Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно-математическую деятельность с применением социоигровой технологии - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно-математическую деятельность с применением социоигровой технологии


Автор(ы): Сорокина Марина Викторовна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1999) воспитание дошкольника призвано обеспечить развитие умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме. Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.
Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними. Овладение детьми знаниями обеспечивает определенный уровень их интеллектуального развития.
В нашем дошкольном учреждении много лет используются современные передовые педагогические технологии: педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, технологии экологического воспитания и другие. Но сколько бы новейших технологий не использовали педагоги, происходящие изменения в обществе, а это и: расширение человеческих контактов, поток информации, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни, оказывают влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни. Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей я работаю по теме «Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно-математическую деятельность с применением социо-игровой технологии».
Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Уже с младшего возраста главной задачей я ставлю интеллектуальное развитие и сохранение индивидуального в ребёнке. Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Учитываю особенность периода от 2-7 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формирую такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Цель моей работы – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Основными задачами моей работы являются:
1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Таким образом, основой организации работы с детьми на моих занятиях является следующая система дидактических принципов:
  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
  • новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
  • обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
  • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
  • обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка в моей группе.
Содержание классическое:
Доматематические виды деятельности:
- сравнение;
- уравнение;
- комплектование
Математические виды деятельности:
- счет;
- измерение;
- вычисление;
Плюс элементы логики и математики.
Методы и приемы:
- практические (игровые);
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование;
Дидактические средства:
Наглядный материал (социо-игры, дидактические книги, счетный, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).
Форма организации детской деятельности:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- игровой тренинг;
Все это опирается на развивающую среду, которую я строю следующим образом:
1. Математические развлечения:
- игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.);
- игры-головоломки;
- задачи-шутки;
- ребусы;
2. Дидактические игры:
- сенсорные;
- моделирующего характера;
- специально разработанные мною для обучения детей;
3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
Провожу работу с детьми с учетом того, что каждому ребенку необходимо уважение к его самостоятельной, делающей первые шаги мысли. Он стремится высказать свои суждения, идеи, я одобряю его стремления понять что-то и поддерживаю. В данном случае я не стремлюсь немедленно дать ребенку «правильные» ответы на все возникающие у него вопросы, а создаю условия для разворачивания его собственных размышлений.
Для этого:
  • широко использую иллюстрации к книгам, диафильмы, телепередачи познавательного направления и т.п.;
  • как можно больше рассказываю детям о жизни в разных местах и в разные времена;
  • внимательно и заинтересовано выслушиваю рассуждения детей, никогда их не критикуя;
  • ставлю развивающие вопросы;
Я определила общие методические подходы к организации работы. Вот типовая структура работы с каждым числом:
1. Рассказывание воспитателем сказки с продолжением о числовом королевстве и его новом представителе.
2. Выявление, где встречается число в предметном мире, в природе.
3. Рисование на тему числа.
4. Лепка соответствующей цифры.
5. Знакомство с соответствующим классом геометрических фигур, рисование, лепка их, конструирование объемных тел.
6. Ритмические двигательные упражнения.
7. Преподнесение детям символических подарков, сделанных воспитателем.
При таком подходе каждое число первого десятка обретает для ребенка как бы свое собственное лицо, характер, становится персонажем, который невидимо действует в окружающем его мире. Это повышает интерес детей к данной реальности. Ведь когда количественные изменения рассматривались традиционной методикой в отрыве от изменений качественных, - сам материал становился не интересен для детей.
Упор в методике работы с детьми дошкольного возраста делаю на образном начале. Стремлюсь, чтобы мышление у детей было по-настоящему продуктивным. Для этого развиваю у детей такие качества, как подвижность и гибкость, способность устанавливать неожиданные связи, находить неожиданные аналогии и таким путём двигаться по пути познания нового. При этом не забываю о таком важном факторе, как умение образовывать ассоциации.
Особое внимание уделяю формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум.
Игры направлены на развитие логического мышления, а именно, на умение устанавливать простейшие закономерности, порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Для развития интеллекта должное внимание уделяю развитию речи. В ходе игры не только задаю заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговариваю с детьми по теме и сюжету игры, содействую вхождению ребенка в игровую ситуацию. Использую потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок. Игровые познавательные задачи решаю с помощью наглядных пособий.
Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является моё творческое отношение к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. При этом для меня наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. При обучении для меня важна математическая сущность тех представлений, которые я формирую у детей.
Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математику ввожу в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. Я подвожу детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Большое внимание на занятиях уделяю развитию вариативного мышления и творческих сп...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.08.22 | Просмотров: 3239

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340