Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие интереса дошкольников к экспериментированию в процессе интеграции различных видов художественно-творческой деятельности - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Развитие интереса дошкольников к экспериментированию в процессе интеграции различных видов художественно-творческой деятельности


Автор(ы): Маковеева Татьяна Юрьевна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования. Совершенствование личности дошкольника предполагает развитие у него разнообразных способностей, положительного отношения к миру, разнообразных умений, которые в основе своей наиболее мощно развиваются в изобразительной деятельности.
Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественно-творческой деятельности, посильной детям дошкольного возраста, является одной из центральных задач развития детей в изобразительной деятельности. В связи с этим, основная задача взрослого – создать условия и помочь сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, используя универсальность и синкретизм (единство) последнего.
Наблюдая за развитием детей в изобразительной деятельности, изучая научные разработки, отражающие её возможности для полноценного развития ребенка, пришла к выводу: недопустимо строить воспитание детей на основе механического освоения техники изображения; навязывать детям стереотипы и шаблоны, которые они легко усваивают, но это ни на шаг не продвигает их в художественном развитии; подгонять творчество детей, их манеру изображения под взрослые образцы; предполагать, что творческие и познавательные способности в процессе изобразительной деятельности разовьются сами собой. Все это отрицательно влияет на психическое и физическое здоровье ребенка, ведет к потере интереса к познанию мира.
Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов в организации педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей.
Все виды художественно-творческой деятельности детей тесно связаны с различными направлениями развития, включенными в воспитательно-образовательную систему. Поэтому одним из основополагающих принципов качественного проектирования педагогической деятельности, направленной на развитие интереса к экспериментированию различных художественными материалами является принцип интеграции, как глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного программного содержания. Интеграция охватывает направления познавательно-речевого, социального, эстетического развития, игру. Принцип интеграции основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание). Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации педагогического процесса соответствует характеру мышления дошкольников, которое является наглядно-действенным и наглядно-образным. Таким образом, интегрированное решение программных задач позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным.
Механизмом интеграции является образ, создаваемый выразительными средствами разных видов искусства в разных видах художественной деятельности детей:
  • в художественно-речевой деятельности средством выразительности является слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры);
  • в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации - движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
  • в музыке - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.;
  • в изобразительной деятельности;
  • в рисовании (форма, величина, цвет, композиция, ритм);
  • в лепке (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине);
  • в аппликации (форма, цвет, композиция и т.д.).
Принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, является актуальным и органичным в направлении интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка. Такой подход позволяет охватить весь педагогический процесс в целом. А педагогу дает широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития личности дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей; помогает сформировать умения мобильно включаться в поиск, присваивать новые способы действий, разбираться в заданной педагогической ситуации, выходить за ее пределы, творчески варьируя и прогнозируя результат
Я подошла к пониманию того, что на пути к самовыражению в художественно-творческой деятельности дети должны не только лепить и рисовать, но прежде накапливать впечатления, личный опыт, знания и умения, а так же петь и танцевать, импровизировать и играть, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Таким образом, ребенок занимает позицию исследователя. В этом случае педагогические усилия я направляю на поддержание в ребенке веры в свои творческие силы и способности, чтобы он не терялся и искренне радовался, оставшись один на один с чистым листом бумаги, акварелью, восковыми мелками, кусочком пластики и т.д.
Рассматривая детское экспериментирование как самоценную для ребенка, творческую деятельность, в результате которой он познает возможности художественных материалов, как способ получения ребенком новых знаний, сведений и как один из основных мотивов деятельности, свою задачу я определяю следующим образом – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами.
Для развития творческого самовыражения каждого ребенка я создала художественно-творческий комплекс, включающий в себя различные мини-центры.
Мини-центр “Мастерская маленького волшебника” насыщен многообразием современного художественного материала и оборудования. Доступность и свобода выбора обеспечена каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники, открывать для себя неизведанное.
В мини-центре “Островок чудесных превращений” каждый ребенок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве, воплощая в жизнь свои творческие замыслы. Дети с удовольствием включаются в активную изобразительную деятельность, используя различные материалы, смешивая разные приемы и техники. Все произведения, выполненные детьми, обыгрываются, включаются в уже знакомую среду, дополняют ее и создают новые самостоятельные выставочно-игровые островки.
Мини-центр “Театр детского творчества” несет в себе концепцию объединения всех творческих сил и проявлений ребенка, а также всех видов его разнообразной деятельности (игра, музыка, пластика, изо и т.д.). В мини-центре групповой театральной гостиной есть всё необходимое: куклы, атрибуты, декорации для разных видов театра. На импровизированной сцене, каждый ребенок может прочитать любимое стихотворение, изобразить героя или сценку из литературного произведения. Играя в театр, дети становятся и режиссерами, и актерами своих спектаклей, в которых учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства.
Моя роль заключается в оказании помощи каждому ребенку в открытии для себя ценности познания и переживания эстетических характеристик отдельных предметов, явлений, событий, в выборе близкого интересам ребенка содержания творческой деятельности, на чем базируется субъективный опыт творчества ребенка.
В мини-центре “Я – дизайнер”, который оснащен разнообразным полифункциональным материалом, мои маленькие художники делают свои первые успехи, приобретая личный опыт в дизайн - деятельности. Такая художественно-творческая деятельность удовлетворяет желание ребенка что-то изменить, дополнить, сделать своими руками.
Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, обогащает детей широким спектром эстетических впечатлений, направляет их творческую активность, вызывает желание экспериментировать с различными художественными материалами, тем самым, создавая основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.
Свою педагогическую копилку постоянно обогащаю различными практическими материалами (циклы игр-занятий “Дверца в сказку”, серия сценариев досугов и развлечений “Вместе веселее”, серия познавательных сказок “Сказки про краски” и др.), которые способствуют развитию интереса к экспериментированию, исследованию в различных видах художественно-творческой деятельности.
Предлагаю вашему вниманию серию сказок “Гуашевое государство” для развития интереса к экспериментированию с красками которые направлены на развитие интереса ребёнка к экспериментированию с цветом, пятном, мазком, формой, линией.

