Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Урок физике по теме Электрические взаимодействия. Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов
Автор(ы): Жилина Лилия Викторовна, учитель физики и информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: Обучающие | Развивающие | Воспитательные | 1) Познакомить учащихся с понятием электрического взаимодействия и электрической силы.2) Сформировать понятие наэлектризованного тела (заряженного) и познакомить со способами сообщения телу заряда. 3) Показать, что наэлектризованные тела действуют на твердые, жидкие и газообразные тела. 4) Показать, что в процессе трения электризуются оба тела. 5) Познакомить учащихся с тем, что электрическое взаимодействие проявляется как в притяжении, так и в отталкивании тел. 6) Познакомить учащихся с существованием 2-х видов заряда и их взаимодействии. | 1) Развивать у учеников способность наблюдать.2) Развивать умение планировать эксперимент с целью получения ответа на поставленный вопрос, анализировать диалектико-материалистический характер процесса познания: практика-критерий истины. 3) Приобщить к методу научного исследования: выделение проблемы, выдвижение гипотезы, планирование эксперимента, получение вывода. | 1) Развивать познавательный интерес, любознательность.2) Развивать активность. 3) Развивать самостоятельность. 4) Формирование личностного отношения к миру и месту человека в нём. | Ход урока Слайд 1. Мудрость - это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни, - это гармония идеи с жизнью. И. А. Гончаров. Актуализация темы. Мы живем в мире электрических взаимодействий, сталкиваясь с ними в природе, практической деятельности. Примерами электрических взаимодействий в природе являются: молния, огни святого Эльма (демонстрация искрового и коронного разрядов). Непонимание природы электрических явлений порождало у людей страх, суеверия. С развитием науки люди смогли объяснить явления, научиться защищаться от них, и заставить работать на пользу людям. Теперь мы не мыслим свою жизнь без электричества. Приборы от электрической лампочки до компьютера работают за счет электрических явлений. Человек должен иметь элементарные представления о природе электрических явлений хотя бы для того, чтобы не ссориться с ними. Актуализация знаний. Что называется взаимодействием? (действие одного тела на другое, в результате которого тела изменяют скорость). Что называется силой? (сила - количественная мера взаимодействия). Что такое гравитационная сила? ( сила, с которой притягиваются тела вследствие того, что обладают массой ). Постановка проблемы. Слайд 2. Учитель. Проведём опыт: потрём пластмассовую ручку или расчёску о шерсть и поднесём к кусочкам бумаги. Они притянулись. Какой вид взаимодействия вы наблюдаете? Может ли это быть гравитационное взаимодействие? Выдвижение гипотезы: 1. Взаимодействующие тела имеют массы и могут вступать в гравитационные взаимодействия. На столах приборы: магнит, гвоздики, кусочки оргстекла, кусочки бумаги. При помощи опытов проверьте справедливость вашей гипотезы. ( поднести незаряженную палочку к кусочкам бумаги, взаимодействия нет ). Вывод: данное взаимодействие не является гравитационным. 2. Взаимодействие не может быть магнитным? Проверка гипотезы опытами ( поднести магнит к гвоздям и наблюдать магнитное взаимодействие, при поднесении магнита к бумаге его не наблюдаем). Вывод: это взаимодействие не является магнитным. Учитель: вы открыли новый вид взаимодействия - электрическое взаимодействие, а сила, с которой палочка, потёртая о ткань действовала на листки бумаги, называется электрической силой. Введение определений. Слайд 3. Про тела, способные к электрическим взаимодействиям говорят, что они наэлектризованы. Или им сообщён электрический заряд. Учитель: Слайд 4. обратите внимание, наэлектризовать тело можно трением (соприкосновением), а также при контакте заряженного тела с незаряженным. Постановка проблемной задачи категории ситуация неопределённости. Слайд 5. Мы видели, что к наэлектризованным телам могут притягиваться лёгкие тела. Как вы думаете, могут ли твёрдые тела большой массы (например, деревянная линейка) притягиваться к наэлектризованным телам? Выдвигают гипотезу, что да. Как проверить? Предлагают поднести заряженную палочку к линейке. Она неподвижна. Делают вывод, что - нет. Учитель: а всё ли мы учли в нашем эксперименте? Что могло помешать линейке устремиться навстречу заряженной палочке? Предположение учащихся: сила трения покоя. Учитель: как её можно свести к минимуму? Ученики: подвесить линейку или поставить на круглодонную колбу, перевёрнутую вверх дном. Проводят эксперимент, и делают вывод, что твёрдые тяжёлые тела притягиваются к наэлектризованным телам. Поисковое задание. Слайд 6, 7. Могут ли жидкости притягиваться к наэлектризованным телам? Как проверить? (поднести заряженную палочку к струе жидкости). Вывод: Жидкости притягиваются к заряженным телам. (Факт, что газы тоже обладают способностью п...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.17 | Просмотров: 1588
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|