Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Применение метода проектов в обучении математике - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Применение метода проектов в обучении математике


Автор(ы): Глотова Наталья Григорьевна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) образовательного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего практическую значимость.
Любой проект ориентирован на решение конкретной проблемы и рассчитан на определенного потребителя. В процессы работы учащиеся вовлекаются в так называемую проектную деятельность, направленную на освоение профессионального опыта проектировщиков, конструкторов, дизайнеров и т. д. и овладение специальными (креативными) умственными действиями и операциями.
Перечислим основные требования, предъявляемые к организации учебного проекта.
  • Проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них и для их ближайшего окружения.
  • Решаемая с его помощью проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно и теоретическое) значение.
  • Работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер.
  • Проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, при этом допускает изменения в процессе своего осуществления.
Итак, метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.
Как правило, учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения обозначенной проблемы и способа презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между его участниками – все это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. При этом учитель выступает в обсуждении и принятии решений в качестве старшего товарища. С обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность ученика: первый задает «пространство» возможных целей и путей их достижения, из которых второй выбирает те, что наиболее соответствуют его индивидуальности. Таким образом, создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития учащихся.
На наш взгляд, для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе т работы над учебным проектом у школьников:
  • появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;
  • зарождаются основы системного мышления;
  • формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов;
  • развиваются творческие способности, воображение и фантазия;
  • воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.
В статье мы предлагаем один из вариантов; организации теоретического исследовательского проекта по геометрии в VII классе, реализованного в школьной практике.
Общая характеристика проекта
Данный проект посвящен теме «Треугольники» и рассчитан на весь учебный год.
Проектная деятельность осуществляется в малых группах по 5–6 человек. На начальном этапе каждой группе сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание.
Ознакомительная информация представляет собой исторические сведения и высказывания знаменитых людей об изучаемом объекте – треугольнике. При ее подготовке учитель может воспользоваться любой литературой по истории математики и публикациями в журналах. Кроме того, в качестве творческого задания учащимся можно предложить найти дополнительную информацию, относящуюся к треугольнику. Это могут быть строчки из стихов и песен, афоризмы, пословицы, поговорки и пр.
Перечислим теперь типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:
  • практические задания, предполагающие выполнение физических действий: измерения, черчения с помощью инструментов, разрезания, сгибания, рисования и пр.;
  • практические задачи – задачи прикладного характера;
  • проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы,
  • объяснять факты, обосновывать выводы;
  • теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение и т.п.;
  • задачи – совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений.
Все задания разделены на блоки по темам:
  • Треугольник. Основные понятия и элементы.
  • Признаки равенства треугольников.
  • Равнобедренный треугольник.
  • Прямоугольный треугольник.
Некоторые задания выполняются учащимися в виде наглядного пособия по геометрии — «портфолио». При его изготовлении могут использоваться любые подходящие материалы: цветная бумага, картон, ткань и пр. Заметим, что в оформлении пособия могут принимать участие и родители.
Каковы основные цели проекта?
К общепедагогическим целям проекта можно отнести следующие:
  • обучение школьников самостоятельной работе с разными источниками информации, отбору необходимого, сравнению и установлению связей между известными фактами и явлениями;
  • формирование навыков анализа полученной информации и ее применения к решению проблем;
  • развитие таких качеств мышления, как гибкость, критичность, широта, глубина, логичность, быстрота и т.п.;
  • обучение мыслительным операциям сравнения, классификации, обобщения, анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации;
  • развитие интуиции, способности предвидеть последствия принимаемых решений, умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • формирование коммуникативных навыков.
Среди учебных целей отметим:
  • обеспечение понимания фундаментальности изучаемого геометрического объекта «треугольник»;
  • освоение учащимися необходимых и достаточных знаний по теме «Треугольники», умений решать типовые задачи;
  • обобщение и систематизацию учебного материала по теме;
  • обучение проведению практических экспериментов, умениям делать аргументированные выводы, генерировать идеи по разрешению ситуаций, применять знания к решению новых задач и проблем;
  • освоение учениками приемов и методов выдвижения гипотез и проведения доказательств в геометрии.
Организация проектной деятельности
Учитывая, что тема «Треугольники» начинает изучаться со II четверти, ознакомительная информация и первая группа заданий предлагаются семиклассникам уже в I четверти. Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и теорем. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.08.21 | Просмотров: 1241

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340