Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие связной речи посредством мнемотехники - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Развитие связной речи посредством мнемотехники


Автор(ы): Гарипова Люция Саловатовна, Воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить и запомнить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания даются ему с помощью вспомогательных средств: в виде действий с моделями, отражающие существенные черты изучаемых явлений, мнемотаблиц, которые несут в себе обучающую информацию, использование образцов и образных фантазий (эйдетизм), открывающими новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. И таким образом, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия, т.е., на основе наглядно-действенной формы складывается наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.
Я третий год успешно применяю приемы эйдетики, моделирования и мнемотехники во всех разделах программы. В разделе «Развитие элементарных математических представлений» для ознакомления с цифрами, каждую цифру я выразила в виде определенного эйдоса (греч. – образа), например, цифра 1 в виде образа «одинокого мальчика с протянутой рукой, который хочет с кем-нибудь подружиться», а цифра 2 в виде «царевны – лебедя, которая дважды меняет свой облик» и т.д., таким образом, абстрактная цифра превращается для детей в понятный им и живой образ, который легко запоминается. «Числовая ось» – по своей сути, тоже является моделью, которая определяет количественные отношения.
Для ознакомления с сезонными изменениями в природе использую круговую диаграмму с четырьмя секторами, каждый из которых имеет определенный цвет и обозначает свое время года. По мере наблюдения за природой мы с детьми заполняем условными обозначениями, символизирующими природные явления эту диаграмму. В процессе заполнения детьми индивидуальных диаграмм происходит лучшее усвоение основных принципов экологии.
Для развития логического мышления при классификации используем модель «классификационного древа» и кругов Эйлера, которые наглядно отражают родо-видовые отношения.
Для усвоения звуко-буквенного анализа ввели забавных «звуковичков», наряд которых помогает дать характеристику каждого звука.
Неоценимо использование мнемотехники для развития связанной речи. Для составления описательных рассказов применяю мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляют более содержательные рассказы. Помогают пересказывать прочитанные сказки пространственно-временные модели. А изготовленные мною загадки о животных, которые представляют собой план-модель описания животного, дети с удовольствием используют даже вне занятий.
Модели выполнены в виде простых символов, что позволяет детям самим их изготовить и применять в своих играх.
В разделах «Ознакомление с пространственными отношениями» и «Конструирования» это всевозможные планы, схемы, карты, анализируя и самостоятельно их строя дети учатся ориентироваться и конструировать из различных материалов.
Такой подход мне позволил:
  1. Расширять представления детей об окружающем.
  2. Развивать связную речь.
  3. Развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие.

Конспект комплексного занятия по теме «Птицы»

Программное содержание:
  1. Обобщить знания детей о птицах. Формировать у детей знание о том, что эксперимент – один из способов познания окружающего мира.
  2. Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Развивать связную речь.
  3. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний.
Материалы: книга, силуэты птиц из наждачной бумаги, карта, перья, тазик с водой, листы бумаги, дорожки, чучела, мнемотаблицы описания птиц, изображение силуэта синички на картоне, схема окраски, клей, кисточки, крупка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В нашу группу пришел замечательный подарок – волшебная книга знаний. Вы хотите все знать, быть умными, сообразительными, любознательными? Откуда же человек получает знания? Каким путем? (наблюдает, исследует, читает, слушает рассказы других людей, когда сам что-то изготавливает и т.д.)
Я предлагаю вам отправиться в поход за знаниями, и в этом нам поможет эта волшебная книга. Я надеюсь, что сегодня вы узнаете много нового, что не только книга поделилась с вами знаниями, но и вы можете пополнить ее, и другие люди уже смогут воспользоваться этим богатством – знаниями. А что послужит темой нашего занятия, вы узнаете из загадок.
1. Пестрая крякуша
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.
2. Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
3. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
4. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
5. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет.
Крошки подбирает.
Каких назвать одним словом?
Потренируемся перед дорогой. Вот задание для разминки:
– Отгадайте птицу по силуэту (на карточках контурное изображение ласточки, чайки, утки)
– Определите птицу на ощупь (на карточках из наждачной бумаги силуэты птиц)
Чтобы в походе было легче ориентироваться, все путешественники берут с собой карту. В нашей волшебной книге есть карта, которая подскажет нам правильную дорогу.
1. Дорожка нас привела в научно-исследовательскую лабораторию. Вы говорили, что знания получают с помощью наблюдений, исследований. У вас по 2 пера. Давайте их исследуем. Как вы думаете, это перья одной птицы или разных птиц? Отличаются ли они друг от друга? Чем? Оказывается, это перья курицы. А разные они потому, что одно перо пуховое, а другое маховое. Попробуйте с...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.09.03 | Просмотров: 1763

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340