Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность


Автор(ы): Эверстова Марина Константиновна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Успешность решения этой проблемы во многом определяется, если она рассматривается в едином контексте, органической взаимосвязью с деятельностью школьников по профессиональной ориентации, направленной на формирование таких качеств субъекта трудовой деятельности, как целеполагание, планирование, способность контролировать и оценивать свои действия, ход и результаты своего труда, проявлять творческую активность. Эти качества, как правило, гарантируют становление будущего профессионала, определяют его жизненные и профессиональные ценности. Многолетний педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел к выводу, о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры учащихся является создание научно-исследовательского общества учащихся, цель которого становится организация научно-исследовательской деятельности учащихся, и всестороннее, творческое развитие личности, воспитание экологической культуры.
Основные задачи, которые ставятся перед педагогом:
  • активизация познавательной деятельности учащихся через приобщение к науке;
  • создать условия для самодиагностики и самопознания собственных индивидуальных способностей;
  • приобретение умений и навыков исследовательской деятельности под руководством педагогов, ученых, других специалистов;
  • выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей и на основании этого определение индивидуальной траектории обучения и развития;
  • формирование системы научных взглядов учащихся;
  • развитие интереса к исследованию окружающей естественной и социальной среды;
  • создание условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся;
  • пропаганда знаний об окружающем мире;
  • знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;
  • воспитание духовной культуры и высоких нравственных качеств;
  • участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, региона олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах;
  • физическое укрепление здоровья и пропаганда ЗОЖ.
Избран Совет ДЭНИО, где каждый член общества имеет удостоверение члена ДЭНИО, создана эмблема и песня, складываются традиции. Задачи Совета ДЭНИО – актуализировать научно-исследовательскую работу силами членов ДЭНИО, создать интересную для ребят творческую среду. В конце года проводится уже ставшая традиционной научно-практическая конференция учащихся, в этом году - четвертая, в заключительной части конференции подводятся итоги работы учениками ДЭНИО, вручаются грамоты активным наиболее отличившимся ребятам.. Завершается учебный год участием учащихся в научно-исследовательских экспедициях: этнографических, эколого-биологических, географических; работой в лабораториях вузов, где учащиеся получают возможность собрать материал для своих исследований, получить подтверждение своим научным проектам (см. приложение 1, приложение 2). Научно-исследовательские экспедиции представляются наиболее привлекательными и перспективными в ряду других форм выездной деятельности (походы, экскурсии). Это связано с тем, что экспедиция, помимо чисто эмоциональной стороны, наполнена глубоким и важным для детей предметным содержанием, является итогом учебного года и вместе с тем возможностью наиболее полно приложить на практике полученные в течение года знания.
Сознание того, что они едут работать и особенно, изучать еще неизвестные, а не просто отдыхать, наполняет для ребят экспедицию глубокой эмоциональной привлекательностью, а процесс подготовки и к экспедиции, и после экспедиционной обработки данных делает гораздо более интересным и желанным. Участие родителей, их интерес деятельностью учащихся резко повышает ответственность, самостоятельность, а также повышает в глазах ребенка социальную значимость интеллектуального труда, формирует нравственный стержень, который позволяет затем молодым людям не оставаться в своем развитии и самообразовании. Для того, чтобы стать участником экспедиции, ученик проходит своеобразный конкурс, где учитываются его теоретические знания, полученные в течение года, интерес научно-исследовательской деятельностью и специальная физическая подготовка, знания правил техники безопасности, правил поведения в лесу и оказания первой медицинской помощи.
Особое внимание уделяется такому концептуальному элементу в структуре экспедиции, как ее комплексность. При проведении комплексной экспедиции работают в одном лагере разные специализации (и гуманитарные, и естественно-научные), исследуя его по своим программам и методикам. (Cм. приложение)
Немалое значение имеет также и место выбора района. При этом принимается во внимание несколько факторов. Первое – наличие объектов исследований для всех специализаций, участвующих в экспедиции. Учитывается и рельеф, и климат, наличие водной среды, состав фауны и флоры.
Второе – удобства подъезда, т.е. наличие дороги и связи экологическая чистота выбранного района. Для нашего лагеря это оказался район на берегу озера “ Алысардах”, на расстоянии 15 км от поселка. Предпочтительными временем проведения экспедиции является середина июня, так как в это время меньше гнуса и жара еще не такая сильная, что позволяет нам совершать большие маршруты.
Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся проходит в несколько этапов: изначально творческие и исследовательские задачи учащимся ставились в инициативном порядке учителем. На этом этапе идет поиск основного направления научно-исследовательской деятельности, повышения методического уровня педагога исследователя в этом направлении и поиск связей с другими научными обществами. Данный этап в моей практике проходил в течение 2-х лет. На этом уровне мои учащиеся основном только познавали методику наблюден...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1493

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340