Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Модифицированная программа по алгебре для 7-го класса (учебник Г.К. Муравина)
Автор(ы): Гутрова Светлана Николаевна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Пояснительная записка Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др. Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко–научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека. Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе: - овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; - интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе; - формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности; - формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса. В основе модифицированной программы лежит типовая программа “Математика 5-11 кл”, составитель Г.М. Кузнецова. Структура программы оставлена без изменений. Имеются различия в содержании модифицированной программы. Модифицированная программа по алгебре составлена для гимназических классов. Программа включает в себя углубленное и расширенное содержание образования: включены темы, которые позволяют расширить и углубить материал отдельных разделов. Гимназическое образование будет отличаться от программного материала изучением некоторых вопросов и требованиями к уровню подготовки обучающихся. В тексте эти отличия выделены курсивом. Учащиеся обучаются по учебникам “Алгебра, 7”, авт. К.С. Муравин, Г.К. Муравин, О.В. Муравина. Цель программы: создать условия для расширенного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей, учащихся в соответствии с основными темами. Задачи программы: формировать у учащихся сознательное и прочное овладение системой математических знаний, умений, навыков; развивать математические способности учащихся; способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность. Срок реализации программы 1 год. Содержание программы Алгебра 7 Математический язык Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решений уравнений с одним неизвестным, полученными учащимися в 5-6 классах; выработать умения в решении систем уравнений. Теоретический раздел программы Числовые выражения. Выражения с переменными. Выражения, содержащие модули. Математическая модель текстовой задачи. Решение уравнений. Линейные уравнения с двумя переменными. Решение систем линейных уравнений с двумя переменными способом сложения. Арифметический микрокалькулятор. Функция Основная цель – сформировать основные функциональные понятия и знания о графике и свойствах функций y=kx и y=kx+b. Теоретический раздел программы Понятие функции. Таблица значений и график функции. Пропорциональные переменные. График функции y=kx. Определение линейной функции и её график. Графики этих функций, содержащих модули. График линейного уравнения с двумя переменными. Степень с натуральным показателем. Основная цель – сформировать у учащихся умения выполнять действия со степенями с натуральными показателями. Теоретический раздел программы Тождества и тождественные преобразования. Определение степени с натуральным показателем. Свойства степени. Одночлены. Сокращение дробей. Многочлены Основная цель – сформировать умения выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители, применять формулы сокращённого умножения в преобразованиях. Теоретический раздел программы Понятие многочлена. Преобразование произведения одночлена и многочлена. Вынесение общего множителя за скобки. Преобразование произведения двух многочленов. Разложение на множители способом группировки. Формулы сокращенного умножения: квадраты суммы и разности, разность квадратов, куб суммы и разность кубов. Вероятность Основная цель – сформировать представления учащихся о вероятностном характере многих явлений окружающего мира, о вероятности события и научить школьников решать несложные задачи на вычисление вероятностей. Познакомить школьников с правилом произведения, а также с формулами числа перестановок, размещений и сочетаний. Теоретический раздел программы Понятие вероятности. Равновероятные возможности. Достоверные и невозможные события. Вероятность события. Число вариантов. Повторение Основная цель – систематизировать и обобщить знания, полученные в 7 классе. Теоретический раздел программы Выражения. Функции и графики. Тождественные преобразования. Уравнения и системы уравнений. Календарно – тематический план Алгебра 7 Всего 123 часов. В неделю I четверть – 5 ч, II, III, IV – 3 ч. № урока | Раздел программы. Темы уроков | Количество часов | Примерные сроки изучения | | Глава 1. Математический язык. | 25 | | | §1. Выражения. | 10 | | 1-2 | Числовые выражения. | 2 | 3.09-7.09 | 3-4 | Сравнение чисел. | 2 | | 5 | Диктант по теме: “Сравнение чисел”. Выражения с переменными. | 1 | | 6-7 | Выражения с переменными. | 2 | 10.09-14.09 | 8 | Выражения с переменными. Тест. | 1 | | 9 | Коррекция. Выражения, содержащие модули. | 1 | | 10 | Контрольная работа №1 по теме: “Выражения” | 1 | | | §2. Уравнения | 15 | | 11 | Коррекция. Математическая модель текстовой задачи. | 1 | 17.09-21.09 | 12,13 | Математическая модель текстовой задачи. | 2 | | 14 | Математическая модель текстовой задачи. Самостоятельная работа. | 1 | | 15 | Коррекция. Решение уравнений. | 1 | | 16,17 | Решение уравнений. | 2 | 24.09-28.09 | 18 | Решение уравнений. Тест. | 1 | | 19 | Коррекция. Решение уравнений. | 1 | | 20 | Понятие уравнения с двумя переменными. | 1 | | 21,22 | Системы уравнений с двумя переменными. | 2 | 1.10-5.10 | 23,24 | Решение задач с помощью системы уравнений. | 2 | | 25 | Контрольная работа №2 по теме: “Уравнения” | 1 | | | Глава II. Функция. | 26 | | | § 3. Функция и способы их задания. | 6 | | 26 | Понятие функции. | 1 | 8.10-12.10 | 27 | Исследовательская работа №1 “Исследование S прямоугольника данного периметра” | 1 | | 28 | Таблицы значений функций. | 1 | | 29 | График функции. Исследовательская работа №2. | 1 | | 30,31 | График функции. | 2 | 15.10-19.10 | | § 4. Функция y=kx. | 7 | | 32,33 | Пропорциональные переменные. | 2 | | 34 | Пропорциональные переменные. Самостоятельная работа. | 1 | | 35 | Коррекция. График функции y=kx | 1 | | 36,37 | Графики функций y=kx, y=k ·?x? | 2 | 22.10-26.10 | 38 | Контрольная работа №3 по теме: “Функция y=kx” | 1 | | | § 5. Линейная функция. | 13 | | 39,40 | Определение линейной функции. | 2 | | 41,42 | График линейной функции. | 2 | 6.11-16.11 | 43,44 | Графики функций, содержащих модули. | 2 | | 45,46 | График линейного уравнения с двумя переменными. | 2 | | 47,48 | Решение систем линейных уравнений графически. | 2 | 19.11-23.11 | 49 | Самостоятельная работа “Линейная функция”. | 1 | | 50 | Коррекция. Линейная функция. | 1 | 26.11-29.11 | 51 | Контрольная работа № 4 по теме: “Функция”. | 1 | | | Глава 3. Степень с натуральным показателем. | 18 | | | § 6. Степень и её свойства. | 11 | | 52 | Коррекция. Тождества и тождественные преобразования. | 1 | | 53,54 | Тождества и тождественные преобразования. | 2 | 3.12-14.12 | 55,56 | Определение степени с натуральным показателем. | 2 | | 57 | Степень с натуральным показателем. Самостоятельная работа. | 1 | | 58 | Коррекция. Подготовка к контрольной работе. | 1 | | 59 | Контрольная работа за I полугодие. | 1 | 17.12-27.12 | 60 | Коррекция. Свойства степени. | 1 | | 61,62 | Свойства степени. | 2 | | | § 7. Действия со степенями. | 7 | | 63,64 | Одночлены. | 2 | | 65,66 | Сокращение дробей. | 2 | 14.01-18.01 | 67 | Сокращение дробей. Самостоятельная работа. | 1 | | 68 | Коррекция. Подготовка к контрольной работе. | 1 | 21.01-25.01 | 69 | Контрольная работа №6 по теме: “Действия со степенями”. | 1 | | | Глава 4. Многочлены. | ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.16 | Просмотров: 1635
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|