Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие детского сотрудничества. Обогащаем эмоции и речь - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Развитие детского сотрудничества. Обогащаем эмоции и речь


Автор(ы): Пискунова Валентина Яковлевна, воспитатель; Стельмах Галина Яковлевна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Начинать работу следует со специальных игр и упражнений с использованием пиктограмм, целью которых является пробуждение интереса детей к характерным эмоциям человека, возобновление в памяти представления об основных эмоциональных состояниях и обогащение их.
Достаточно большое значение для развития детского сотрудничества в совместной деятельности имеет своевременная внешняя регламентация действий участников. Наиболее эффективным на всех этапах работы является не столько вмешательство нас взрослых, сколько правильное построение обсуждения результатов совместной деятельности. В ходе этих обсуждений на конкретных примерах необходимо показывать детям, к каким хорошим результатам приводит умение работать вместе. Это поможет дошкольникам ощутить преимущества совместной работы, создаст позитивный эмоциональный фон для самостоятельного освоения моделей. С целью реализации всех позитивных идей и предложений детей наша задача, дорогие коллеги, состоит в профессиональной, деликатной и своевременной поддержке их взаимодействия, поощрения самостоятельных стремлений сверстников в деловых общениях и контактах между собой.

Пиктограммы

Для этой игры необходимо использовать набор карт-пиктограмм. Пиктограммы – это изображение лиц людей в различных эмоциональных состояниях. Можно использовать два набора карточек: один целый, другой – разрезанный.
Детям даётся набор шаблонов, они распознают настроение (эмоции) человека и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанный, шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь “людям”: найти и собрать их фотографии.
После определения настроений каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. У каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая её другому, называет настроение человека, который на ней изображён. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнёром. После этого две картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
Практический совет: проблемные ситуации взаимодействия можно предлагать детям от лица любимых ими игровых персонажей. Предлагаем это делать от лица трёх “Говорящих куколок”, которые хотят научиться всё делать вместе. Они постепенно открывают дошкольникам “секреты” обогащения взаимоотношений.
“Говорящие куколки”: Дети, вы знаете, что у человека бывает разное настроение: радости и грусти, печали и веселья, беспокойства и уверенности, интереса и равнодушия. Человек не всегда рассказывает о своём настроении. Мы вас научим, как можно узнавать о настроении, всего лишь внимательно посмотрев на лицо мамы или бабушки, вашего друга или соседа, или воспитателя. Зная маленькие “секреты” эмоций, вы сможете стать ближе друг к другу, вовремя проявлять понимание и сочувствие к окружающим.
Вместе с “Говорящими куколками” дети будут открывать для себя мир взаимоотношений, эмоциональных состояний, учиться “прочитывать” эмоции в мимике, жестах, интонациях и соответственно реагировать.

“Мимическая гимнастика”

Ребёнку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне всё равно - равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, всё тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щёки (лень, хочется дремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!).
Практический совет: напомним список фундаментальных эмоций человека и их оттенков, которые желательно обыгрывать с детьми: интерес-внимательность, радость-удовольствие, удивление, горе-отчаянье-страдание-сострадание, гнев-злость-зависть, обида-досада, презрение-брезгливость-отвращение, страх-испуг, стыд-вина, тревога-беспокойство, сочувствие-жалость-нежность, грусть-печаль.
При использовании игр и упражнений необходимо стимулировать детей распознавать эмоции, развивать умение адекватно выражать эмоциональные состояния человека. Используя в упражнениях разные эмоциональные темы, можно открыть детям, какое эмоциональное единство таится в каждом человеке, как разнообразны эмоции и бесчисленны их оттенки, а также пробуждать и раскрепощать эмоции в самих детях.

“Азбука настроений”

Для этого упражнения понадобятся картинки или игрушки известных литературных героев, персонажей мультфильмов, фотопортреты самих детей в разном эмоциональном состоянии. Дети составляют рассказы о том, как изображен на фото или иллюстрации. Особое внимание следует обратить на то, что в данный момент чувствует, переживает этот человек, и каковы возможные причины этих переживаний.
Детей просим по сигналу ведущего поднять карточку, на которой персонаж удивлен, обижен, радуется и т.д., можно также попросить детей рассказать случай из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства.