Серия сказок “Гуашевое государство”

Сказка “Три царевны гуашевого царства”

Задачи:
  1. Познакомить с основными цветами спектра (красный, желтый, синий).
  2. Познакомить со способом получения новых цветов и оттенков путем смешивания основных цветов.
В некотором царстве, в Гуашевом государстве жили-были три прекрасные царевны - Красная, Желтая и Синяя.
Красная царевна была самой горячей, яркой, величественной, веселой и смелой.
Желтая царевна была доброй, солнечной, золотой и богатой.
А Синяя царевна была спокойной, тихой и печальной.
У каждой царевны было свое маленькое королевство, где ее окружали дома, предметы, животные и растения, которые подходили ей по цвету и по характеру.
Все остальные Краски завидовали трем важным царевнам. Зеленой краске тоже захотелось быть главной и иметь свое королевство — свой дом, парк, красивые цветы и многое другое. “Я так приятна для глаз, - говорила она. - Зелень травы, деревьев и кустарников любят и взрослые, и дети. Почему я не царевна?”
Но краски дружно возражали ей: “Ты прекрасна и очень привлекательна, но зеленый цвет - не основной, не главный. Всю многоцветность мира можно передать только с помощью 3-х красок - красной, желтой, синей и новых красок, полученных, смешивая красную, желтую и синюю.
А если тебя, Зеленая, начнут смешивать с другими цветами, то неизвестно, что получится”.
“Это не так. Я все равно хочу быть главной”, - твердила упрямая Зеленая краска.
Надоели царю Гуашевого царства эти разговоры, и он издал приказ, в котором повелевал Художнику доказать скандальной Зеленой краске, что она не главная, не основная.
Наложил Художник на палитру желтую, синюю и зеленую краски и начал смешивать их с красной, самой яркой, смелой и решительной. Что же получилось?
Желтая и Красная - оранжевая,
Синяя и Красная - фиолетовая,
Зеленая и Красная - грязь какая-то.
И сразу все поняли, почему в их Гуашевом царстве только три основные Краски-царевны. Смешивая эти краски, можно получить все другие цвета. Даже вздорный зеленый цвет можно получить, если к синей добавить желтую краску.Синяя и желтая - зеленая.
Прошло уже много времени, а в Гуашевом царстве продолжают жить-поживать три царевны - Красная, Желтая и Синяя.
Если вы не верите, что эти три краски - самые главные, основные, попробуйте убедиться в этом сами, смешивая на палитре красную, желтую и синюю краски.

Сказка “В гости к краске мы пойдём”

Задача: Закреплять понимание того, что три краски - красная, синяя и желтая — основные.
Помнишь?.. В некотором царстве, в Гуашевом государстве жили-были три прекрасные царевны. Как их звали? Правильно, Красная, Синяя и Желтая.
Красная царевна была... Какой?
Желтая царевна была... Какой?
Синяя царевна была... Какой?
Каждая из них жила в своем маленьком королевстве, где ее окружали строения, предметы, животные и растения, которые подходили ей по цвету и по характеру. Веселые, яркие красные деревья росли в королевстве Красной царевны. Солнечные, золотые - у Желтой. Тихи...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.08.22 | Просмотров: 2513

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340