Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Применение метода проектов в обучении математике
Автор(ы): Глотова Наталья Григорьевна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) образовательного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего практическую значимость. Любой проект ориентирован на решение конкретной проблемы и рассчитан на определенного потребителя. В процессы работы учащиеся вовлекаются в так называемую проектную деятельность, направленную на освоение профессионального опыта проектировщиков, конструкторов, дизайнеров и т. д. и овладение специальными (креативными) умственными действиями и операциями. Перечислим основные требования, предъявляемые к организации учебного проекта. - Проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них и для их ближайшего окружения.
- Решаемая с его помощью проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно и теоретическое) значение.
- Работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер.
- Проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, при этом допускает изменения в процессе своего осуществления.
Итак, метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности. Как правило, учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения обозначенной проблемы и способа презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между его участниками – все это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. При этом учитель выступает в обсуждении и принятии решений в качестве старшего товарища. С обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность ученика: первый задает «пространство» возможных целей и путей их достижения, из которых второй выбирает те, что наиболее соответствуют его индивидуальности. Таким образом, создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития учащихся. На наш взгляд, для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе т работы над учебным проектом у школьников: - появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;
- зарождаются основы системного мышления;
- формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов;
- развиваются творческие способности, воображение и фантазия;
- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям. В статье мы предлагаем один из вариантов; организации теоретического исследовательского проекта по геометрии в VII классе, реализованного в школьной практике. Общая характеристика проекта Данный проект посвящен теме «Треугольники» и рассчитан на весь учебный год. Проектная деятельность осуществляется в малых группах по 5–6 человек. На начальном этапе каждой группе сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание. Ознакомительная информация представляет собой исторические сведения и высказывания знаменитых людей об изучаемом объекте – треугольнике. При ее подготовке учитель может воспользоваться любой литературой по истории математики и публикациями в журналах. Кроме того, в качестве творческого задания учащимся можно предложить найти дополнительную информацию, относящуюся к треугольнику. Это могут быть строчки из стихов и песен, афоризмы, пословицы, поговорки и пр. Перечислим теперь типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта: - практические задания, предполагающие выполнение физических действий: измерения, черчения с помощью инструментов, разрезания, сгибания, рисования и пр.;
- практические задачи – задачи прикладного характера;
- проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы,
- объяснять факты, обосновывать выводы;
- теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение и т.п.;
- задачи – совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений.
Все задания разделены на блоки по темам: - Треугольник. Основные понятия и элементы.
- Признаки равенства треугольников.
- Равнобедренный треугольник.
- Прямоугольный треугольник.
Некоторые задания выполняются учащимися в виде наглядного пособия по геометрии — «портфолио». При его изготовлении могут использоваться любые подходящие материалы: цветная бумага, картон, ткань и пр. Заметим, что в оформлении пособия могут принимать участие и родители. Каковы основные цели проекта? К общепедагогическим целям проекта можно отнести следующие: - обучение школьников самостоятельной работе с разными источниками информации, отбору необходимого, сравнению и установлению связей между известными фактами и явлениями;
- формирование навыков анализа полученной информации и ее применения к решению проблем;
- развитие таких качеств мышления, как гибкость, критичность, широта, глубина, логичность, быстрота и т.п.;
- обучение мыслительным операциям сравнения, классификации, обобщения, анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации;
- развитие интуиции, способности предвидеть последствия принимаемых решений, умения устанавливать причинно-следственные связи;
- формирование коммуникативных навыков.
Среди учебных целей отметим: - обеспечение понимания фундаментальности изучаемого геометрического объекта «треугольник»;
- освоение учащимися необходимых и достаточных знаний по теме «Треугольники», умений решать типовые задачи;
- обобщение и систематизацию учебного материала по теме;
- обучение проведению практических экспериментов, умениям делать аргументированные выводы, генерировать идеи по разрешению ситуаций, применять знания к решению новых задач и проблем;
- освоение учениками приемов и методов выдвижения гипотез и проведения доказательств в геометрии.
Организация проектной деятельности Учитывая, что тема «Треугольники» начинает изучаться со II четверти, ознакомительная информация и первая группа заданий предлагаются семиклассникам уже в I четверти. Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и теорем. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.21 | Просмотров: 1241
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|