Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Развитие интереса дошкольников к экспериментированию в процессе интеграции различных видов художественно-творческой деятельности
Автор(ы): Маковеева Татьяна Юрьевна, воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования. Совершенствование личности дошкольника предполагает развитие у него разнообразных способностей, положительного отношения к миру, разнообразных умений, которые в основе своей наиболее мощно развиваются в изобразительной деятельности. Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественно-творческой деятельности, посильной детям дошкольного возраста, является одной из центральных задач развития детей в изобразительной деятельности. В связи с этим, основная задача взрослого – создать условия и помочь сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, используя универсальность и синкретизм (единство) последнего. Наблюдая за развитием детей в изобразительной деятельности, изучая научные разработки, отражающие её возможности для полноценного развития ребенка, пришла к выводу: недопустимо строить воспитание детей на основе механического освоения техники изображения; навязывать детям стереотипы и шаблоны, которые они легко усваивают, но это ни на шаг не продвигает их в художественном развитии; подгонять творчество детей, их манеру изображения под взрослые образцы; предполагать, что творческие и познавательные способности в процессе изобразительной деятельности разовьются сами собой. Все это отрицательно влияет на психическое и физическое здоровье ребенка, ведет к потере интереса к познанию мира. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов в организации педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей. Все виды художественно-творческой деятельности детей тесно связаны с различными направлениями развития, включенными в воспитательно-образовательную систему. Поэтому одним из основополагающих принципов качественного проектирования педагогической деятельности, направленной на развитие интереса к экспериментированию различных художественными материалами является принцип интеграции, как глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного программного содержания. Интеграция охватывает направления познавательно-речевого, социального, эстетического развития, игру. Принцип интеграции основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание). Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации педагогического процесса соответствует характеру мышления дошкольников, которое является наглядно-действенным и наглядно-образным. Таким образом, интегрированное решение программных задач позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным. Механизмом интеграции является образ, создаваемый выразительными средствами разных видов искусства в разных видах художественной деятельности детей: - в художественно-речевой деятельности средством выразительности является слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры);
- в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации - движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
- в музыке - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.;
- в изобразительной деятельности;
- в рисовании (форма, величина, цвет, композиция, ритм);
- в лепке (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине);
- в аппликации (форма, цвет, композиция и т.д.).
Принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, является актуальным и органичным в направлении интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка. Такой подход позволяет охватить весь педагогический процесс в целом. А педагогу дает широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития личности дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей; помогает сформировать умения мобильно включаться в поиск, присваивать новые способы действий, разбираться в заданной педагогической ситуации, выходить за ее пределы, творчески варьируя и прогнозируя результат Я подошла к пониманию того, что на пути к самовыражению в художественно-творческой деятельности дети должны не только лепить и рисовать, но прежде накапливать впечатления, личный опыт, знания и умения, а так же петь и танцевать, импровизировать и играть, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Таким образом, ребенок занимает позицию исследователя. В этом случае педагогические усилия я направляю на поддержание в ребенке веры в свои творческие силы и способности, чтобы он не терялся и искренне радовался, оставшись один на один с чистым листом бумаги, акварелью, восковыми мелками, кусочком пластики и т.д. Рассматривая детское экспериментирование как самоценную для ребенка, творческую деятельность, в результате которой он познает возможности художественных материалов, как способ получения ребенком новых знаний, сведений и как один из основных мотивов деятельности, свою задачу я определяю следующим образом – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами. Для развития творческого самовыражения каждого ребенка я создала художественно-творческий комплекс, включающий в себя различные мини-центры. Мини-центр “Мастерская маленького волшебника” насыщен многообразием современного художественного материала и оборудования. Доступность и свобода выбора обеспечена каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники, открывать для себя неизведанное. В мини-центре “Островок чудесных превращений” каждый ребенок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве, воплощая в жизнь свои творческие замыслы. Дети с удовольствием включаются в активную изобразительную деятельность, используя различные материалы, смешивая разные приемы и техники. Все произведения, выполненные детьми, обыгрываются, включаются в уже знакомую среду, дополняют ее и создают новые самостоятельные выставочно-игровые островки. Мини-центр “Театр детского творчества” несет в себе концепцию объединения всех творческих сил и проявлений ребенка, а также всех видов его разнообразной деятельности (игра, музыка, пластика, изо и т.