Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством резвивающих игровых технологий и сенсорной стимуляции
Автор(ы): Яненко Наталья Николаевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Одним из приоритетных направлений в нашем учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Наиболее эффективным средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, которое мы открыли для себя, служат развивающие игровые технологии, созданные В.В. Воскобовичем. В нашей прогимназии педагогов был оформлен интеллектуально-игровой центр “Фиолетовый лес” - это своего рода виртуальный, несуществующий мир, “населенный” персонажами сказок-инструкций к развивающим играм В.В. Воскобовича. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяют перестроить образовательную деятельность: перейти от обычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно. Оригинальность и самобытность игр, с которыми наши дети знакомятся в дошкольных группах заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интересует его, мобилизует внимание, и незаметно втягивает в процесс “думания” над задачей. Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четких, последовательных действий: анализа содержания, осознания цели, поиска средств, способов путей ее выполнения, планирования и получения результата. Происходит задействование психических процессов (восприятие, память, мышление). А также качеств личности (целеустремленность, самостоятельность, усидчивость.) Многовариантность и разные степени сложности заданий одной игры позволяет мне использовать их, как на занятии, так и в индивидуальной работе с детьми. Импонирует мне и наличие сказочного образа в играх, для детей младшего школьного возраста это является одним из стимулов выполнения задания. Важна, на мой взгляд, возможность создания плоскостных и объемных изображений, создания схем. Проявления творчества в придумывании заданий и приключений сказочных персонажей, позволяет развивать речь, обучать составлению диалогов, умению логически завершать задание. Проводя, диагностику познавательного развития детей дошкольного возраста в начале и в конце учебного года мы увидели, скачок в развитии памяти, внимания, логического мышления, сформированности пространственных представлений, что подчеркивает, правильность выбранного нами пути использования развивающих игр в образовательном процессе. Такой результат я получила, используя на занятиях методические пособия В.В. Воскобовича: “Геоконт”, “Геовизор”, и серию “Чудо-крестики”, игровой обучающий комплекс “Ларчик”. “Геоконт” - представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем “гвоздиками”, на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. Каждый “гвоздик” имеет свои координаты (например, Ж-2 – желтый “луч”, второй “гвоздик”). С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разнообразные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры. “Геовизор” представляет собой папку с прозрачным верхом – экраном. Внутрь папки вкладываются листы с заданиями. Сами задания выполняются фломастером по координатной сетке на экране “Геовизора”. Коврограф “Ларчик” (веревочки, прилипают к коврику), заменяет собой фланелеграф и позволяет решать в игровой форме самые разнообразные задачи. Проводя, диагностику познавательного развития детей дошкольного возраста в начале и в конце учебного года мы увидели, скачок в развитии памяти, внимания, логического мышления, сформированности пространственных представлений, что подчеркивает, правильность выбранного нами пути использования развивающих игр в образовательном процессе. Неблагоприятные современные социально-экономические условия в стране оказывают негативное воздействие на развитие эмоциональной сферы детей. В течение ряда лет мы наблюдаем, рост групп риска, к которым мы относим детей с повышенной тревожностью, страхами и другими отрицательными проявлениями. Проблема развития и коррекции эмоций детей в системе психолого–педагогического сопровождения в настоящий момент стоит достаточно остро. Нормальное эмоциональное развитие является одним из показателей психического здоровья ребенка. С целью снижения уровня тревожности детей в нашем учреждении была создана Сенсорная комната. Проводимые в ней занятия позволили снизить уровень отрицательных эмоциональных проявлений. В сенсорной комнате создана окружающая среда, которая ненавязчиво заставляет детей успокоиться, забыть страхи, личные переживания. Оборудование СК можно разделить на два функциональных блока: - Релаксационный – в него входят напольные и настенные маты, сухой бассейн, модульные наборы, установка для ароматерапии;
- Активационный – в него входят: оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног;
Занятия в Сенсорной комнате позволяют выполнить процедуры психологического воздействия и коррекции: - Релаксация и снятие эмоционального и мышечного напряжения у ребенка;
- Фиксирование и управление вниманием ребенка, поддерживание у него интереса к познавательной активности;
- Развитие воображения и творческих способностей.
Я хотела бы поделиться опытом коррекционной работы по развитию познавательной деятельности детей с нарушением эмоциональных проявлений. Коррекционная работа с детьми включает в себя различные виды деятельности: - Диагностическое обследование;
- Определение коррекционных групп;
- Совместная коррекционная работа психолога и педагогов по коррекции эмоциональных проявлений и развитию познавательной деятельности;
- Работа с родителями детей коррекционной группы;
- Аналитическая деятельность по результатам диагн...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.21 | Просмотров: 1950
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|