, каждая группа готовила презентацию по заранее выбранному методу, которая и будет представлять, и защищать ее). Изучение нового материала. 1. Метод интервалов Для того, чтобы решить уравнение, содержащее неизвестную под знаком модуля, необходимо освободиться от знака модуля, используя его определение. Для этого следует: 1) Найти критические точки, т.е. значение неизвестной, при которых выражение, стоящее под знаком модуля, обращается в нуль; 2) Разбить область допустимых значений уравнения на промежутки, на каждом из которых, выражения, стоящие под знаком модуля сохраняют знак; 3) На каждом из этих промежутков уравнение записать без знака модуля, а затем решить его. Объединение решений, найденных на всех промежутках, и составляет решение исходного уравнения. Пример 1. Решите уравнение: |x+4|=2x -10. (- ;- 4) | [-4;+ ) | - х - 4 = 2х -10 3х=6 х=2 (- ;-4) | х+4=2х-10х=14 [-4;+ ) | Ответ: 14. Пример 2. Решите уравнение: х 2-5|x|+6=0 (- ;0) | [0;+ ) | х +5х+6=0х1 =-2 (- ;0) х2 =-3 (- ;0) | х -5х+6=0х1 =2 [0;+ ) х2=3 [0;+ ) | Ответ: 2; 3. Пример 3. Решите уравнение: |5-2x|+|x+3|=2-3x 5-2x=0 x+3=0 х=2,5 х=-3 | (- ;-3) | [-3;+2,5) | [-2,5;+ ) | 5-2х | + | + | - | х+3 | - | + | + | (- ;-3) | [-3;+2,5) | [-2,5;+ ) | 5-2х-х-3-2+3х=00х=0 х-любое число (- ;-3) | 5-2x+x+3-2+3x=02х=-6 х=-3 [-3;2,5) | 2х-5+х+3-2+3х=06х=4 x=2/3 [2,5;+ ) | (- ;-3) {-3}=(- ;-3] Ответ: (- ;-3]. 2. Возведение обеих частей уравнения в квадрат. Для того, чтобы решить уравнение содержащее модуль, необходимо освободиться от знака модуля. Для этого следует: возвести в квадрат обе части уравнения, решить его. Но не забывать, что при возведении в квадрат появляются лишние корни, поэтому, надо найти ОДЗ и выявить принадлежат ли корни данному условию. Пример 4. Решите уравнение: |x+4|=2x-10. Возведем в квадрат обе части уравнения X2 +8x+16=4x2 -40x+100 3x2 -48x+84=0 /3 X2 -16x+28=0 X1=14, X2=2 Найдём ОДЗ: 2x-100; 2x10 ; x5. x1=14 [5;+ ), х2=2 [5;+ ) Ответ:14 Пример 5. Решите уравнение: |x+3|=2x-3 Возведем в квадрат обе части уравнения х2 +6x+9=4x2 -12x+9; 3x2 -18x=0 /:3 х2 -6x=0; x(x-6)=0 x=0, x=6. Найдём ОДЗ: 2х-30, 2x3, x1,5 x=0 [1,5;+) x=6 [1,5;+ ) Ответ: 6. 3. Метод введения новой переменной Иногда уравнение, содержащее переменную под знаком модуля, можно решить довольно просто, используя метод введения новой переменной. Продемонстрируем данный метод на конкретных примерах: Пример 6. Решите уравнение: х2 -5|x|+6=0. Пусть |x |=t,тогда |x|2 =x2 =t2 ,тогда уравнение примет вид: t2 -5t+6=0 t1=2, |x |=2, x1,2= 2, t2=3, |x |=3, x3,4= 3. Ответ: 2, 3. Пример 7. Решите уравнение: (x-2)2 - 8|x-2|+15=0. Пусть |x-2|=t ,|x-2|2 =(x-2)2 =t2 , тогда уравнение примет вид: t2 -8t+15=0, D=16-15=1. t1=3, t2=5. t1=3, |x-2|=3, x1=5, x2=-1. t2=5, |x-2|=5, x3=7, x4=3. Ответ: -1; 3; 5; 7. 4. Метод замены уравнения совокупностью систем. Рассмотрим ещё один метод решения подобных уравнений - метод замены уравнения совокупностью систем. Методом замены уравнения совокупностью систем можно решать уравнения вида (2) Причём данное уравнение можно заменять совокупностью систем двумя способами. I способ: II способ: Если в уравнении функция имеет более простой вид, нежели функция , то имеет смысл исходное уравнение заменять первой совокупностью систем, а если более простой вид имеет функция , тогда исходное уравнение следует заменять второй совокупностью систем. В частности, используя определение модуля, уравнение: , при С 0 равносильно совокупности уравнений и , т.