Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Урок химии в 8-м классе Чистые вещества и смеси
Автор(ы): Некрасова Тамара Николаевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: Закрепить знания номенклатуры неорганических веществ разных классов. Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека. Познакомить со способами разделения смесей. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая. Оборудование: Химия 8 - учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна - М., Дрофа, 2007 г. Презентация в MS Power Point (приложение) Компьютер, проектор Реактивы Смесь порошков железа и серы, раствор поваренной соли, смесь песка и воды, раствор метилового оранжевого; фильтры, выпаривательная чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, воронка, стеклянная палочка, химические стаканы, колбы, магнит, пипетка. Демонстрационный эксперимент: Разделение смеси фильтрованием; Разделение смеси магнитом; Хроматография; Разделение смеси веществ выпариванием. Карточки с заданием для групповой работы. Разделение смеси (раствора) растворимого вещества и растворителя: Раствор поваренной соли, лабораторный штатив с кольцом, фарфоровая чашка (выпаривательная), спиртовка, тигельные щипцы, стеклянная палочка. Разделение смеси нерастворимого в воде вещества и растворителя (растворимого вещества): Лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический. Разделение смеси железа и серы: Железные опилки, порошок серы, магнит , 2 фильтра. Хроматография: Фильтр, раствор метилоранжа, пипетка. Ход урока Организационный момент. Проверка домашнего задания. Беседа: Какие соединения называются оксидами? (Оксиды - это сложные соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления (-2)) Какие соединения называются кислотами? (Кислоты - это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка) Какие соединения называются основаниями? (Основание - это сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп OH-) Какие соединения называются солями? ( Соли - это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков) Проверочная работа (5-7 минут) на листках. На слайдах 1-2 - вопросы проверочной работы. Проверочная работа сдается учителю (результаты объявляются на следующем уроке). Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы. 1. Беседа Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая тетрадь, чистые руки, чистый лист : А какое вещество считается чистым? Есть ли в природе чистые вещества? Чем отличается чистое вещество от смеси веществ? Как вы думаете, что будет темой нашего урок сегодня? (слайд 3) 2. Запись даты и темы урока учащимися в тетради. Как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить на уроке? Цели урока обсуждаются с учащимися. Учащиеся предлагают: выяснить, какое вещество считается чистым и что такое смесь; узнать, где применяются чистые вещества и смеси; узнать, как разделить вещества. В результате обсуждения - слайд 4. 3. Объяснение нового материала. На данном этапе урока учитель формирует понятие о чистом вещества и смеси. Учащимся известно понятие вещество (это то из чего состоят физические тела). Поэтому, вначале даем определение смеси веществ. Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе и примеры смесей, представленные на слайде 5. Далее ребята дают определение смеси, как системы из их нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Эта формулировка появляется на слайде после щелчка мыши. Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Учитель приводит примеры смесей, ребята записывают их в тетради: воздух, морская вода, молоко, сплавы металлов, растворы, туман и др. Он рассказывает о воздухе, как смеси, которая состоит из газов - азота, кислорода, аргона и др. (слайд 6). Посмотрите внимательно на смеси, находящиеся на столе. В чем разница между ними? Далее рассматривается классификация смесей (слайда 7). Смеси | Однородные | Неоднородные | Растворы сахара в воде, растворы солей, воздух, | Смесь Fe +S, песок и сахар, глина с водой, песок с водой | Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь. Однородными называют смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа). Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит, хотя ничтожное малое количество примесей. Как вы думаете, морская вода и чистая дистиллированная вода будут обладать одинаковыми свойствами? (ребята предполагают, что нет). Слайд 8. Учитель объясняет условия эксперимента: в 2-х сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное в...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.17 | Просмотров: 3627
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|