д.). В мини-центре групповой театральной гостиной есть всё необходимое: куклы, атрибуты, декорации для разных видов театра. На импровизированной сцене, каждый ребенок может прочитать любимое стихотворение, изобразить героя или сценку из литературного произведения. Играя в театр, дети становятся и режиссерами, и актерами своих спектаклей, в которых учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства. Моя роль заключается в оказании помощи каждому ребенку в открытии для себя ценности познания и переживания эстетических характеристик отдельных предметов, явлений, событий, в выборе близкого интересам ребенка содержания творческой деятельности, на чем базируется субъективный опыт творчества ребенка. В мини-центре “Я – дизайнер”, который оснащен разнообразным полифункциональным материалом, мои маленькие художники делают свои первые успехи, приобретая личный опыт в дизайн - деятельности. Такая художественно-творческая деятельность удовлетворяет желание ребенка что-то изменить, дополнить, сделать своими руками. Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, обогащает детей широким спектром эстетических впечатлений, направляет их творческую активность, вызывает желание экспериментировать с различными художественными материалами, тем самым, создавая основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве. Свою педагогическую копилку постоянно обогащаю различными практическими материалами (циклы игр-занятий “Дверца в сказку”, серия сценариев досугов и развлечений “Вместе веселее”, серия познавательных сказок “Сказки про краски” и др.), которые способствуют развитию интереса к экспериментированию, исследованию в различных видах художественно-творческой деятельности. Предлагаю вашему вниманию серию сказок “Гуашевое государство” для развития интереса к экспериментированию с красками которые направлены на развитие интереса ребёнка к экспериментированию с цветом, пятном, мазком, формой, линией. Серия сказок “Гуашевое государство” Сказка “Три царевны гуашевого царства” Задачи: Познакомить с основными цветами спектра (красный, желтый, синий). Познакомить со способом получения новых цветов и оттенков путем смешивания основных цветов. В некотором царстве, в Гуашевом государстве жили-были три прекрасные царевны - Красная, Желтая и Синяя. Красная царевна была самой горячей, яркой, величественной, веселой и смелой. Желтая царевна была доброй, солнечной, золотой и богатой. А Синяя царевна была спокойной, тихой и печальной. У каждой царевны было свое маленькое королевство, где ее окружали дома, предметы, животные и растения, которые подходили ей по цвету и по характеру. Все остальные Краски завидовали трем важным царевнам. Зеленой краске тоже захотелось быть главной и иметь свое королевство — свой дом, парк, красивые цветы и многое другое. “Я так приятна для глаз, - говорила она. - Зелень травы, деревьев и кустарников любят и взрослые, и дети. Почему я не царевна?” Но краски дружно возражали ей: “Ты прекрасна и очень привлекательна, но зеленый цвет - не основной, не главный. Всю многоцветность мира можно передать только с помощью 3-х красок - красной, желтой, синей и новых красок, полученных, смешивая красную, желтую и синюю. А если тебя, Зеленая, начнут смешивать с другими цветами, то неизвестно, что получится”. “Это не так. Я все равно хочу быть главной”, - твердила упрямая Зеленая краска. Надоели царю Гуашевого царства эти разговоры, и он издал приказ, в котором повелевал Художнику доказать скандальной Зеленой краске, что она не главная, не основная. Наложил Художник на палитру желтую, синюю и зеленую краски и начал смешивать их с красной, самой яркой, смелой и решительной. Что же получилось? Желтая и Красная - оранжевая, Синяя и Красная - фиолетовая, Зеленая и Красная - грязь какая-то. И сразу все поняли, почему в их Гуашевом царстве только три основные Краски-царевны. Смешивая эти краски, можно получить все другие цвета. Даже вздорный зеленый цвет можно получить, если к синей добавить желтую краску.Синяя и желтая - зеленая. Прошло уже много времени, а в Гуашевом царстве продолжают жить-поживать три царевны - Красная, Желтая и Синяя. Если вы не верите, что эти три краски - самые главные, основные, попробуйте убедиться в этом сами, смешивая на палитре красную, желтую и синюю краски. Сказка “В гости к краске мы пойдём” Задача: Закреплять понимание того, что три краски - красная, синяя и желтая — основные. Помнишь?.. В некотором царстве, в Гуашевом государстве жили-были три прекрасные царевны. Как их звали? Правильно, Красная, Синяя и Желтая. Красная царевна была... Какой? Желтая царевна была... Какой? Синяя царевна была... Какой? Каждая из них жила в своем маленьком королевстве, где ее окружали строения, предметы, животные и растения, которые подходили ей по цвету и по характеру. Веселые, яркие красные деревья росли в королевстве Красной царевны. Солнечные, золотые - у Желтой. Тихи...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.08.22 | Просмотров: 2513
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|