е. при С=0 при С0 уравнение решений не имеет. Воспользуемся данным методом при решении следующих уравнений. Пример 8. Решите уравнение: 2|х2+2х-5|=х-1. Данное уравнение равносильно совокупности систем: | | 2х2+4х-10-1+х=02х2+5х-11=0 Д=113 | 2х2+4х-10-х+1=02х2+3х-9=0 Д=81=92. | Ответ: . Пример 9. Решите уравнение: |2|x-1|-3|=5. Используя определение модуля уравнение <=> совокупности двух уравнений: Первое уравнение совокупности равносильно совокупности двух уравнений: Второе уравнение совокупности решений не имеет, т.к. Ответ: -3; 5. 5. Графический метод Существует ещё один метод решения уравнений с модулем. Он основан на геометрической интерпретации понятия абсолютной величины числа, а именно модуль х равен расстоянию от точки с координатой х до точки с координатой 0 на числовой прямой Ох. Используя геометрическую интерпретацию, легко решаются уравнения вида: (4) (5) (6) где а,в,с - числа. Решить уравнение (4) - это значит найти все точки на числовой оси Ох, которые отстоят от точки с координатой а на расстояние с. При уравнение решений не имеет; при уравнение имеет один корень; при уравнение имеет два корня Решить уравнение (5) - это значит найти все точки на числовой оси Ох, для каждой из которых сумма расстояний от неё до точки с координатами а и в равна с. Аналогично интерпретируется решение уравнения вида (6). Пример 12. Решите уравнение: |x-1|-|x-3|=2 Для того, чтобы решить данное уравнение, нужно на числовой оси Ох найти все такие точки, для каждой из которых разность расстояния от нее до точки с координатой 1 и расстояния от неё до точки с координатой 3 равна 2. Так как длина отрезка [1;3] равна 2,то ясно, что любая точка с координатой х3 удовлетворяет данному уравнению, а любая точка с координатой х<3 не удовлетворяет ему. Таким образом, решением исходного уравнения является множество чисел промежутка [3;+ ). Ответ: [3;+ ). Рассмотренный метод можно отнести к графическим методам решения уравнения. Все необходимые построения здесь производились на числовой оси. Рассмотрим теперь метод решения уравнения, в котором будем использовать построения на координатной плоскости. Этим методом, теоретически, можно решать уравнения с модулем любого вида, однако практическая реализация метода иногда бывает довольно сложной. Суть метода состоит в следующем. Решить уравнение f(х)=q(x) это значит найти все значения х, для которых значение функций y=f(x) и y=q(x) равны, т.е. найти абсциссы всех точек пересечения графиков этих функций. Если же графики не имеют общих точек, то уравнение не имеет корней. Следует, однако, иметь в виду, что точное построение графиков функций практически невозможно, поэтому решение, найденное графическим способом требует проверки подстановкой. Воспользуемся этим методом для решения уравнения вида (3). Пример 13. Решите уравнение: |- 1| = 3. Решение. Построим графики двух функций y=|-1| и y=3 Из чертежа видно, что графики имеют 2 общие точки. Координаты одной точки: (8; 3) , д...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.15 | Просмотров: 1991
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|