Пантомимические этюды

Этюды на выражение различных эмоций способствуют осознанию способов их адекватного проявления. Ребёнок учится выражать свои эмоции. Освоив это, развив в себе такую способность, он одновременно осваивает и адекватные способы привлечения внимании к себе.
В этюде предлагается ситуация эмоционально пересказываемая детям. Например, “Встреча друзей”, “Два весёлых клоуна”, “Золушка на балу(после бала)”, “Солёный чай”, “Драчуны”.

“Волшебные очки”

Дети садятся по кругу и передают друг другу воображаемые волшебные очки, надевая которые, можно увидеть и интересно назвать по имени, вспомнить и придумать ещё больше позитивных особенностей сверстника.

“Ты самый, самый…”

Дети, сидя или стоя в кругу, передавая друг другу какую-либо игрушку или предмет, завершают фразу “Ты самый, самый…” (улыбчивый, добрый, приветливый, весёлый, интересный, красивый, умный, находчивый, смелый, честный и т.д.).
Позволим детям придумывать желаемые определения не только тем, с кем они стоят рядом. а в первую очередь, тем сверстникам, которые им наиболее симпатичны.
В играх “Волшебные очки” и “Ты самый, самый…” необходимо акцентировать внимание детей на особенностях обращения их друг к другу с целью придумывания разнообразных интересных имён для сверстника, умения ярко охарактеризовать черты его внешности, подчеркнуть особенности поведения в разных видах деятельности, отметить достоинства и преимущества каждого, тем самым обогатить представления о сверстнике как деловом партнёре.
Практический совет: если ваши дети не знакомы с играми такого содержания, у них может возникать скованность в выражении эмоционального отношения к сверстнику. Поэтому лучше чтобы сначала они вслед за вами проговаривали общения, дополняя их различными впечатлениями. Вы сразу заметите, что дети быстро воспринимают положительный эмоциональный тон, с удовольствием начинают придумывать ласковые имена друг другу, а также чаще использовать их в свободном общении.
В этих играх дети освоят или обогатят умения обозначать своё эмоциональное состояние, различать его у других детей, принимать позицию сверстника и адекватно реагировать на его эмоциональное состояние, достигая взаимопонимания. Предложенные игры можно использовать перед началом занятия, какого-либо режимного момента (после прогулки перед обедом, после дневного сна, перед или во время утренней или бодрящей гимнастики), а также просто в свободной деятельности детей. Общение со сверстниками в атмосфере игры снимает у детей напряжённость, скованность, стеснительность, позволяет свободно выражать свои эмоции, активно обращаться друг к другу.
В качестве диагностического задания можно предложить детям на заранее подготовленных кругах – лицах человека изобразить настроение, эмоциональное состояние своих близких (папы, когда он смотрит футбол, сестры, когда она рано просыпается, чтобы идти в школу, бабушки, когда у неё болит голова, мамы, когда она разговаривает по телефону и т.д.).
На основе рисунков побеседуйте с детьми:
  • какое настроение ты изобразил?
  • какие линии на лице позволяют судить об изменении эмоционального состояния?
  • расскажи о причинах такого настроения.
Процесс сотрудничества требует не только адекватного понимания эмоционального состояния человека, но и координации действий партнёров. С этой целью рекомендуем использовать такие совместные подвижные игры с детьми, которые позволяют развивать способность точно давать указания и принимать команды партнёра, следовать им, проявлять внимательность, терпеливое отношение к сверстнику.

“Проведи слепого”

Детей разделяют на пары (по желанию, по росту, по алфавиту имён, по цвету волос, глаз). В паре дети, договорившись между собой, выбирают, кто будет играть роль слепого; ему завязывают глаза. Цель игры в том, чтобы с помощью словесных команд довести игрока с завязанными глазами от одного конца комнаты до другого так, чтобы они ни разу не споткнулся и не коснулся руками или телом ни одного препятствия (это могут быть игрушки, спортивные атрибуты). Для этого словесные команды партнёра должны быть очень точными и продуманными. За каждое касание пара получает штрафное очко.
Побеждает та пара, которое проведёт своего игрока более точно, быстро и получит меньше штрафных очков.

“Сиамские близнецы”

Детей р...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.08.17 | Просмотров: 1690

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340